Проблема потери информации в чёрных дырах обретает остроту прежде всего в свете субъективной природы информации. Вне человеческого сознания информация не существует. Ещё со школы, с уроков информатики, всякий, как хочется надеяться, осведомлён, что информация неотделима от носителя, уничтожается вместе с ним и принцип сохранения не распространяется на неё… Но почему тогда учёных потеря информации в чёрных дырах беспокоит? Причём, беспокоит сильно. Не так тут что-то…
Проблема здесь, как и во многих других случаях, в некорректной, вводящей в заблуждение, формулировке. При поглощении материи чёрными дырами происходит нарушение законов сохранения адронного и лептонного чисел. Считать ли это «информацией»… праздный вопрос. Информация – только плод человеческого воображения (или способ описания реальности), и считать ею можно всё что угодно.
Но с числами, действительно, засада. Частицы рождаются парами, – протон-антипротон (адроны) или электрон-позитрон (лептоны), нет никаких ядерных реакций, в результате которых число адронов или лептонов во вселенной менялось бы. И нет по определению, поскольку сохранение адронного и лептонного чисел заложено в формальный аппарат ядерной физики. Хитросплетения треков расшифровываются, – а выводы о рождении тех или иных частиц в активной зоне ускорителя, соответственно, делаются, – уже исходя из предположения, что адронное и лептонное числа сохраняются.
А они – не сохраняются. Падая в чёрную дыру вещество может уйти за горизонт событий, – и число адронов и лептонов во вселенной сократится. Причём, изменения эти необратимы. Чёрные дыры испаряются, но бегство протона или электрона из гравитационной ямы дыры – вопрос случая. С тем чего дыра наглоталась ассортимент изверженного никак не связан.
Проблема «потери информации» в чёрных дырах – очень запутанный вопрос. Ибо сводится она к тому, что если связи между количеством поглощённых и испарённых адронов нет, то адронное число может не сохраняться. Это ставит под вопрос верность трактовки некоторых ядерных реакций. И грозит пересмотром выводов. Может быть, там рождаются не те частицы, рождаться которым предписано уравнениями.
Однако, и только. Если числа не сохраняются, некоторые выводы относительно законов микромира могут быть поставлены под сомнения. Но этого в любом случае не избежать. Поскольку, хотя законы сохранения чисел и удобны, и, вроде, не нарушаются, – там где это можно проверить, – остаётся ещё вселенная, в которой частиц много больше, чем античастиц. Барионная асимметрия также свидетельствует о практиковавшемся в первые мгновения бытия вселенной циничном нарушении законов сохранения чисел.