В творчестве каждого писателя есть произведение, которое оказывается для него прорывным: возносит на литературный Олимп и дарит мировую славу. Для Эрика Фуасье таковым стал в 2021 году роман «Бюро тёмных дел», сразу же сделав его «ведущим автором французского исторического триллера». В начале 2025 года роман стал доступен и российской читательской аудитории.
Сюжет романа «Бюро тёмных дел» Эрика Фуасье
После лихорадочных июльских дней 1830 года, когда был свергнут Карл X и на престол взошёл Луи-Филипп Орлеанский, Париж целый месяц бурлил, упиваясь эйфорией победы. Однако с наступлением осени простому люду стало окончательно ясно, что смена хозяина на троне, не улучшит его положение. Напротив, условия труда ужесточились, а заработные платы ещё больше снизились. Потому не требовалось большого ума для очевидного вывода: достаточно самого незначительного события, малейшего предлога, чтобы снова вспыхнуло революционное пламя. Вопрос заключался только в том, какая именно часть из многочисленной раздробленной оппозиции воспользуется шансом и нанесёт удар первой? Предвидя это, те буржуа, что сумели оказаться в фаворе у новой власти, теперь активно пытались укрепить свои позиции.
Богатый промышленник Ша́рль-Мари́ Дове́рнь был человеком, который никогда не отягощал свой мозг политическими убеждениями, но ловко ими пользовался. Потому, когда одни вдохновенно кричали на баррикадах о свободе, равенстве и братстве, он пробрался в закулисье власти и получил место в Палате депутатов. А уже к концу октября 1830 года сумел увести из-под носа конкурентов несколько выгодных государственных контрактов, и договориться о заключении брака своего сына Люсье́на Дове́рня с единственной дочерью одного нормандского промышленника, чьё приданное составляло четыреста тысяч золотых франков. Однако в день помолвки разыгралась чудовищная драма. В разгар званого вечера молодой человек поднялся на третий этаж за стихами собственного сочинения, коими планировал впечатлить невесту, но по пути остановился возле старого венецианского зеркала, чтобы полюбоваться собой, а потом решительно направился к оконному проёму и с ледяным спокойствием бросился вниз.
Столь нелогичная, нелепая смерть породила множественные пересуды в высших кругах. И хотя она никоим образом не бросала тень на возможных врагов короны, вполне могла подорвать едва начавшуюся политическую карьеру господина Доверня. Потому он обращается к комиссару Жю́лю Фланша́ру и просит о тайном расследовании. Глава Службы безопасности и сыска, понимая всю деликатность ситуации, находит по картотеке полиции подходящего человека из аристократических кругов — молодого инспектора Валанте́на Ве́рна, который работает в Службе надзора за нравами. Организует его перевод в «Сюрте» и передаёт ему дело о самоубийстве Люсьена Доверня.
Валантена принудительный перевод не обрадовал. Ведь он намеренно пошёл в полицию нравов, чтобы поймать Викария — маньяка-педофила по чьей вине четыре года назад погиб его отец Гиаци́нт Ве́рн. Но так как возражать начальству было бессмысленно, инспектор решил смириться с временным зачислением в «Сюрте» и достойно выполнить свою работу. Две недели Валантен кропотливо проверял все обстоятельства трагической гибели Люсьена Доверня и, не найдя ни одного факта указывающего на чей-то злой умысел, уже хотел предоставить комиссару Фланшару отчёт с подтверждением официальной версии. Но тут происходит ещё одно самоубийство. Такое же нелогичное и странное, потому что мужчина, перед тем как совершить суицид, тоже долго смотрелся в зеркало. Совпадение? Или сложный план, преследующий куда более глобальные цели, чем убийство нескольких людей?
Жанровая структура и особенности композиции романа «Бюро тёмных дел» Эрика Фуасье
При создании романа в жанре исторического детектива самое сложное — это найти и выдержать баланс между детективным сюжетом и историческим контекстом. Любой перекос здесь может оказаться фатальным. Потому главным достоинством романа «Бюро тёмных дел» я считаю то, что Эрик Фуасье сумел филигранно вписать выдуманное им преступление в один из сложнейших периодов истории Франции — приход к власти короля Луи-Филиппа в результате июльской революции 1830 года. Каждая сцена пронизана атмосферой того времени «во всей её сложной полноте, с бедами, неурядицами, страстями и незримыми схватками». В каждом диалоге чувствуется пульс эпохи, касается ли он стоимости обеда в кабаке или обсуждения грядущего судебного процесса над бывшими министрами Карла X.
Игрища в высших эшелонах власти не могли не сказаться на работе полиции, которая в первой половине XIX века только проходила процесс своего формирования. К началу событий в книге первый руководитель «Сюрте» — Эже́н Франсуа́ Видо́к уже три года находился в вынужденной отставке за «неблагонадёжность». При этом коррупция «в оплоте закона и правопорядка» продолжала цвести, как майский луг, несмотря ни на какие перестановки и новые назначения. Всё продавалось, всё покупалось, потому как всё имело свою цену. Однако даже в такой среде находились люди, желающие бороться с несправедливостью и злом. Таким образом, в «Бюро тёмных дел» автор предлагает читателю крутой замес исторического полицейского детектива с элементами политики и криминала. А вот под мистическим ореолом Эрик Фуасье ловко спрятал один из медицинских феноменов, который в научный обиход сумеет пробиться лишь в 1843 году. Больше сказать не могу, иначе получится спойлер.
С точки зрения композиции роман «Бюро тёмных дел» представляет собой переплетение двух сюжетных линий. Первая (ведущая) стартует в октябре 1830 года, где главный герой — Валантен Верн расследует цепочку загадочных самоубийств, а параллельно продолжает искать по личной инициативе маньяка-педофила по прозвищу Викарий. Вторая линия представляет собой дневник, написанный в 1826 году Дамье́ном Ко́мбом, в котором юноша рассказывает о своём пребывании в плену у Викария с 8 до 12 лет (то есть с 1815 по 1819 года). Отрывки этого дневника периодически вклиниваются в арку с расследованием Валантена Верна, а соединяются вместе в драматичном финале, расставляющим все точки над «i».
Наконец, следует указать на ещё одну важную деталь: «Бюро тёмных дел» не просто переносит читателя на три столетия назад, он ещё и стилистически написан в духе бульварных приключенческих романов XIX века. Потому главный герой Валантен Верн гиперболизировано прекрасен со своими «тонкими, изящными чертами лица, наводящими на мысль, что и не человек это вовсе, а некое небесное создание, заплутавшее среди смертных». А главный злодей Викарий — «с узким лицом, маленькими поблёскивающими глазками и белыми костлявыми пальцами на руках» — нарочито мерзок уже при первом своём появлении в сюжете, даже не успев ничего сделать. Если это держать в голове во время чтения, то феноменальная способность Валантена Верна выбираться из разных патовых ситуаций, подобно Филиесу Фоггу (персонаж романа Жюля Верна «За восемьдесят дней вокруг света»), уже не будет вызывать у вас сильного раздражения или желания закатить глаза к потолку. Но это вовсе не означает, что вся история лёгкая и весёлая. Эмоционально тяжёлых ситуаций, явно навеянных романом Виктора Гюго «Человек, который смеётся», в «Бюро тёмных дел» предостаточно. Например, такие параллели сами собой напрашиваются к образам Валантена Верна (Гуинплена) и его возлюбленной — актрисы Агла́э Марсо́ (Дея).
Анализ содержания, персонажи и темы романа «Бюро тёмных дел» Эрика Фуасье
Учитывая композицию романа «Бюро тёмных дел», автор сразу же выводит на авансцену своей истории двух главных героев: сына аристократа Валантена Верна с блестящим образованием и перспективами в жизни, а также приютского подкидыша Дамьена Комба, у которого злой рок в лице Викария отобрал всё, даже человеческое достоинство. Их миры бесконечно далеки друг от друга, однако уже с момента знакомства с молодыми людьми бросается в глаза их определённого рода сходство. В обоих живёт тьма. В Валантене она «хищная и смертоносная», в Дамьене «непроглядная и всепоглощающая». Шаг за шагом, автор позволяет понять, как именно происходила деформация их душ, на что толкнула и к чему в итоге привела. Это очень тонкая психологическая игра, которая вносит дополнительную интригу в сюжет.
Через Валантена Верна и Дамьена Комба автор поднимает в романе тему социального неравенства во Франции первой половины XIX века и всех тех чудовищных последствий, которые оно порождало и множило от года в год. Государственная машина не только не справлялась, но и не желала ничего делать в отношении простого народа. Для аристократии и нового класса буржуа — он являл собой лишь безликую массу, предназначавшуюся исключительно для захватнических войн под благородными лозунгами, ограбления с помощью налогов и нищенских заработных плат. Потому низы были идеальной средой для распространения болезней и разгула преступности. Как следствие — огромное количество сирот, которые либо массово пополняли работные дома, либо оказывались в лапах сутенёров, обязательно имеющих «крышу» в виде своего полицейского на каждом участке двуликого Парижа.
Город также выступает в романе в роли персонажа. Он, то горделиво позирует богато декорированными фасадами аристократических особняков и видом величественной церкви Марии Магдалины «в стиле знаменитых терм Диоклетиана», то вдруг разевает уродливую пасть «вонючего городского морга, кишащего крысами», то ласково заманивает в уютную аптеку, «окутывающую посетителей нежным запахом лекарственных трав», то безвольно отворяет двери общественной больницы, «больше похожей на приют для умирающих, чем на врачебное заведение». Город — франт, способный очаровать и навсегда в себя влюбить, город — оборотень, способный отнять последний медяк и похоронить заживо.
Рекомендации к чтению
Роман Эрика Фуасье «Бюро тёмных дел» — это захватывающий исторический детектив, в котором наука, упорно пробивающая себе дорогу, ловко прячется под мистическим ореолом. А ещё это великолепный психологический триллер, где не только злодеи, но и жертвы постоянно меняют свои маски. Если вам интересны такие головоломки, тогда советую к чтению.
Оценка: 5/5
Любопытные факты из романа «Бюро тёмных дел» Эрика Фуасье
- Ключевым событием, вокруг которого Эрик Фуасье выстраивает сюжет романа «Бюро тёмных дел», является судебный процесс над бывшими министрами Карла X, ставший тяжелейшим испытанием для нового короля Луи-Филиппа и его правительства. Произошёл он 15 декабря 1830 года в Люксембургском дворце. По его итогу министры сохранили головы на плечах, но были приговорены к пожизненному заключению, а принц Полиньяк, бывший глава правительства — ещё и к гражданской смерти (так называлось лишение всех гражданских и политических прав).
- В книге появляются в качестве персонажей несколько известных исторических личностей, в том числе доктор Алекса́ндр Бертра́н (1820–1902), профессор химии и фармацевтики Пье́р Жозе́ф Пеллетье́ (1788–1842), математик Эвари́ст Галуа́ (1811–1832) и основатель полицейской бригады «Сюрте» Эже́н Франсуа́ Видо́к (1775–1857).