Найти в Дзене
Крошка Бижу

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА (ЭЛЕКТРОФОРМИНГ): Инструкция №10. Проверяем интернет-рецепты патинирования медных изделий

Части 1-10 (введение, сборка гальванической установки, приготовление растворов, нанесение токопроводящего слоя, процесс меднения, восстановление и утилизация растворов и многое другое) тут Добрый день, друзья! Сегодня уделим время еще нескольким вариантам патинирования изделий из меди, ведь оно позволяет расширить возможности для реализации авторских идей, а сами изделия наделить яркой индивидуальностью и выразительностью. Ранее я уже знакомила вас со способами нанесения патины и цветовыми оттенками от светло- до темно-коричневого, от серого до черного, от голубого до изумрудного и т.д. Но хочется же большего! Особенно зимой нам нужно много солнца и света, ярких красок и новых впечатлений. Как же нашим медным изделиям придать яркости, как получить белый, красный, желтый (золотой), зелёный, фиолетовый и другие цвета? Я очень долго искала рецепты и способы патинирования меди в яркие цвета (кроме радужного). Очень хотелось получить чистые оттенки. Но рецептов попадалось множество, а вот

Части 1-10 (введение, сборка гальванической установки, приготовление растворов, нанесение токопроводящего слоя, процесс меднения, восстановление и утилизация растворов и многое другое) тут

Добрый день, друзья!

Сегодня уделим время еще нескольким вариантам патинирования изделий из меди, ведь оно позволяет расширить возможности для реализации авторских идей, а сами изделия наделить яркой индивидуальностью и выразительностью.

Ранее я уже знакомила вас со способами нанесения патины и цветовыми оттенками от светло- до темно-коричневого, от серого до черного, от голубого до изумрудного и т.д. Но хочется же большего! Особенно зимой нам нужно много солнца и света, ярких красок и новых впечатлений.

Как же нашим медным изделиям придать яркости, как получить белый, красный, желтый (золотой), зелёный, фиолетовый и другие цвета?

Я очень долго искала рецепты и способы патинирования меди в яркие цвета (кроме радужного). Очень хотелось получить чистые оттенки. Но рецептов попадалось множество, а вот результат не всегда известен. Кроме этого, мне не попалось ни одной статьи, где в понятной форме были бы изложены шаги патинирования, пропорции используемых реактивов, предоставлены реальные фотографии результатов. И не осталось ничего, кроме как проверить все рецепты самостоятельно.

Дорогие друзья! Я ни в коем случае не претендую на "великого знатока патинирования", а описываю лишь результаты экспериментов, проведенных собственноручно. Возможно, что я что-то делаю не так, и что-то не получается только у меня.

Обязательно соблюдаем технику безопасности при работе с химическими реактивами - надеваем фартук, респиратор, защитные очки и перчатки!

ПОЛУЧЕНИЕ ЗОЛОТОГО ОТТЕНКА НА МЕДИ

Способ №1. В самом начале пути я изучала много литературы. В одной из книг мне и попался рецепт золотой патины (патине в книге посвящена целая глава).

Если в поисковике сделать запрос "патина золотистого цвета на меди", то Интернет выдаст адреса сайтов, где будет указан именно этот способ. Всего три вполне доступных ингредиента. Сам процесс не вызывает особой сложности. Нужно срочно пробовать! НО!!! Где-то вместо сульфата меди CuSO4 указан медный купорос (CuSO4*5H2O), а где-то сульфид меди.

Итак, сначала иду простым путём - беру медный купорос 0,6 г/л, молочный сахар (лактоза пищевая) 180 г/л и едкий натр (каустическая сода) 180 г/л. Пропорции ингредиентов уже несколько напрягли.... Где 0,6 и где 180..... Делаю всё по рецепту - три отдельных раствора, 15-минутное кипячение и далее (фото последовательности действий именно к этому рецепту размещать не буду. Чуть ниже вы увидите похожий рецепт, но уже с фото). На кухне стоит запах жжёного сахара - это лактоза с каустиком кипятятся, не помогает даже респиратор и открытое окно. Я терплю - жду золото, даже самую красивую заготовку на браслет из дубового листа приготовила! Пришло время загрузки изделия в этот раствор. Погружаю. 5-10-15-20-60-90 секунд....... И! Ничего не произошло! Совсем!

Предполагаю, что вместо CuSO4*5H2O нужен чистый CuSO4. О сульфиде меди я даже и не думаю - цена на сайтах очень высокая. Выпариваю воду из медного купороса, кристаллики вместо синих становятся бело-серыми матовыми.

-2

Прекращаю выпаривание, когда кристаллики стали совсем светлые, чуть-чуть толкУ их до более мелкой фракции. Повторяю все, только уже с CuSO4. И опять НИЧЕГО! После погружения в готовый раствор на заготовке появилась лишь парочка маленьких оранжевых пятнышек. РЕЦЕПТ НЕ РАБОТАЕТ!

-3

Способ 2. Практически приняв ситуацию, что золотая патина мне недоступна, я случайно на совершенно не знакомом мне сайте в статье Химопластика нахожу её вариант с теми же ингредиентами, но уже совсем в других пропорциях (кстати, в вышеуказанной статье еще много интересной информации). Рецепт с сайта: в 100 г воды растворяют 4 г каустической соды и 4 г молочного сахара, кипятят 15 минут, затем при постоянном размешивании прибавляют малыми дозами 4 г раствора насыщенного медного купороса. В горячую смесь погружают хорошо очищенные медные изделия. В зависимости от продолжительности действия они приобретают различную окраску - от золотой, зеленой до полной черноты. Пробуем.

-4

Количество воды в рецепте указано в граммах, но я беру для эксперимента 200 мл воды (соответственно всех реагентов по 8 г) и все три раствора готовлю отдельно. В 75 мл кипятка растворяем 8 г молочного сахара, в 50 мл воды температурой 60-70 градусов растворяем медный купорос и в 75 мл холодной воды растворяем каустическую соду (этот раствор сильно нагревается). Далее в емкость, в которой будет кипятиться наше зелье, переливаем остывший раствор молочного сахара, к нему медленно добавляем слегка остывший раствор каустической соды и ставим емкость на слабый огонь. Доводим до кипения. В процессе нагрева раствор меняет цвет от светло-желтого, до темно-коричневого. В воздухе присутствует запах жженого сахара.

-5

Оставляем кипятится 15 минут (он очень быстро выкипает, поэтому при приготовлении ориентируемся на размер патинируемого изделия), после медленно вливаем в него раствор медного купороса. При добавлении медного купороса на поверхности раствора появляются золотистые разводы. Опускаем заготовку в раствор и.........

О, чудо! Наконец-то! На заготовке сразу появился золотой цвет!

-6

Прошу не обращать внимания на появившийся розовый цвет - это так себя повел подопытный лист - на нём ставился уже не один эксперимент. Итак, с этим рецептом на медном изделии получился действительно золотистый цвет. Местами он светло-желтый, а местами ярко-лимонный. Патина очень устойчива, после промывания под водой и покрытия лаком с ней ничего не произошло, цвет даже стал ярче и насыщеннее. Однозначно, оставляю данный РАБОЧИЙ рецепт.

-7

ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА ОТ КРАСНОГО ДО ТЕМНО-КОРИЧНЕВОГО

Из интернет-источников узнаём, что для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах - он есть в продаже почти во всех аптеках. На данном сайте нахожу описание и даже фотографии. Но опять возникли вопросы: "немного" - это сколько, из чего патинируемая деталь - медь или латунь (судя по начальному цвету - латунь), "использовал даже уксус" - скольки процентный? А с какой кислотой в итоге получились такие цвета? Ищем ответы опытным путём.

ВНИМАНИЕ! Категорически не советую использовать в качестве кислоты аккумуляторный электролит! Можно получить отравление и ожог дыхательных путей! Я начала эксперимент, но в первую же секунду остановилась - началось сильное бурление раствора, сильный запах сернистого газа - всё, как в учебниках (Na2S2O3 + H2SO4 → Na2SO4 + SO2 + S↓ + H2O).

У меня не осталось целых изделий, которые можно использовать для опытов, поэтому разделю на несколько частей омедненный дубовый лист.

-8

Ампула содержит 10 мл раствора натрия тиосульфата. Пробуем использовать уксусную кислоту 70%. В рецепте сказано, что при добавлении кислоты раствор должен стать молочно-белым. На 10 мл тиосульфата добавляю 5 мл уксуса. Раствор сначала начинает пузыриться, а потом мутнеет - становится цвета разбавленного молока. В воздухе ощущается запах сероводорода, а потом запах уксуса становится еще насыщеннее - респиратор не помогает. Погружаю деталь в раствор, на изделии мгновенно появляются темные пятна. Результат меня не устраивает.

Вместо уксуса к тиосульфату добавляю концентрированный раствор лимонной кислоты - 5 г развожу в 5 мл теплой воды. В воздухе появился запах сероводорода, но он не такой резкий, как от уксусной кислоты. Раствор по цвету стал более приближенным к цвету на фотографии, размещенной на сайте - непрозрачный белый. Опускаю в него заготовку, и она на глазах окрашивается в густой серо-коричневый цвет.

-9

Вынимаю заготовку из раствора, промываю, сушу. Патина не стирается пальцами. Слегка осветляю некоторые места и покрываю лаком. Под лаком также ничего не происходит - патина устойчивая.

-10

Но такой цвет мы уже получали с помощью медного купороса и перманганата калия и с помощью раствора серной печени. Стоит ли использовать еще и тиосульфат с кислотой- вопрос спорный. Я и глазом моргнуть не успела, как заготовка окрасилась в темный цвет, никаких промежуточных цветов (красный, насыщенно красный, иссиня-красный, темно-синий) я не наблюдала. В скором времени сделаю еще раз контрольную пробу, в том числе и на латуни. Если будут изменения, то обязательно об этом напишу (есть еще способ тиосульфат+ацетат свинца). Но в таком виде данный способ себе в рецепты патинирования не оставлю - есть более легкие способы получения такого цвета. Пока считаю данный рецепт НЕ РАБОЧИМ.

ПОЛУЧЕНИЕ КРАСНО-КОРИЧНЕВОГО ЦВЕТА

Для получения красно-коричневого цвета интернет рекомендует следующий способ: смешать одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и развести в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. Как всё просто!

-11

Я готовлю растворы отдельно. Две столовых ложки медного купороса развела в двух столовых ложках горячей воды. Две столовые ложки цинка хлористого тоже развожу в двух столовых ложках воды комнатной температуры - раствор будет сильно нагревается. В раствор медного купороса вливаю раствор цинка хлористого, размешиваю. При этом жидкость становится красивого цвета Тиффани.

-12

Помещаем заготовку в ванну с раствором. Примерно через минуту заготовка стала матовой и начала приобретать красно-коричневый цвет.

-13

Из раствора я достала лист +- через 2 минуты. Промыла, просушила и покрыла лаком.

-14

Очень стойкий цвет патины, который не меняется под лаком. Красно-коричневый? Да. Красивый ли цвет? На любителя. Но РЕЦЕПТ СЧИТАЮ РАБОЧИМ.

И всё-таки цвет не такой красный, как хотелось бы!

Друзья, нужна ваша помощь и коллективный разум! Здесь мне попадается рецепт идеально красной патины. Это иностранный ресурс, поэтому браузер переводит страницу. Понятно, что у автора несколько другой материал, но всё же медь. Из ингредиентов только тетраборат натрия (бура). Весь процесс заключается в нагревании заготовки и быстром охлаждении ее в растворе буры (так надо делать несколько раз). Пробую, и вот что получается.

-15

Изумительный стойкий бордово-красный цвет, не пропадающий под лаком! То, что нужно. НО!!! Цвет появляется только с одной стороны листа - с той, с которой не происходит контакта с огнем из газовой горелки. Там, где греем, остается просто начальный медный цвет. И буру использовала всякую - от безводной, пятиводной до десятиводной, и в разных пропорциях разводила. И моющие средства добавляла - пыталась сделать порошок, как на сайте (этот порошок можно купить и в РФ, но за огромные деньги - не наш метод). И кидала в раствор, и кистью мазала. И двумя горелками грела - тогда цвета нет нигде, и поочередно - бесполезно. Цвет только на одной стороне. Думаю, может, не хватает температуры - жду новую горелку с нагревом до 2000 градусов. Пожалуйста, в комментариях напишите, почему цвет может появляться только на одной стороне, чего не хватает. Уж очень красивый цвет, а борьба с его равномерным сохранением длится уже больше месяца!

Сейчас в процессе эксперименты с получением белой патины с помощью селитры аммиачной, оливковой с помощью хлорокиси меди (ХОМ) и т.д. - непаханое поле. Как ни странно, но многие рецепты содержат в качестве реактива какое-нибудь удобрение. Дома теперь у меня их столько, сколько на даче никогда не было :)). В общем - проводим эксперименты дальше.

Не пора ли нам сделать какую-нибудь вещицу? Предлагаю заколку-шпильку из натуральной ракушки. Одновременно и с полимерной глиной поработаем.

Инструкция №11. Делаем заколку-шпильку из натуральной ракушки тут

Всем большое спасибо!