Пранк, зашедший слишком далеко; невинная мечта, что обернулась монументальной идеей; синефильская насмотренность, скомпилированная с кинематографической реальностью: как только "Последнего ронина" не называли и зрители, и сам постановщик картины, Макс Шишкин - известный отечественный клипмейкер, передислоцировавшийся в сторону кино. За разработкой его полного метра следили многие: и деятели искусства, и простые обыватели, мечтающие об апгрейде отечественной культуры двадцать первого века. И это действительно прецедент: очень рискованный и американизированный концепт выходит прямо под новогодний прокат, рядом с самыми маститыми и высокобюджетными сказками, что намерены сорвать в кинотеатрах очередной куш. Чем же заслуживает внимания непосредственно "Последний ронин", премьера которого состоится уже 26-го декабря?
Действия ленты, как и подобает жанру, происходят в постапокалиптической реальности: здесь, спустя столетие после климатической катастрофы и последовавшей за ней ядерной войны, по выжженным пустошам странствует одинокий ронин (Юрий Колокольников), потративший все сознательные годы жизни на возмездие за убийство родного и горячо любимого отца. Но кинематографический путь Ронин пройдёт не один: за помощью к нему обращается девочка-подросток по имени Мария (Диана Енакаева, уже сверкнувшая в недавнем "Преступлении и наказании"). Странник должен провести её к некоей стене, где Маша намерена отомстить за своё тяжелое детство биологическому отцу
"Последний ронин" проводит дуэт наших героев через череду разнообразных опасностей, накатывающихся на нас постепенными волнами: вот Ронин и Мария сталкиваются с культом религиозных людоедов, в следующий момент - убегают от группки пустынных бандитов, а в самом конце - встречаются с самим королём выжженных земель (его роль здесь отошла Дане Воробьеву). Все атрибуты постапокалиптического жанра, как и полагается, на месте: открытая локация, жизнь из которой исчезла подобно человечности, дуо нахмуренного охотника и юной девушки, на защиту которой он встаёт подобно настоящему самураю, схватка с деспотичным правителем нового мира, что по собственной воле терроризирует маленьких людей. "Последний ронин" - буквально компиляция всех присущих жанру штампов, что приелись западному зрителю ещё десятилетие тому назад
Но не только на постапокалиптические драмы или триллеры, вроде "Терминатора", "Безумного Макса", "Книги Илая" и "Дороги" Джона Хиллкоута, отсылается Макс: как искрящийся поклонник боевиков, постановщик укомплектовал в своей картине невообразимое количество референсов, оммажей и отсылок на свои самые любимые проекты. Глазастый и насмотренный зритель сможет уловить если и не всё, то добрую половину уж точно: "коридорная" драка из "Олдбоя", поглядывание на дзидайгэки Акиры Куросавы, косплеющие "Искателей" Джона Форда мизансцены, обезумевший и язвительный антагонист, всем своим видом (и троном) напоминающий выбранного наугад Таргариена из "Игры престолов" или "Дома Дракона", пустынная атмосфера "Дюны", взаимоотношения между пожившим наёмником и юной девушкой, берущие начало из "Леона" или "The Last of Us", походящий на композиции Клиффа Мартинеса из фильмов Николаса Виндинга Рефна саундтрек. Макс Шишкин и не думает скрывать свою истинную любовь к кино: эта работа - его любовное послание целой ячейке культуры, что успела занять в ней чуть ли не главенствующее место
Но культурная эрудированность ещё никогда не нивелировала скудную работу с драматургией и сценарием: "Последний ронин" кажется лишь набором наспех смонтированных референсов, а не полноценной и индивидуальной кино-картиной. Пафосные диалоги, от которых уши вянут ещё в завязке фильма, и ультра-серьёзное настроение сюжета выглядят в современной индустрии так инородно, что создают для конечных впечатлений барьерный диссонанс. Ни о каком раскрытии отношений экранного дуэта не идёт и речи: автор попросту не успевает проработать их характеры, вследствие чего кульминация ленты не работает в полную силу
Но с чем Шишкин точно справился если и не безупречно, то очень хорошо - с визуальной стороной своего детища. "Последний ронин" пропитан авторской любовью к кино и переносит все амбиции на большие экраны эпатажным и дерзким почерком: ультра-кровавые экшен-сцены взрывают воображение редкой для сегодняшнего времени хореографией, что придаёт каждой физической схватке эффект если и не реализма, то запоминаемости уж точно. Выстраивание мизансцен, изумительная композиционная подборка, применение разнообразных цветокоррекций, съёмки на натуре, акцентирование на актёрских лицах: а ещё в "Последнем ронине", в кой-то веки для отечественной индустрии, всё в порядке со звуковым дизайном. Музыка в ленте не перебивает персонажей на полуслове: хотя, учитывая столь неправдоподобные и ультра-пафосные диалоги, это не добавляет в копилку к ленте дополнительных очков
В первую очередь же следует помнить, что Макс Шишкин - лишь начинающий кинорежиссёр и профессиональный клипмейкер. "Последний ронин" лишь сильнее подтверждает этот фактор: насколько прекрасно в ленте поставлен экшен-сегмент, настолько же драматургические ноты выглядят в ней неубедительными и оторванными от реальности. Что примечательно, именно сценарным замашкам в картине уделяется так много времени: от перевоплощения в формат бессюжетного постапокалиптического боевика "Ронин" бы только выиграл и укрепил Шишкина в категории самых перспективных и наглых (в хорошем смысле этого слова) постановщиков отечественного кинематографа
Та же самая проблема касается и актёрских выступлений: по-настоящему запоминающийся перформанс в картине выдаёт один лишь Даня Воробьев: он воплотил в "Ронине" образ язвительного и эгоцентричного "правителя" выжженного мира, носящего импровизированную корону из пуль и разговаривающего исключительно на французском (что примечательно, зная при этом и русский). Более обидно же, что и Колокольников, и Енакаева (или девушке попросту не везёт с ролями, или же ей нужно в срочном порядке вкачивать свои актёрские данные) в картине выглядят отстранёнными: каждый их диалог - переиначивание старомодных цитат на современный лад, а лицевая мимика (которой, кажется, тут и вовсе не было) сводится лишь к нахмуренным бровям и серьёзному взгляду
Кажется, серьёзно к "Последнему ронину" не относится даже сам Макс Шишкин, открыто называющий ленту со сцены "пранком, вышедшим из-под контроля". Это целая поп-культурная кладезь для самых насмотренных синефилов, изобилующая богатыми приёмами, красивыми визуальными изысками, занимательной хореографией боёв и действительно прекрасными вставками экшена. Однако в погоне за исполнением мечты постановщик забыл о самом главном для любого дебюта: сценарной проработке и собственных персонажах. У каждого режиссёра существует "зона комфорта", сумасбродная или серьёзная: искренне надеемся, что после "Ронина" Макс обретёт и свою, более не заходя в ту кинематографическую степь, что так манит его неизведанностью и риском. "Последний ронин" - действительно прецедент для отечественного кинематографа, смелый жанровый эксперимент, пестрящий невообразимым количеством пасхалок и оммажей на самые культовые кино-работы прошлого поколения: но за ширмой столь грациозной формы скрывается скудное содержание, способное отвергнуть от себя целую массу зрителей. Впрочем, ознакомиться со столь знаковой картиной стоит уж точно: особенно в преддверие новогодних праздников, когда российский прокат заполонят однотипные сказки и конвейерные комедии