Найти в Дзене
КультПроСвет

Давай покрасим холодильник или наконец-то я посмотрела "Крёстного отца"

Оглавление

Всем привет, с вами снова Яна)

С самого детства я слышала, как мама напевает дурацкую песенку:

"Давай покрасим холодильник в синий цвет. Он жёлтым был, зелёным был, а синим нет".

Я знала, что мелодия эта из фильма "Крёстный отец" Френсиса Форда Копполы, но не знала, лейтмотивом чего является. И только сейчас, наконец-то посмотрев фильм, я раскрыла для себя значение этой мелодии. И что всё гораздо глубже, чем я могла предположить)

Я постоянно откладывала просмотр, но с середины ноября фильм меня начал буквально преследовать: то услышу эту самую мелодию в кафе, то увижу наклейку с постером фильма на планшете моей одногруппницы, то в неожиданном контексте она шутит про отрубленную голову коня, то в ленте пройдёт пост про состаривающий грим Марлона Брандо для роли Вито Корлеоне. В общем, жизнь буквально заставила меня посмотреть вечную классику сейчас.

Постер фильма. Из откртых веб-источников.
Постер фильма. Из откртых веб-источников.

И вопреки моим опасениям, что фильм затянутый и нудный (его хрон, между прочим, 3 часа!), что это мрачняк про мафию и убийства (а я не люблю всю эту тематику – моя любовь к "Во все тяжкие" не в счёт), я получила настоящее удовольствие.

И сейчас мне хочется поделиться своими впечатлениями и рассказать о том, что, по моему мнению, сделало это кино шедевром.

Неожиданно заскочивший на съёмки кот

Образ Вито Корлеоне, главы сицилийского мафиозного клана, знают все. Уверена, многие видели его в интернет-мемах. А если нет, то точно слышали фразу: "ты просишь об услуге, но делаешь это без уважения". Есть ещё очень известный кадр, где дон Корлеоне держит на руках котика, хотя в этот момент он ведёт беседу о том, чтобы убить или сильно искалечить людей, которые надругались над дочерью одного из старых знакомых дона. Контраст сурового и мрачного мафиози с его нежным отношением к животному - результат случайного стечения обстоятельств. Доподлинно неизвестно, как кот оказался на съёмочной площадке, но судя по легендам, его изначально не было ни в сценарии, ни в замысле режиссёра - однако, котейка просто отлично вписался в открывающую сцену и сделал её действительно запоминающейся.

По одной из версий - это была чистая импровизация Марлона Брандо с бездомным котом, который забрёл на площадку и запрыгнул актёру на колени, причём прямо во время дубля. В целом, Марлон Брандо очень много импровизировал и почти никогда не учил текст сценария. Поэтому его партнёрам приходилось подсказывать ему реплики между дублями. Брандо был приверженцем системы Станиславского и для него самым важным была правдоподобность, а не чёткое следование сценарию.

Кому как, а лично для меня Вито Корлеоне - самый импонирующий персонаж фильма.

Вито Корлеоне с котом. Фото из открытых веб-источников.
Вито Корлеоне с котом. Фото из открытых веб-источников.

Дьявол в деталях и грим избитого человека

Образ крёстного отца стал таким не только благодаря актёрскому мастерству и харизме Брандо, но и благодаря глубинной проработке деталей со стороны режиссёра. Коппола хотел, чтобы глава семьи Корлеоне имел выпирающую челюсть, как у бульдога. И здесь уже сыграла роль просто филигранная работа гримёров. Помимо того, что они на все сто справились с состариванием Брандо (на грим уходило каждый раз по 3 часа), они же сделали специальную капу, чтобы воплотить замысел режиссёра.

Ко всему прочему, меня приятно поразило, что по гриму Майкла Корлеоне (его сыграл Аль Пачино), можно было примерно определить, сколько прошло времени после того, как он получил по лицу. Звучит странно, не так ли? Сейчас объясню, почему такая мелочь меня восхищает)
В последнее время в современных картинах я вижу, как гримёры халтурят (ну или скрипт-супервайзер - человек, который следит за стыками сцен при съёмках) - шрамы, синяки на персонажах проходят за пару дней, причём, было ли это жестокое избиение или всего-то один удар, всё заживает, как на собаке)

А тут всё настолько выверено! (хотя даже это не значит, что ляпов не было. однако, про них писать я не буду, потому что они несущественны. а если интересно, то про это можно найти в интернете :))

Синяк Майкла. На этот момент прошло около недели после удара. Фото из веб-источников.
Синяк Майкла. На этот момент прошло около недели после удара. Фото из веб-источников.

Сценарная жемчужина

"Крёстный отец" сделан на базе одноимённого романа Марио Пьюзо, который выступил соавтором сценария вместе с Френсисом Фордом Копполой. Они писали его параллельно в разных городах, связываясь лишь для того, чтобы определить общие сюжетные точки. Основной акцент они сделали на отношениях отца и сына, на том, как они, по сути, меняются местами. А лишние детали из романа Коппола решил убрать (потом многое перекочевало во вторую часть). Интересно, если бы они оставили всё, каким бы был хронометраж фильма... Страшно представить)

Однако, получилось то, что получилось. И сценарий "Крёстного отца" считается образцом трёхактной структуры. "Чеховские ружья", заданные в экспозиции, обязательно выстреливают по ходу фильма, персонажи проходят арку изменений, и всё друг с другом сплетено и оправдано... начинающим и продолжающим авторам кино есть чему поучиться.

Но важно не только то, про что история, но и как она передана! Мрачный сюжет была сделан с присущим Италии юмором. Когда всё плохо, герои продолжают шутить и остаются нелепыми и глупыми в своих проявлениях.

Свадьба Конни - дочери Вито Корлеоне. Фото из открытых веб-источников.
Свадьба Конни - дочери Вито Корлеоне. Фото из открытых веб-источников.

А какой контраст сцены свадьбы дочери Вито Корлеоне с тем, что к нему приходят гости с разнообразными просьбами, зная, что отец невесты по традиции не может отказать. За окном под лучами солнца нелепо поются песни, играет оркестр, а в кабинете дона Вито решаются тёмные вопросы - вот она теневая сторона праздника и жизни семьи Корлеоне в принципе.

Кстати, тут стоит отдать должное не только сценаристам, но и оператору-постановщику - Гордону Уиллису. Он осмелился на эксперименты при съёмках и решил многие сцены в очень тёмных ключах, что усилило контрасты цветов. Делал он это исходя из сценарного замысла, на страх и риск, потому что никто до него не решался снимать настолько тёмные кадры. Но игра тьмы и света, которую он заложил, очень искусно показала двойственность персонажей, подчеркнув то, что каждый человек неоднозначен.

Семья Корлеоне: Майкл, дон Вито, Сонни, Фредо.
Семья Корлеоне: Майкл, дон Вито, Сонни, Фредо.

Как это часто бывает, самый младший сын очень не похож ни на родителей, ни на братьев. Вот и Майкл Корлеоне не от семьи своей. Однако, он очень важен для отца, ведь дон Корлеоне наотрез отказывается делать семейное фото, пока не приедет Майкл. А когда тот наконец появляется, он даже выглядит иначе. Все братья и отец в костюмах, а Майкл - в военной форме! Кто может сказать, что именно этот молодой человек займёт место отца во главе мафиозного клана? Да и сам Майкл изначально явно не горит таким желанием, заверяя свою девушку в том, что он далёк от этого и вообще идёт другим путём. Но судьба, как известно, любит шутить. И даёт людям то, что им предназначено. От неё не убежать.

Так, а что там с покрашенным холодильником?

Музыка, звучащая в фильме, воистину потрясающая. В прочем, чего можно было ожидать от композитора Нино Рота? Каждая мелодия уместна, поддерживает происходящее на экране и не перетягивает внимание на себя. А ещё она по-настоящему обладает итальянским ощущением, которого добивался Коппола.

Удивителен лейтмотив любви (да-да, та самая "песенка про холодильник"). Он звучит трагично. Кто смотрел фильм, тот поймёт, почему. Хотя, мелодия сопровождает, по сути, самые счастливые моменты в жизни Майкла. Продюсеры были против этой музыки и настаивали, чтобы её заменить, ведь она звучит слишком "высокоостро". Вообще, Копполе во время создания фильма пришлось повоевать не только за неё, но и за актёров, исполняющих главные роли, за художественные решения и формат съёмок... Но это уже совсем другая история) как видно, его настойчивость стоила того. Эта мелодия является визитной карточкой фильма. И даже если кто-то не смотрел "Крёстного отца" (как я до недавнего времени), он знает, откуда она.

Майкл и его возлюбленная Апполония. Кадры из открытых веб-источников.
Майкл и его возлюбленная Апполония. Кадры из открытых веб-источников.

Кстати, Нино Рота был снят с номинации на "Оскар", ведь эта мелодия оказалась ранее написанной им для уже существующего фильма "Фортунелла". Однако, там она звучала в более комедийном ключе.

С "Оскаром" тоже было весело, потому что исполнители главных ролей - Марлон Брандо и Аль Пачино бойкотировали его.

Брандо по жизни был противником пустой славы и интересовался решением социальных проблем, поэтому на награждение он не явился и вместо него на сцену вышла девушка в индейском костюме и стала говорить про то, что американцы угнетают коренных индейцев.

Аль Пачино же обиделся, что его номинировали на "Лучший актёр второго плана", а Брандо - на "Лучшего актёра главной роли", хотя именно у Пачино было больше всех экранного времени.

Майкл и Вито Корлеоне (Аль Пачино и Марлон Брандо)
Майкл и Вито Корлеоне (Аль Пачино и Марлон Брандо)

На мой взгляд, никакие награды не важны так, как зрительская любовь. И хоть Коппола долгое время считал свой фильм провальным, всем очевидно, что культовый "Крёстный отец" завоевал сердца миллионов людей. Его любят и требовательные киноманы, и обычный зритель. Его цитируют, к нему отсылаются. И он не теряет своей актуальности, поднимая в зрителях бурю эмоций, заставляя размышлять, по сути, на философские темы семьи, любви, жизненного выбора.

Если вы не смотрели фильм, то надеюсь, что мой отзыв вдохновил вас на просмотр. А если смотрели - пишите в комментариях, кто ваш любимый герой и какая сцена тронула больше всего?

В своей следующей статье я рассказываю про "Вечную зиму" - трогательный фильм на страшную тему бессмысленной смерти: https://dzen.ru/a/Z330EZ0o0AEcqErT?share_to=link