Найти в Дзене
Любопытно пишете!

Почему в 2025 году я не хочу писать для экспертных блогов в соцсетях

Оглавление

В 2020 году я нырнула в очень интересное для себя направление: экспертный smm-копирайтинг. Это когда ты пишешь вместо вместе с каким-либо специалистом для его блога в социальных медиа. Например, я много работала с врачами.

Что такое экспертный копирайтинг

Бывает, ты собираешь информацию из интервью, видео, каких-то черновиков, предоставленных человеком; бывает, просишь записать голосом ответы на свои вопросы или выигрываешь созвоны «на полчасика». Иногда гуглишь, что греха таить. 

Бывает и так, что клиент готов полностью делегировать тексты копирайтеру, минимально интересуясь вопросом. У меня так тоже было: и рубрики продумываешь, и темы прописываешь, и текст создаёшь, и дизайнеру ТЗ составляешь, и размещаешь, и статистику отслеживаешь. Это, в общем-то, палка о двух концах, но сейчас не об этом.

Эту услугу я раскручивала как необходимость (знаю, что многие другие тоже это делали и продолжают делать) для любого плюс-минус занятого специалиста, долго утверждала (и была уверена), что без копирайтера ну никак.

А где ему время брать-то, чтобы сидеть и тексты печатать? У него консультации, приёмы, поездки, обучения, личная жизнь! Да и писать не все любят и хорошо умеют. А услуги сами себя не продадут, образ профессионала сам собой не сложится.

В целом, если «поймать волну» и найти нескольких своих экспертов, с кем гармонируешь по ценностям, нормам, характерам, интересам и т.д., то можно и зарабатывать стабильно (тексты для развития блога нужны из месяца в месяц), и удовольствие получать.

Ты знакомишься с классными образованными людьми, всесторонне развиваешься, потому что узнаёшь много нового на разные темы. Красота!

Но минусы тут тоже спрятаны, и довольно жирненькие.

Что не так с экспертным копирайтингом

Легендарный tone of voice поддерживать удаётся не всегда и не у всех

Tone of voice (ToV/тон голоса) — это когда ты как бы мимикрируешь под человека, подражаешь его манере речи/письма, чтобы звучало убедительно. По-простому: собираешь в одном месте его мысли и жизненный/профессиональный опыт, разговариваешь с самим человеком, чтобы понять его образ мышления, общения и поведения, и стараешься всё это сочетать в текстах.

У меня был очень положительный опыт, когда это удавалось на 99,9%. Но бывало и так, что я слышала: «Ой, ну это совсем не то! Я бы так никогда не сказала». И дело тут вовсе не в косолапости копирайтера (оправдывала она себя), а в огромном количестве чисто субъективных вещей.

Все мы разные, отдельные друг от друга люди. У каждого своё воспитание и окружение. Мы просто не можем идеально «впечататься» друг в друга. Не говоря уже о том, что «друзья/знакомые/родные/клиенты не поймут, если я так напишу», «меня не узнают» — точки соприкосновения можно искать очень долго. На это уходят время, силы и нервы (хотя для кого-то это личный вызов и масса удовольствия от процесса, так что каждый решает сам).

Эксперт находится на зыбкой почве

Он не учится писать сам для себя, а полностью рассчитывает на чужого, по сути, человека. Завтра копирайтер улетит на Юпитер, и весь «личный бренд» окажется под угрозой.

Когда я прекратила работать с одним специалистом, он нашёл нового копирайтера. Отличие между тем, что писала я, и тем, что пишет он, разительное. Изменилась сама подача, и стало вовсе непонятно, а был ли мальчик эксперт вообще хоть раз в своём блоге, и что за оркестр тут играет. Так себе ситуация.

Но как тогда быть и владельцам блога, и копирайтерам, которые трудятся на этой вотчине, но уже чувствуют, как под ногами затряслась земля?

Что делать тем, у кого есть или будет экспертный блог

Может, это прозвучит безапелляционно, но зато будет правдой. Кому действительно важно развивать профессиональный аккаунт, найдёт время, чтобы писать самому. Научится, пройдёт курсы, возьмёт консультации, подпишется на каналы с советами, как разрабатывать писательскую мышцу (например, на мой, хе-хе). Это очень важная и увлекательная сторона саморазвития.

Руки чешутся добавить сюда клише: главное — не количество, а качество. Необязательно размещать каждый день новые тексты, чтобы быть успешным автором. Пишите в комфортном для себя темпе, в соответствии со своими целями.

Это горизонт и для самих копирайтеров — консультировать авторов, помогать им писать лучше, развивать тематические сообщества. К тому же, остаются ещё десятки направлений, в которых нужны тексты. О каждом стоит написать отдельно (пишите в комментариях, если хотите такую серию статей).

Ну а если писать всё-таки совсем-совсем не хочется, можно и дальше наговаривать текст. Но для того, чтобы оформить его во что-то удобоваримое и приятное, нужен вовсе не копир, а грамотный помощник, ассистент, владеющий базовым уровнем работы с текстом.

Просить за транскрибацию с «причёсыванием» стоимость текста с нуля — это… Впрочем, тут каждый сам решит, что для него этично, а что нет, сколько денег просить и кем себя называть.

Сейчас я чувствую, что тренд на копирайтера экспертного блога потихоньку уходит в прошлое. Люди научились определять, где говорит сам автор, где за него говорит посторонний человек, и даже творения ChatGPT распознать вполне реально (хотя нейросеть неплохо помогает в том, чтобы получить «костяк» поста, если составить промпт с умом).

Читатели доверяют нашей аутентичности (даже если ачепятки — её неотъемлемая часть), а не чему-то выглаженному, написанному по всем правилам, но явно (или слегка ощутимо) кем-то другим. Авторское, самобытное — это то, к чему стремятся люди, пресытившиеся шаблонами, однотипностью, подвохами.

Так что эту часть своей деятельности я ставлю на паузу. Но противоположные мнения тоже готова выслушать.

P.S. Всё написанное относится также к личным, но не относится к корпоративным блогам.