Найти в Дзене

Алексей Иванов «Вегетация». Как стать человеком?

В конце 2024 года вышел новый роман Алексея Иванова под названием «Вегетация». Его название обозначает период роста и развития растений, хотя книга эта совсем не про цветочки: возрастное ограничение 18+ поставлено не зря. В первую очередь – из-за обилия ненормативной лексики. Большинство действующих лиц – простые работяги, и выражаются они соответственно. Жанр этого романа я бы обозначила как антиутопию. Действие происходит в недалеком будущем на южном Урале. Крупные города обозначены сленговыми словечками, вроде Еката (Екатеринбург), а мелкие названы своими именами. Не изменено название и одного из главных объектов, горы Ямантау, известной реально существующим подземным городом-бункером (в нем в романе работает секретная лаборатория). Бытовыми деталями мир романа похож даже не на сегодняшний день, а на конец 1980-х. В небольших городках люди живут бедно, продукты получают по талонам и пытаются заработать в разных «командировках». При этом у всех есть мобильники с выходом в Интернет,

В конце 2024 года вышел новый роман Алексея Иванова под названием «Вегетация». Его название обозначает период роста и развития растений, хотя книга эта совсем не про цветочки: возрастное ограничение 18+ поставлено не зря. В первую очередь – из-за обилия ненормативной лексики. Большинство действующих лиц – простые работяги, и выражаются они соответственно.

Жанр этого романа я бы обозначила как антиутопию. Действие происходит в недалеком будущем на южном Урале. Крупные города обозначены сленговыми словечками, вроде Еката (Екатеринбург), а мелкие названы своими именами. Не изменено название и одного из главных объектов, горы Ямантау, известной реально существующим подземным городом-бункером (в нем в романе работает секретная лаборатория). Бытовыми деталями мир романа похож даже не на сегодняшний день, а на конец 1980-х. В небольших городках люди живут бедно, продукты получают по талонам и пытаются заработать в разных «командировках». При этом у всех есть мобильники с выходом в Интернет, а большинство производственных работ выполняют роботизированные комплексы, напичканные электроникой. В мегаполисах картина, вроде бы, другая, но о них работяги знают понаслышке.

Главные герои романа – молодой рабочий Серёга, опытный бригадир Типалов и его племянница Маринка – борются, каждый по-своему, за собственные интересы. Парень влюблен в Маринку, но она, умная и своенравная, хочет быть «не как все», а потому простой Серёга ей не особо интересен. Она хочет, как дядя, стать бригадиром, хотя женщин-бригадиров не бывает.

В основе сюжета – поход бригады лесорубов под руководством Типалова на поиски особо ценных деревьев – вожаков. Для чего они нужны, никто точно не знает, но деньги за них платят сумасшедшие. Найти дерево-вожака могут только особые люди – бродяги. Считается, что сверхспособности они получают в результате облучения радиацией, а потому век бродяги недолог. Между бригадами идет жестокая борьба и за вожаков, и за бродяг, и бригада Типалова вступает в схватку с конкурентом. Та же борьба идет и в глобальном пространстве – между Западом и Китаем, но о том, что конкретно происходит на ее фронтах, работяги не знают. А те, кто что-то знает, не спешат делиться информацией с другими. Ведь здесь каждый – за себя. (Знакомая ситуация, не правда ли?)

И вдруг в этом жестоком, но отлаженном механизме появляется странный персонаж – близнец Сергея, Митя. Мать признаётся им, что зачала без мужа в результате ЭКО и, дав сыновьям имена, оставила одного из них «в городе» в роддоме. Видимо, не могла поднять двоих. Сложность ситуации заключается в том, что Митя потерял память и не знает, кто он и как попал к дому брата. Но ведет он себя совсем иначе, нежели остальные обитатели «соцгородка». Мы бы назвали его интеллигентом, но в словаре героев Иванова такого слова нет. Он явно знает больше, чем может вспомнить, и Сергей надеется с помощью брата закрепиться в бригаде Типалова и завоевать сердце Маринки…

Что случится с героями дальше, пересказывать не буду. Скажу лишь: роман меня захватил и не отпускал до самой последней страницы. Его главная мысль, в целом, не нова. Человечность в человеке не появляется сама собой, ее нужно взращивать. Главный признак человечности – способность пожертвовать собой ради другого, так что для запуска ее вегетации жесткие события – самое оно. В романе Иванова человечность вдруг проявляется у самых, казалось бы, безнадежных персонажей. Как, впрочем, и наоборот…

Одним словом, считаю роман «Вегетация» одним из самых сильных у Алексея Иванова. Не удивлюсь, если вскоре он превратится в боевик – экшна там хоть отбавляй. Рекомендую к прочтению всем, у кого нет аллергии на ненормативную лексику) А тем, у кого она есть, советую все-таки попробовать: вдруг пойдет?