В июле 1882 г. в семье состоятельного казаха-скотовода, владевшего и небольшим рыбным промыслом на каспийском взморье, Второго Приморского округа Внутренней (Букеевской) Киргизской Орды Астраханской губернии Шерафеддина Таначева родился сын Валидхан. Сейчас это с. Ганюшкино – административный центр Курмангазинского района Атырауской области Республики Казахстан. Ему была суждена долгая, в некоторой степени трагическая, но все же интересная жизнь.
Семья В.Ш. Таначева (Танашева – в казахском варианте), была весьма состоятельной и принадлежала к элите казахского общества Букеевской Орды. Среди предков и родственников Таначевых были советники ханов Букея и Джангира, правители и помощники старшинств округов, получивший от российских властей потомственное дворянство Мухамеджан Бекмохамедов, депутат Государственной Думы I и IIсозывов Бахтигерей Кулманов.
Особо большое значение в этой большой семье уделяли образованию. Когда во Внутренней Орде были учреждены стипендии для «киргизских детей» в различных светских российских образовательных средних и высших учреждениях: кадетском Неплюевском корпусе в Оренбурге, Саратовской и Астраханской классических и реальных гимназиях, фельдшерских курсах в Москве, Казанском университете, - в числе стипендиатов неизменно оказывались представители семьи Таначевых. Не стал исключением и Валидхан. В 1899-1908 гг. он обучался в 1-й Астраханской мужской классической гимназии и показал блестящие способности к языкам и вообще к гуманитарным наукам. В.Ш. Таначев свободно владел казахским, татарским, русским, арабским, немецким, французским и латинским языками. Сохранились письма, статьи, документы написанные им на арабографическом, латинском и кириллическом алфавитах.
В период обучения в Астрахани, Валидхан сближается с лидерами местного татаро-мусульманского общественного движения, вступает в общество «Шурай-Ислам», становится одним из его активистов, участвует в избирательных компаниях регионального и общероссийского уровней, знакомится с программами либеральных и социал-демократических партий. В газете общества «Бургани-Таракки» В. Таначев публикует свои первые статьи общественно-политического характера. В январе 1906 г. вместе с двумя лидерами астраханского мусульманского движения М.Л. Измайловым и Абд. Умеровым был делегатом Второго съезда партии «Иттифак-аль Муслимин» от татаро-мусульманского населения Астрахани. Видимо в ходе работы съездов состоялось первое знакомство В. Таначева с делегатами-татарами из Казани, с которыми в следующее десятилетие его судьба будет неразрывно связана.
В 1908 г., после окончания гимназии, Валидхан поступил в Казанский университет на юридический факультет, который закончил в 1912 г. Во время обучения в университете, в 1910-1912 гг. посетил страны Западной Европы, где окончательно убедился в необходимости проведения реформ в среде мусульманских народов Российской империи.
В это же время в Казани он сблизился с татарскими социал-демократами, особенно дружеские отношения у него сложились с Х. Ямашевым, Ф. Туктаровым и др. Вероятнее всего, В. Таначев был одним из тех, кто инициировал поездку Г. Тукая для лечения туберкулеза кумысом в Астрахань весной 1911 г.
1913 г. стал особо значимым для Валидхана, он закончил университет и поступил на службу помощником присяжного поверенного округа Казанской судебной палаты Министерства юстиции, в которой работал до революционных событий 1917 г. В этом же году он женился на вдове Хусаина Ямашева, представительнице купеческого рода Бадамшиных, одной из первых женщин-татарок, получивших высшее образование, зубном враче Хадиче Зарифовне, с которой прожил до ее смерти в сентябре 1950 г.
В 1910-1917 гг. Валидхан не порывал связи и с Астраханью, неоднократно выступая адвокатом, часто бесплатно, на стороне вдов и сирот из татар-переселенцев по гражданским делам по наследственным и семейным делам. В августе 1915 г. в Казани вместе Саид-Гиреем Алкиным организовал комитет помощи беженцам-мусульманам, в частности польско-литовским татарам, оставшимся без крова из-за Первой мировой войны.
Революционные события 1917 г. и Гражданской войны вовлекли В.Ш. Таначева в свой водоворот. Уже 12 марта 1917 г. Валидхан Таначев и Габдулла Апанай избраны заместителями председателя Казанского мусульманского комитета, которым стал Фуад Туктаров. Также он стал одним из организаторов (членом оргкомитета) Мусульманского комитета в Казани. Но больше всего Таначева в этот период волновала судьба своего, казахского, народа. И уже в начале апреля 1917 г. он стал делегатом, и избран членом президиума 1-го Тургайского областного казахского съезда. 21 апреля 1917 г. он уже на малой родине, стал одним из основных руководителей оргкомитета, затем избран председателем президиума Съезда казахов Букеевской Орды. В июле и декабре 1917 г. - делегатом Первого и Второго Всеказахских съездов в Оренбурге.
В 1917 г. В. Таначев, как и многие мусульманские общественные деятели Российской империи рассматривал различные политические альтернативы. Он был делегатом Всероссийских мусульманских съездов, членом исполкома Всероссийского мусульманского совета. Также вошел в состав Особого совещания по разработке проекта Положения о выборах Учредительное Собрание, депутатом которогоон стал от Букеевской орды. Хотя на съезде мусульман, «Курултае», Казанской губернии Таначев был также включён в список кандидатов (из 12 человек) под номером 5 в депутаты Учредительного Собрания России, также как и его супруга Хадича (под номером 7). Был Валидхан Шерафеддинович избран и депутатом Букеевского областного Совета Крестьянских депутатов, делегатом I Всероссийского съезда Крестьянских депутатов, членом Исполкома Всероссийского Совета Крестьянских депутатов.
Продолжение следует