Разговор об изучении математики в кровати Алисой Тепляковой, начатый в статье,
неожиданно развернул эту тему настолько широко, в разных направлениях. Навряд ли можно даже в данной статье закончить его обсуждение.
- 1. Обучение лёжа идёт, и сегодня, в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Вот комментатор пишет:
Сестра пошла в первый класс в 1982 году, интернат был в Белоруссии, недалеко от города Гродно- поселок Озеры. Там дети жили неделю, а на выходные уезжали по домам. Сестра с теплотой вспоминает, у нее до сих пор лучшие подруги от туда) У всех уже взрослые дети)Моя сестра училась в интернате, где лечили сколиоз. Да, именно такие "лежачие" парты. В остальном образование вообще никак не отличалось -такие же предметы, требования. Без проблем поступила в ВУЗ на инженерную специальность, а здоровью интеренат очень помог!
Интернат до сих пор работает, лечат и учат деток с проблемами позвоночника.
Напомню, что если сколиоз не лечить, срок жизни сокращается до 45 лет! /даже не верю в этот страшно короткий, по сегодняшним меркам, срок жизни/
Но, сравним цифры: в 1964 году в Советском Союзе было открыто около 50 школ-интернатов для детей, имеющих проблемы позвоночника.
В нынешней России имеется всего 12 подобных образовательных учреждений.
- 2. Лёжа учили детей в санаториях-интернатах для детей с разными формами туберкулеза.
Немного истории:
Туберкулёз лёгких ("чахотка") до 20 века был ещё не побеждён, и каждый год уносил множество жителей. Но в СССР научились с ним бороться, в том числе, с помощью прививок новорожденным.
В 2018 году в стране от туберкулёза погибло 9 детей, что является очень хорошим показателем.
А для больных детей школьного возраста строили "Лесные школы", потому что поняли, что болезнь больше всего боится солнечных лучей и свежего воздуха.
У меня есть об этом статьи, познавательные и полезные(не пропускайте, читайте, это важно знать!):
Вот так проходил урок в туберкулёзном санатории:
Вльт строчки из воспоминаний санитарки В.М.Чедоковой, работавшей в костно-туберкулезном санатории, работавшем на Алтае для детей блокадного Ленинграда (1942 - 1946):
«…на учёбу и процедуры лежачих больных носили на носилках. Дети, несмотря на болезнь, учились хорошо. Были одарённые. Очень хорошо вышивали, рисовали, пели песни. Рисунки для вышивания придумывали сами, мы поражались их таланту и просили их рисовать для нас. Рисунки с вышивками буквально расходились среди всего персонала… у детей были кожные заболевания, которые называли липозники (кожный туберкулёз), и мы, санитарки ежедневно смазывали их несоленым, топлённым маслом. Затем корочки отпадали, кожа становилась розовая, нежная. В весенне-летний период больных выносили на улицу, чтобы принимали воздушные ванны. Поправке больных помогала хорошая организация лечения, отношение обслуживающего персонала и естественно чистый горный воздух, сосновый лес, испаряющий в атмосферу эфирные соединения, которые тонизируют центральную нервную систему, дыхательный и сосудистый центр. К тому же алтайский воздух наполнен ароматом горных трав и цветов. Была построена баня и детей мыли и меняли бельё один раз в 10 дней. За состоянием здоровья врачи следили очень строго. Дети лежали по несколько лет в гипсе. Не ходили, помню, как с одного сняли гипс (корсет) и велели ему сделать шаг, а он боится. Но всё равно пошёл и упал. И снова ему наложили гипс и снова лежал. Над всеми больными детьми тряслись, ухаживали, как за грудными детьми. А лежачие дети, они же все дети, смотрели на нас как рентген. Глаза были у них очень серьёзные...»
И ещё добавлю для иллюстрации к этому абзацу статьи фотографию о том, как дети спали на веранде, чтобы дышать свежим воздухом:
Интересно рассказывает автор о фото:
Это фото моей мамы, ее воспитатель держит за плечо. Моя мама до сих пор жива. Ей 78 лет. Туберкулёз был после дистрофии, а перед этим была дизентерия и пневмония, был голод 1946 года. В год мама весила 3 кг.
Из Николаева маму отправили откармливаться в Харьков к дедушке и бабушке. Манкой ее откормили знатно, после этого она никогда не имела нормальной массы тела, всегда с плюсом. После этого был сильный рахит. И чуть позже туберкулёз. Несмотря на то, что моя бабушка была педиатром, все это происходило. Такое было время.
- 3. Обучение не просто лёжа, но и во сне. Гипнопедия.
Об этом многие читатели вспомнили сами: персонаж Е.Леонова в фильме "Большая перемена" изучал историю во сне.
Но рассказал "ученик" учителю не только урок из учебника "Истории", но и детективную историю, которую в тот вечер передавали по радио.)))
Так с юмором в фильме показано увлечение в Советском Союзе обучением во сне.
Про это же, про обучение во сне, и тоже с юмором, я написала в статье:
Имеются данные, что индийские йоги и факиры запоминали во сне труднейшие по сложности тексты, тренировали свои память и внимание.
Вот и заинтересованные люди в разных странах уже надеялись, что можно будет "перевернуть мир", обучая людей во сне, экономя школьные и студенческие годы.
В СССР впервые опробовали обучение во сне в 1936 году.
Но профессор, проводивший эти испытания предостерёг, что вторгаться в мозг во время сна может быть опасно для здоровья.
В 1956 году зарубежные учёные доказали, что обучение во сне невозможно, ибо запоминалось лишь то, что было до засыпания. А мозгу важнее дать отдохнуть во сне, а не загружать его дополнительной работой.
Мозг и без этого занят: он перерабатывает информацию, полученную за день, и перекидывает её из кратковременной памяти в долговременную.
В 60-х годах прошлого века в СССР и в Болгарии эксперименты повторяли, с определённым успехом. Но на проверку, все результаты экспериментов были довольно скромными.
В начале 7-х даже провели массовую практику обучения иностранному языку на базе московских ВУЗов. Выделили аудитории с кроватями для обучения во сне студентов.
Проводилось много экспериментов в течение года.
Но, несмотря на некоторые результаты, такое обучение не могли признать эффективным. Потому что, организовать места для сна сотням студентов, с неспящими преподавателями, - это было слишком нерационально.
В ХХI веке начали проводить эти эксперименты с лёгкой стимуляцией мозга током, что также посчитали небезопасным для здоровья.
В результате учёными было признано, что гипнопедия - метод небезопасный для здоровья мозга, поэтому, лучше остановиться на традиционном обучении.
_______________
А как Вы считаете: стоит ли продолжать эксперименты по гипнопедии?
#образование #обучение во сне #дети и школа #гипнопедия #сон обучение