Найти в Дзене
barashe_haha

О чём был сёнен «Блич» — надеваем повязку справедливости

Оглавление
Дратути
Дратути

«Блич» (Bleach) — аниме-адаптация манги, запустившаяся в 2004-м и шедшая до 2012-го года (для россиян эти цифры немного другие: из-за смен вещателей серии показывали на 2 года позже, чем в Японии). По жанру «Блич» — это сёнен (целевая аудитория — мальчики от 12 до 18 лет). Пожалуй, после «Наруто» является одним из самых известных представителей направления как на родине, так и в мире. За всё время существования оброс мощной фан-базой, активной и сейчас.

— После стольких лет? — Всегда.
— После стольких лет? — Всегда.

Информационная справка

Вселенная довольно объёмна: манга, аниме, несколько фильмов, карточная и компьютерные игры, рок-мюзиклы и прочее. В 2022 году стартовало продолжение «Блич: Тысячелетняя кровавая война». Его успех также принёс новых зрителей. Рейтинг MyAnimeList о многом говорит:

-3

Я решила не слишком глубоко тонуть во вселенной, поэтому руководствовалась только 366 сериями аниме, отчего восприятие сюжета может быть несколько искажено.

Хотя с мюзиклом тоже ознакомилась. На просторах интернета можно найти полные версии с английскими субтитрами. Мюзикл во многом повторяет сюжет манги, имеет классную хореографию и музыку. Сначала думала, что он будет похож на глупую костюмированную вечеринку, но нет. Моё почтение всем причастным. Получилось классное представление.
Хотя с мюзиклом тоже ознакомилась. На просторах интернета можно найти полные версии с английскими субтитрами. Мюзикл во многом повторяет сюжет манги, имеет классную хореографию и музыку. Сначала думала, что он будет похож на глупую костюмированную вечеринку, но нет. Моё почтение всем причастным. Получилось классное представление.

«Блич» стал вторым мною просмотренным аниме, до этого был только «Киберпанк: Бегущие по краю». Знакомство с жанром было тяжёлым, местами мучительным, отчего у меня немного иной взгляд на адаптацию: неприправленный ностальгией, но полный разными открытиями.

В «Блич» много клишированных моментов, бессмысленных и никак не развивающихся персонажей. Большую часть экранного времени сюжет стагнирует, а огромные дыры в нём не закрываются.

Примерно такие дыры
Примерно такие дыры

Немного покопавшись в интернете и прочитав информацию о жанре, я поняла, что беды «Блич» актуальны и для многих других продолжительных аниме. Например, в определённый момент меня абсолютно сбили с толку филлеры. Впервые с ними столкнулась именно здесь.

Филлеры — это некие «отклонения» от основной сюжетной линии, никак на неё не влияющие. Это могут быть отдельные серии, напоминающие фанфики, которые по какой-то причине были нарисованы, анимированы и получили свой порядковый номер. А ещё есть филлерные арки, также никак не влияющие на основной сюжет, но состоящие из десятков серий, посвящённых борьбе с одним внезапно появившимся большим злом. Причём такие включения могут быть даже интересней основного сюжета. Я бы, например, выделила арку баунто (они же связанные, они же зависимые) — 46 серий, и восстание Дзампакто — 36 серий.

В чём же проблема филлеров, если они бывают неплохими? В их назначении. Филлеры были созданы грозной силой, что хочет контент страждущим давать, пока основной сюжет не сложился и не дорисовался. А как только персонажи становятся не нужны — от них можно и избавиться. Это порождает только новые сюжетные дыры. Филлеры — это нереализованные амбиции и нераскрытые персонажи.

Но и у основного сюжета таких проблем немеренно. Лор есть, лор интересен, но чем дальше от начала арки — тем меньше он раскрывается. И вот здесь опять можно винить направленность жанра. Так как я не попадаю в целевую аудиторию, на крупнейшей арке арранкаров начала засыпать из-за постоянных сражений. Уверена, юные зрители в эти моменты наоборот — начинают просыпаться. Меня же будили интересные диалоги и усыпляли однообразные файтинги, причём состояния менялись часто: либо глубокий сон, либо страх моргнуть, как бы что не пропустить. Середины не дано.

Часто преследовало чувство дежавю: персонажи используют одни и те же техники, многие из них не меняют тактику, не приспосабливаются к противнику и ведут себя одинаково все 366 серий. Но самая большая боль — это диалоги. Сёнен высмеивают за то, что противники любят представляться и на половину серии описывать, как работает тот или иной приём, и как он красиво уничтожит противника одной левой. В действительности в первый раз это интересно слушать. Печально становится, когда однотипные атаки перекликаются с повторяющимися диалогами о том, как герой всех должен защитить, как дерётся за свою честь или гордость, или что противник его хорош настолько, что теперь из уважения к нему он будет драться в пооооолную силу. Так мы теряем взрослую аудиторию, которая пришла за сюжетом и развитием персонажей, и перестаём раскрывать лор. Говоря словами Эспады — «непростительно»!

И последняя солонка на ранку, которая уступает предыдущим — это перевод. Из-за того, что адаптацией аниме для наших широт занимались несколько команд в разные периоды, у одного и того же термина в «Блич» есть минимум 2 русских слова, распространённых в сообществе, что создаёт некоторое неудобство при поиске информации и написании статьи. И это ещё не говоря о том, что имя практически каждого персонажа и связанные с ним способности записываются раз от раза иначе. Я связываю это с особенностями японского и русского языков и креативом переводчиков. Как бы то ни было, буду брать варианты, которые мне лучше всего запомнились.

С жалобами разобрались, теперь о хорошем, которого объективно больше. «Блич» дарит незабываемых харизматичных персонажей, несколько классных сюжетных поворотов. Некоторые цитаты вполне можно забирать и распространять в пацанских пабликах. А ещё у «Блич» есть душа (если хотите, от него исходит рэяцу). Да и за великолепный саундтрек я всё же многое простить готова. К 8-ми баллам на Кинопоиске с барского плеча добавляю ещё 9, так что это вовсе не разгромная статья.

-6

Раз уж я сняла с себя ответственность за дилетантскую статью и бессмысленные рассуждения о вселенной без продуманного до основания лора, быстро пробежимся по сюжету и придём к тому, о чём изначально я планировала писать. Спойлеры будут, избежать их не смогла. Статья — нечто среднее между рецензией, обзором, разбором и эссе вдохновлённого временно безработного.

Основы

Ичиго Куросаки —15-летний старшеклассник, который видит призраков и может с ними разговаривать. Нетипичная ситуация, характерная, однако, для всей его семьи в большей или меньшей степени, но они уже привыкли. У него нежные отношения с двумя сёстрами и крайне странные с отцом. К японскому юмору привыкнуть так и не смогла.

В определённый момент Ичиго видит, как за девочкой гонится монстр (пустой). Герой узнаёт, что существуют некие «проводники душ», «боги смерти» (синигами), которые отводят положительные блуждающие души на небеса, а пустых (падшие души), которые охотятся на положительных, отправляют на тот свет принудительно — мечом и щитом, в зависимости от дел при жизни — в ад или рай (сообщество душ, хотя это весьма антиутопичный мир). Уничтожать таких монстров нужно потому, что они обращают положительных в пустых, прямо как в классическом зомбиапокалипсисе.

Чтобы заполнить пустоту внутри нас, мы должны постоянно пожирать чужие души.
Представьте, что такие страхолюдины каждый день кошмарят население вымышленного городка и всего мира. Это делает вселенную «Блич» не самой комфортной для жизни мечтателей наравне с общеизвестными вселенными хорроров.
Представьте, что такие страхолюдины каждый день кошмарят население вымышленного городка и всего мира. Это делает вселенную «Блич» не самой комфортной для жизни мечтателей наравне с общеизвестными вселенными хорроров.

Пустыми души становятся тогда, когда у них пропадает сердце и вместо него появляется дыра. Так они теряют разум, человеческое обличье и прячутся за маской.

Ичиго мальчик непростой: оказывается, что в нём долгое время сидела великая сила. За считанные минуты он ей овладевает, защищает свою семью от нападения пустого и становится временным синигами. Но, как мы знаем, нет ничего более постоянного, чем временное. Теперь пустые будут предпочитать Ичиго и его друзей с душевной силой случайным прохожим, потому что рэяцу для них как деликатес — не просто вкусно, но ещё и левел апает. Так что защищать и драться Куросаки придётся на регулярной основе.

Когда Куросаки понимает, что прекрасные годы детства закончились таким волшебным образом, он не желает принять тяжкое бремя смерти с косой и инквизитора в одном лице:

Видимо, я не такой уж замечательный, как кажется, чтобы рисковать своей шкурой ради неизвестно кого. Вот так. Но я не такой подлец, чтобы стоять в стороне, пока на моих глазах страдают люди.

Желание всех защитить становится сильней, и Ичиго соглашается в полной мере исполнять обязанности синигами. Введение затянулось, сейчас пропишу причину своей заинтересованности в этом аниме.

Какие проблемы поднимает «Блич»?

Немного покопавшись в жанре сёнен, его знаковых представителей объединяет погружение в следующие вопросы:

  • Дружба и отношения;
  • Самопожертвование и самоотверженность;
  • Самосовершенствование и становление сильнее;
  • Семейные отношения;
  • Психологические травмы и болезненные воспоминания;
  • Взросление.

«Блич» тоже на них акцентирует внимание, и юным зрителям это явно интересно. Я же пыталась искать скрытые смыслы, зацепиться за одну идею и проследить её развитие от начала до конца.

Поскольку просмотр аниме сопровождался тезисным конспектированием основных моментов, расправившись с последней серией и открыв записи, я ужаснулась, осознав, что уж очень сильный контраст между тем, что я отмечала в самом начале, и тем, что я заключила в самом конце. Вот, что было преждевременно написано после 63-й серии:

По моему мнению, все 366 эпизодов так или иначе основаны на трёх китах — пацифизм, неприменение насилия и справедливость. Это немного противоречит литрам крови, которые текут из персонажей в каждой серии, но за супергеройским повествованием всё же скрываются миротворческие мотивы.

Сейчас с уверенностью могу утверждать, что идеи пацифизма исчезают ко второй сюжетной арке, и к реальному 366-му эпизоду от них не остаётся ничего, поскольку очень быстро от мотивов защиты и спасения мы приходим к борьбе главных героев за сохранение Общества душ и мира живых. Так что мои киты радикально трансформировались: слишком большая роль отведена борьбе за справедливость (тут совпадаю с собой из прошлого), гордость и честь, а также теме мести и одержимости идеей. Помешательство характерно не только для антигероев, но и для хорошо прописанных протагонистов. На мой взгляд, постепенно новые 3 кита слились в одного большого: аниме исследует многогранную трактовку слова «справедливость», именно она проходит красной нитью через весь сёнен. Кроме того, «Блич» делает красивые реверансы японским боевикам с похожей проблематикой середины прошлого века. Поговорим о справедливости, ближе познакомившись с сюжетом и некоторыми персонажами.

«Во имя справедливости я надеваю на своё чело повязку справедливости!»
«Во имя справедливости я надеваю на своё чело повязку справедливости!»

Арка Общества душ

Гордость квинси

У синигами много врагов, одними из которых выступают квинси. Честно говоря, побаиваюсь писать этот пункт, потому что сейчас его развивают в «Блич: Тысячелетняя кровавая война». Мало ли сломаю что-то в логике продолжения, которое я не смотрела. Ладно, иногда полезно вернуться к истокам.

Квинси — такие же воители, как и синигами, однако они не очищают пустых, а убивают их. По мере течения сюжета узнаём, что проводники душ с такой позицией были абсолютно несогласны, а потому устроили настоящий геноцид: вырезали почти всех квинси. Свою позицию они научно обосновали: уничтожение пустых создавало дисбаланс между миром живых и Обществом душ. С одним из квинси (Урюу Исида) знакомится Ичиго, и между ними начинается гонка за то, кто из них быстрее избавится от напавших пустых.

Не удержалась, простите.
Не удержалась, простите.

У Урюу очищать мир от пустых получалось быстрей. Это как в сериале «Сверхъестественное» в вопросах изгнания демона: можно заняться долгим и опасным экзорцизмом, а можно ускорить процесс и воспользоваться специальным ножиком. И как знать, действительно ли душа достойна спасения, если в процессе она способна погубить нескольких живых.

Очень много людей погибло. Когда люди гибнут, всякий спор о том, кто был прав, а кто нет, теряет смысл. Мы должны работать над тем, чтобы не допустить повторения этой истории, только над этим. Какая разница: человек или синигами, ведь печаль на лицах одна.

После этой цитаты я и выписала главной темой «Блич» пацифизм. Какая наивная...

Готей 13

Геноцид квинси — не первая чистка, которую наши добряки-синигами совершали. В целом всё, что они создавали, и им не сильно нравилось, подвергалось уничтожению. Готей 13 — своего рода министерство обороны Общества душ — имеет жёсткую иерархическую структуру из главнокомандующего, капитанов, у каждого из которых в подчинении отряд из лейтенанта (2-й офицер) и младшего командного состава. «Блич» хоть и начинается, как хоррор, быстро берёт курс на политические интриги. Очевидно, что главнокомандующий — самый сильный синигами, превзойти которого вот уже как тысячу лет невозможно. По сравнению с этим достигнуть звания капитана легче. Тогда как?

Способ, к которому чаще всего приходят — тяжёлая учёба и постоянные тренировки для достижения мастерства — высвобождения банкая, последней стадии духовного меча (дзампакто). При этом высок риск вообще не дойти до этого уровня из-за недостатка таланта. Ещё можно получить рекомендации от других капитанов, что твои навыки могут пригодиться. Также есть гладиаторский способ — бросить вызов действующему капитану. Как подобает хорошему боевику, сие действие заканчивается смертью одной из сторон. В таких соревнованиях приветствуется не ум, а грубая сила. Справедлив ли последний подход? Лейтенант одного такого убиенного капитана громко вскричал «нет» и покинул Общество душ в поисках лучшей жизни. К нему мы ещё вернёмся в одной из филлерных арок.

Ичиго VS Готей 13

Так получилось, что, обретя великую силу, Ичиго, сам того не желая, подставил под удар синигами Рукию Кучики, забрав у неё почти всю душевную энергию. Для Готея 13 это выглядело как предательство, а потому за девушкой очень скоро начали охотиться свои для вынесения приговора и последующей казни. Активную роль в «поимке ведьмы» сыграл брат Рукии — капитан шестого отряда Бьякуя Кучики. Он серьёзно травмирует Ичиго, а девушку забирает в Общество душ и заточает в башне. И теперь наш принц должен спасти прекрасную принцессу из замка страшного дракона, при этом подготовившись к битве вместе со своими друзьями. Они проникают в мир иной, почти моментально разделяются, вступают в схватки с более или менее слабыми противниками, с трудом побеждают, провоцируют введение военного положения в Обществе душ, а после сталкиваются с капитанами-боссами:

-12

Так как персонажи любят рассказать о своих способностях, а создатели — показать предыстории героев, постепенно зрители знакомятся со всем Готеем 13 — по стечению обстоятельств врагами, но будущими союзниками Ичиго. С каждой серией всё чаще приходит осознание — антигероев здесь нет: у каждого свои мотивы, амбиции или попросту травмы детства. Не каждый капитан хочет свести личные счёты с Рукией Кучики — многие видят во внезапных гостях из мира живых обычных разбойников, которые хотят не девушку из плена вызволить, а изранить как можно больше синигами и разрушить Общество душ. Мы, смотря глазами главных героев, считаем справедливым спасти Рукию Кучики любой ценой. Но это лишь одна из возможных позиций.

Говоря о капитане Кучики, как-то это не по-семейному — казнить свою сестру, пусть и приёмную, но его мотивация прописана на ура. Он происходит из знатного клана. Влюбившись в девушку-простолюдинку Хисану, Бьякуя берёт её в жёны, нарушая заведённый в семье порядок. К сожалению, девушка быстро умирает, успевая попросить мужа об одном: где-то в Обществе душ живёт её сестра, которую Хисане пришлось оставить на улице одну из-за трудностей в жизни. На смертном одре она вспомнила о ней и попросила мужа принять девушку в клан и оберегать её. Так Рукия попадает в Готей 13 и становится членом знатной семьи, опять же — в нарушении всех правил.

После этого Бьякуя клянётся на могиле родителей, что это был последний раз, и больше поступать не по правилам он не будет. Если синигами высокого статуса нарушают законы, то как можно просить послушания простых офицеров?

Но неожиданный тандем Рукии и Ичиго ставит Бьякую в неудобное положение:

Когда тебя приговорили к смерти, я был потрясён. Клятва перед родителями соблюдать закон с одной стороны, и данное Хисане обещание защищать её сестру с другой. Какой путь я должен был выбрать? Ичиго Куросаки, ты заслужил мою признательность. Рукия, прости меня.

Прекрасный принц спасает прекрасную принцессу, капитан Кучики вступает в схватку с Ичиго и терпит поражение. В целом, всё хорошо для него устроилось: Бьякуя и закон Общества душ не нарушил, и сестру не убил.

-13

Сражение Ичиго и капитана Кучики в шестом опросе Weekly Shōnen Jump признано лучшим, но а я, как всегда, вслушиваюсь в диалоги. В этом бою Куросаки гордо демонстрирует свой банкай, которому он научился за несколько дней при том, что самые одарённые синигами тратят на это десятилетия. Однако Бьякуя не считает способность настоящей:

Б: И что это значит? Это и есть твой банкай? Это же просто дзампакто. Я понял: сначала казнь, потом банкай. Ты получаешь удовольствие, когда топчешь всё то, чем мы гордимся. Тогда мне придётся объяснить тебе, какое наказание ждёт того, кто посмел осквернить наши святыни.
И: Всё то, чем вы гордитесь? Вам больше нечем гордиться, кроме как убийством безоружной девчонки вроде Рукии? Ну, что же, такую гордость и растоптать не жалко.

Дерзость человека, ставшего синигами и вторгнувшегося в Общество душ, заставило некоторых капитанов и лейтенантов задавать вопросы по поводу целесообразности законов, позволяющих расправиться с одним из своих. На одних из таких мятежных синигами поднял меч старый главнокомандующий. Между ними происходит интересный диалог:

— Я же говорил вам, что не прощу того, кто пойдёт против справедливости.
— А ещё вы учили нас искать собственную справедливость, старик Ямамото. И ради этого мы должны стать сильнее. Это Ваши слова, учитель.
— Не говорите глупостей. Не бывает собственной справедливости, ради которой стоило бы перечеркнуть справедливость этого мира.
— А что это такое ваша справедливость мира, учитель Генрюусай?
— Вы меня не слушаете, я всё сказал. Разговоры закончены.
*эпичный батл с тысячелетним дедушкой-бодибилдером под метал*
*эпичный батл с тысячелетним дедушкой-бодибилдером под метал*

Таким образом, в это время Общество душ представляет собой консервативную и закрытую для всего нового структуру, где долг и общее благо превыше интересов капитанов и лейтенантов, а уж тем более офицерского состава. Нападение на Общество душ со стороны Куросаки и друзей повергло мир в хаос, чем с удовольствием воспользовались наши главные злодеи: капитан Сосуке (Соскэ) Айзен (с таким именем ему чертовски повезло не учиться в школе России) собирает вокруг себя двух других капитанов — Канаме Тоусена и Гина Ичимару.

-15

Вместе наши Трикс под шумок завладевают великой силой и отправляются в Уэко Мундо — мир пустых, чтобы нанести оттуда сокрушительный удар по Обществу душ. После этого Готей 13 не был прежним: дружба и самостоятельный поиск справедливости оказались важнее высеченных тысячелетия назад предками норм. С этого момента Общество душ становится человечней: законы не теряют своей важности, но в случае чего для достижения лучшего результата ими можно пренебречь. Система стала справедливей по отношению к самой себе.

Подытожим. С позиции протагонистов справедливость — нечто среднее между преследованием моральных ценностей и законопослушностью. Антагонисты такой порядок вещей ломают.

Одержимые справедливостью

Филлерная арка баунто (также известных как зависимые и связанные)

Когда сюжетная арка Общества душ была закончена — герои начали бороться с новым злом — зависимыми. Эти японские ребята — аналог европейских вампиров, но со своими особенностями. Они бессмертны, питаются душами людей и этим продлевают себе жизнь. Баунто обладают куклами — особым оружием. У кого-то это силы воды, у кого-то силы ветра, у кого-то собственный кит, плавающий по воздуху и под асфальтом, у кого-то цветочек, который влезает в душу врага и подчиняет его себе, а у кого-то паукообразная близняшка из Atomic Heart...

Несмотря на то, что зависимые не прочь питаться душами живых людей — большую часть времени они пользовались умершими, так как на подобный «каннибализм» у них стоял запрет. Причина похожа на ту, почему на пустых охотились синигами — убийство человека и высасывание из него души ломает баланс в мире, что рано или поздно приведёт к концу света.

Что же отличает зависимых от пустых, и почему азиатских вампиров мы не можем назвать монстрами? Потому что они люди. Из-за способностей их гнобили смертные на протяжении веков, многие из ныне исчезающего вида погибли в результате сражений с синигами и квинси, оставшиеся в живых озлобились и начали нарушать закон, питаться душами живых людей и набираться сил, чтобы пойти против синигами. Почему Общество душ снова захотели уничтожить? Потому что некий профессор из лабораторий создала баунто. Да, азиатские вампиры — ни что иное, как эксперимент, вышедший из-под контроля. Чтобы про это никто не прознал, был отдан приказ — перебить всех зависимых. Добрячки-синигами поручили это дело квинси. «Разделяй и властвуй» — так наши магические друзья избавились сразу от двух врагов, не уничтожив их полностью, но значительно ослабив обе стороны. Недовольство зависимых и квинси Обществом душ становится куда яснее после таких замечательных подробностей, верно?

Следующий борец за справедливость — Маки Ичиносе — тот самый синигами, который покинул Готей 13 после того, как в сражении за звание был убит его капитан. Он одиноко скитался по миру «как дикий виноград, не знающий, как ему жить, пока не обовьёт большое дерево». Дерево нашлось — Джин Кария — самый сильный зависимый, за которым все остальные и увязались в Общество душ. Олицетворением справедливости Маки Ичиносе видел в своём новом учителе:

В сообществе душ нет и не было справедливости, но скоро господин Кария очистит его от скверны.

По крайней мере так он думал, пока не наткнулся на убийцу своего ex-учителя — капитана Кенпачи Зараки. У Ичиносе стояла чёткая цель — задержать друзей Ичиго, пока зависимые прорываются к остальным защитникам Общества душ. Капитан действует мудро, он предлагает Маки сразиться с собой, либо остановить синигами, стремящихся убить Карию и Ко. Ичиносе выбирает свою справедливость — он сражается с Кенпачи Зараки, ведь к этой битве он шёл годами.

Довольно быстро мы понимаем, что цель Ичиносе — не банальная месть за смерть предводителя. Его бесит, что некто без идеалов, за которые стоит сражаться, берёт меч в руки и дерётся, почти всегда одерживая победу. Не ради великой цели, не ради защиты чего-либо или кого-либо, а просто ради удовольствия и интереса. Полная противоположность предыдущего капитана, который ради справедливости мог пожертвовать всем на свете.

Жаркий монолог, открытый спор, спецэффекты, свет, камера, мотор — вот и всё. Битва заканчивается. Кенпачи Зараки побеждает и отказывается добивать Маки. Капитану неинтересно сражаться с тем, у кого нет собственных целей. Вспоминаем аналогию с виноградом — Ичиносе просто нашёл нужное дерево, путая такую ценную ему «преданность» с желанием прибиться к кому-то. Мечтая избавиться от своего врага, беглый синигами забывает о долге, который должен был отдать нынешнему предводителю. Он вступает в бой для себя, а не для свершения великой справедливости, для которой он считает себя созданным. Не было бы ненависти — не было бы и силы, и драки, и ложной справедливости. Таким образом, капитан Зараки, который привык добиваться всего силой и испытывает удовольствие от насилия, оказался более идейным, чем бывший лейтенант.

В свою очередь лидер зависимых — тоже не эталон морали. Под маской мести и мира для его народа Кария в действительности хочет добиться только одного — полного уничтожения ненавистных ему синигами, даже если для этого потребуется пожертвовать всеми представителями исчезаемой расы. Впрочем в самом конце появляется и другая теория действий Карии — самоубийственная миссия, дабы прекратить мучения, возникшие от вечной беспросветной жизни. А раз уж самому хочется умереть — Джин в могилу как можно больше ненавистных синигами хочет забрать. Это нечто большее, чем месть. Это уже извращённая религия с фанатиками.

В аниме много подобных противоречий между жестокостью и поиском правды. Отчасти это связано с тем, что все антигерои — помешанные люди, одержимые одной идеей. Возвращаемся к основному сюжету.

Канаме Тоусен

«Во мне нет ненависти. Но ради мира я должен от тебя избавиться»
«Во мне нет ненависти. Но ради мира я должен от тебя избавиться»

Уже обладая информацией про переход этого капитана на сторону врага, много вопросов вызывают его высказывания:

Всё, что могу видеть своими глазами, — это наименее кровавый путь. Справедливость всегда там, и я следую по этому пути.

Иронично, что фразу «видеть своими глазами» произносит герой, слепой от рождения.

Почти каждую свою реплику Тоусен сопровождает миротворческими фразами и при этом поддерживает кровожадный курс Айзена на уничтожение Общества душ и всего, что станет на его пути, даже если это население небольшого японского города.

Спустя добрые пару сотен серий мы узнаем о предыстории Тоусена. Оказывается, что его лучшая подруга — прекрасная девушка, выступающая за всё хорошее против всего плохого, была убита собственным мужем, которого отчитала за убийство товарища. Но ментальное здоровье тогда ещё юного Канаме окончательно подкосил другой факт — убийцу не наказали, поскольку он был из знатной семьи. Тоусен своим злым умом понял, что месть в таком случае не должна быть направлена на конкретного преступника — виновата сама система, которая позволила этому деянию совершиться и оставить его безнаказанным.

Вершить справедливость без этих принципов [чести и морали] равносильно убийству. Однако убийство во имя этих принципов — и есть справедливость.

А ещё Тоусен боялся стать похожим на остальных синигами и раствориться в этой чёрно-белой массе. Канаме разочаровывается в устройстве мира и решает сам стать «справедливостью». Это месть+, приправленная и раздутая комплексом бога.

В такие моменты жалею о том, что не получила образование психиатра. Было бы интересно, если бы профессионал разобрал личность этого персонажа.

И всё же, что такое справедливость? Простить того, кто убил моего любимого друга? Это будет великодушно! Добрый поступок, аж прям плохо становится! Но можно ли сравнить великодушие и справедливость?

В последней схватке он совсем теряет связь с реальностью и лишается человеческого облика, превращаясь в пустого.

-18

В этой форме у него появилось одно преимущество — Канаме прозрел! Но, как метафорически отмечалось потом, несмотря на приобретение зрения, он стал как никогда слеп, отвернувшись от прошлых идеалов и став чудовищем.

Это верно, что справедливость и великодушие — не одно и то же, но справедливость и месть тоже мало что объединяет. Тоусен становится синигами, разделяя идеи своей подруги. Почему он не мог просто делать мир лучше своими поступками, к тому же находясь на должности капитана? На этот вопрос Канаме тоже отвечает. Он считает работу на преступную организацию большим злом, нежели убийство невинных людей для достижения аморальных целей предводителя. Так что по такой логике он выбирает действительно «наименее кровавый путь». Но эти диалоги он ведёт со своим больным мозгом явно с какими-то расстройствами. Опять же — интересный пациент психиатра.

Также благодарю Тоусена за предоставленную цитату, которой я могу объяснить собственные трудности при интерпретации понятия «справедливость» в «Блич». Успокаивает, честно говоря:

Справедливость — это то , что ты не можешь выразить словами.

Последний персонаж, о мотивации которого хотелось бы поразмышлять — это Гин Ичимару, который ответственен за один из главных «вот это поворотов» сюжета.

Гин Ичимару

Это ещё один сообщник Айзена. Никогда бы не подумала, что при написании статьи он станет чуть ли не самым интересным персонажем аниме и ценным алмазом в короне «Блич».

С самого начала он предстаёт ненадёжным, подлым и скользким типом, говорящим с издёвкой, сарказмом и насмехающимся над другими. Пожалуй, это единственный синигами, которого с самого начала подозреваешь во всех смертных грехах, и вообще не удивляешься, когда он переходит на сторону врага. Рукия Кучики, полностью описывая впечатление о нём, сравнивает Гина с душащей тебя змеёй:

Как же я его ненавижу. Он непременно останавливался поболтать, когда видел нас с братом. Со стороны это выглядело как самая обычная беседа подумаешь, два капитана решили обменяться парой слов. Но я подозревала, что это неспроста. Я помню, как при первой нашей встрече меня бросило в жар от одного его вида. Рот, кончики его пальцев и даже движение глаз оставляли чувство, что тебя лижет змея. Он разговаривал с моим братом, а мне казалось, что вокруг моей шеи сжимаются его руки, и я даже моргнуть боялась. Я ненавидела его. У меня не было конкретных причин бояться этого человека, но всё внутри меня протестовало против него. Каждый раз, когда он со мной заговаривал, на меня накатывал ужас, и сейчас ничего не изменилось.

Мотивацию для таких героев обычно даже не прописывают — злодей, больше ничего не надо. Оттого крайне шокирующей является попытка убийства им Айзена.

За одну серию меняется мнение об этом персонаже, пересматриваются все его прошлые поступки, ломается привычная картина мира. Мотивация, как и в случае с Тоусеном, становится понятна, если углубиться в предысторию героя. Если вкратце, Ичимару тоже погубила женщина)

Жил-поживал маленький Гин в Обществе душ, занимался выращиванием хурмы. Нашёл однажды без сознания маленькую девочку — Рангику Мацумото. Гин накормил её хурмой, спасая жизнь. Он сразу понял, что их как минимум объединяет одно — раз они испытывают голод, значит, у них есть духовная сила и все шансы стать синигами. Впоследствии между ними завязывается дружба, потом любовь. Кстати, это вообще единственная явная романтическая история всего аниме, своей силой обескураживает ещё больше. Вообще их встреча напоминает отношения Мастера и Маргариты:

... она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.

Случайно узнав о том, что Айзен замышляет какие-то нехорошие вещи, в том числе направленные против Рангику, Гин клянётся его убить. Он поступает в Академию духовных искусств, окончив её всего за год при том, что на обучение даётся 6 лет. Вместе с одарённостью он проявляет свою безжалостность, зарезав одного из подчинённых тогда ещё лейтенанта Айзена, произведя на него приятное впечатление. С этого момента Гин стал его союзником и соучастником в разного рода грязных делах. Ичимару ненавидел Айзена, но прекрасно знал, что тот никому не доверяет, всеми только пользуется и никогда не ослабляет контроль. Убийство было не лучшим вариантом ещё из-за особенностей дзампакто антагониста: любой, кто видел его высвобожденную форму, больше не мог быть уверен в своих органах чувств — всё подчинялось иллюзии, контролируемой Айзеном. Гин, постепенно с ним сближаясь, наконец узнаёт, что единственный способ прекратить этот эффект — прикоснуться к его духовному мечу, что не так-то и просто сделать ввиду его постоянной подозрительности и осторожности.

Гин выжидает и продумывает план. Когда Айзен выводит из строя половину Готея 13, Ичимару получает потрясающую возможность избавиться от предводителя раз и навсегда со следующими вводными:

  1. Айзен убеждён в своей непобедимости, а потому ослабил бдительность;
  2. Банкай Гина высвобожден после битвы с Ичиго;
  3. Ичимару заставил Айзена поверить в то, что он убил Рангику, пришедшую за ответом на вопрос, почему её давний друг и любовь всей жизни предал Общество душ.

Только в этот момент Гин осмелился предпринять попытку убийства Айзена, которая прошла бы успешно, если бы лидер к этому моменту не эволюционировал в совсем непобедимую форму. Предательство Айзен не прощает, а потому мы простились ещё с одним его сообщником.

В целом стратегия Гина выглядит логично, если бы не одно НО: Ичимару потребовались десятилетия, чтобы предпринять попытку убийства. Всё это время он отыгрывал роль способного ученика, хорошего капитана, предателя Общества душ и компаньона главного злодея только для того, чтобы скрыть главную роль — любящего Рангику человека, готового сделать для неё всё. Девушка замечала, что Гин надолго уходит от неё, но не понимала смысла в этих действиях. А он просто справедливость таким образом вершил, чтобы его любимой больше никогда не приходилось плакать. У всех свой путь: кто-то становится королевой на балу Воланда, а кто-то сотню лет работает на несколько фронтов, принеся себя в жертву, хотя о ней даже никто не просил. Тоже одержимость, возведённая в абсолют. Была ли она оправдана? Десятки лет поставлены на кон для того, чтобы любимая девушка никогда не плакала. И вот последнее, что он видит:

Если смотреть глубже, поражение Гина не кажется таким очевидным. Пока Ичиго с друзьями находились в Уэко Мундо, Ичимару перестраивал коридоры дворца таким образом, чтобы противники были примерно равными по уровню. Поэтому, с трудом побеждая, Ичиго постепенно эволюционировал в ту форму, которая стала способна сражаться с чудовищем, в которого превратился одержимый властью и силой Айзен. Гин был бы не прочь убить главное зло самостоятельно, но запасной план явно готовил. И ведь в конце Рангику он всё же защитил: хоть и через посредника. Умерев, он не оставил после себя никакой памятной вещи, заставив девушку справиться с горем и двигаться дальше. Так что хоть и в извращённой форме, и без счастливого конца, но его план, вынашиваемый сотню лет, сработал. Справедливость восторжествовала.

Заключение

Что мы имеем? Аниме «Блич» целиком и полностью пронизано идеей восстановления справедливости, пересекаемой как общечеловеческими ценностями, так и извращёнными представлениями о хорошем и плохом.

Ичиго Куросаки движим желанием защищать семью, друзей и простых смертных от тех, кто посягает на их безопасность и благополучие. При этом сам он легко увлекается этой идеей и периодически ставит под угрозу собственную жизнь без надобности, становясь даже несколько высокомерным по отношению к другим. Одна грань справедливости.

Общество душ пытается оправдать цель, для которой оно создано: уничтожает всё, что нарушает естественный порядок вещей. С одной стороны, это действительно его сохраняет, консервирует и стабилизирует, но с другой — любое препятствие и неудобное существо быстро уничтожаются без права на адвоката и защиту. Общество душ выбирает меньшее зло, тем самым оправдывая свои аморальные действия. Другая грань справедливости.

В случае арки бануто мы понимаем, что справедливость также могут вершить и совсем больные люди, получившие большую силу и распоряжающиеся ей по своему коварному усмотрению, вовлекая в свою секту молодые и неокрепшие умы, которые пока не нашли себя в этом мире. При этом понятие «общее благо» полностью подменяется интересами одного человека. Третья грань.

Тоусен Канаме вводит новую грань — он жёстко разграничивает справедливость и великодушие, а раз абсолютная справедливость требует жертв, то можно и по головам пойти. Тем более если реки крови рано или поздно тебя всесильным богом сделают.

И Гин, готовый ради одного человека пожертвовать всем. Пятая грань.

А как вы определяете справедливость? Всегда ли «наименее кровавый путь» выглядит идеальным решением? Жду ваши мысли и дополнения в комментариях!