Найти в Дзене
Автоэксперт | Павел Жидков

«Кто захочет брать авто со ставкой в 21%?»: Средний размер автокредита в РФ обновил антирекорд в 2024 году

Банки сообщают, что последние месяцы уходящего 2024 года стали самыми невыгодными для них в плане оформления автокредитов. Так по данным НБКИ (Национальное бюро кредитных историй), в России, за ноябрь 2024 года средний размер автокредита упал до рекордно низкой отметки за весь год – всего 1.33 млн. руб.

Что же это означает? Почему потенциальные владельцы новых авто отказываются от дорогих приобретений? Рассмотрим, с чем это может быть связано.

Почему стали брать меньше автокредитов?

Снижения спроса на банковские услуги, тем более в сфере довольно объемных денежных займов, может быть связано с несколькими причинами. В России, ключевой проблемой, естественно стало увеличение ставки ЦБ до 21%, а, значит, банки и автосалоны вынуждены поднимать процент тоже.

Можно сколько угодно негодовать по поводу грабительских процентов разных банков, но стоит помнить, что любая финансовая организация – это бизнес. И никто из «банкодержателей» не собирается работать себе в убыток. Да, они прокручивают средства, которые кладут на сберсчета граждане, да они получают прибыль.

Но они также должны и обезопасить средства, которые взяли под наем у других граждан, в случае, если тот, кто взял автокредит решит оформить банкротство или просто не в состоянии будет вернуть взятые на себя обязательства. А как возвращаются займы по суду и с помощью ФССП (служба приставов), знают все. Поэтому в банковский процент заложены и прибыль и, возможный убыток.

Что еще влияет на антирекорд по автокредиту:

  • Инфляция и рост цен. Общая инфляция и, в частности, рост цен на новые и подержанные машины делают покупку менее доступной. Люди ждут, пока не стабилизируется ситуация.
  • Повышение процентных ставок. ЦБ повышает процентные ставки, чтобы бороться с инфляцией. Это приводит к увеличению стоимости автокредитов, делая их менее привлекательными и более дорогими.
  • Нестабильность экономической ситуации. Неопределенность, опасения по поводу рецессии и возможной потери работы заставляют людей быть более осторожными в плане больших финансовых обязательств.
  • Сокращение реальных доходов. Если зарплаты не растут в ногу с инфляцией, покупательская способность населения снижается, что также влияет на спрос на автокредиты.

Косвенно, но влияет – нехватка автомобилей на рынке (нарушение цепочки поставок или снижение объемов производства), высокие цены на новые авто и «вторичку» и, как ни странно, отказ человека вообще от автомобиля. Последний вариант возможен, особенно в мегаполисах, где на 1 см3 приходится по 2 автомобиля, где есть проблема с парковками, пробками и прочими «прелестями» большого города. Развитие каршеринга, общественного транспорта и других альтернативных способов передвижения может снижать спрос на автокредиты в целом.

Что сказали аналитики?

Владельцы автосалонов, дилеры, производители бьют тревогу. В России уже 4-й месяц наблюдается планомерное снижение спроса на покупку автомобиля. При этом ноябрь 2024 г. стал максимально удручающим – средняя ссуда на покупку авто, взятая в кредит, составила всего 1.33 млн. руб. Что на 4.4% меньше, чем в октябре.

-2

При этом падение спроса на автокредит по сравнению с годом ранее (ноябрь 2023 г.) составил 11%, что в общем объеме потребительского спроса и отказа от банковских услуг выглядит откровенно плохо. Для продающих авто и банкиров, конечно.

Самое стремительное уменьшение средней суммы автокредита зафиксировано в Москве, Белгородской, Брянской областях, а также в Крыму и Челябинской области.

При этом самые высокие займы на авто брали в:

  • Москве и МО – 1.79 млн. руб. и 1.64 млн. руб. соответственно.
  • СПБ и ЛО – 1.59 млн. руб. и 1.51 млн. руб. соответственно.
  • ХМАО – 1.46 млн. руб.

По состоянию на декабрь 2024 г. обвал по автокредитованию составил уже 50%. Все это связано с небывалым увеличением сумм на продукты практически в три раза, относительно августа-сентября, ЖКХ, иные траты, плюс – стол, подарки, поездки и пр. на Новый год.

Аналитики ожидают, что ситуация должна стабилизироваться к весне 2025 года и то, если будут запущены новые госпрограммы по льготному автокредитованию. Конечно с условиями, которые будут доступны простым гражданам.

А что предлагают банки гражданам России?

-3

Не секрет, что ноги у проблемы, все же растут от условий автокредитования, которые предлагают банки. Именно прочитав договор и подсчитав сумму, которую придется отдать финорганизации «сверху», многие начали откладывать покупку новой машины.

Ставки по автокредитам, небольшой экскурс:

  • ВТБ – от 23.46 до 35%.
  • Т-банк (Тинькоф) – от 22.89 до 28.99%.
  • Газпромбанк – от 23.97 до 34.8%.
  • Почта Банк – от 30.73 до 47.11%.
  • Сбербанк – от 26.4 до 41.33%.
  • Совкомбанк – от 24.99 до 28.11%.

При этом потенциальному заемщику стоит тщательно прочитать договор. Т.к. есть пояснение, что указанные размеры процентной ставки касаются автомобиля ценой от 3 млн. За более дешевый выбор покупателю придется отвечать рублем перед банком, а, именно, автокредит на сумму «всего» 1млн. руб. обойдется по переплате значительно дороже.

-4

При рассмотрении заявки на автокредит банк рассматривает уровень долговой нагрузки (УДН) заемщика. Если просто – насколько закредитован заемщик в целом по другим пунктам (кредиты, ипотека, кредитные карты, долги по исполнительным листам и пр.). И какой у него доход. Если УДН выше 50%, в кредите откажут.

Как считают финэксперты, дальнейшая политика автокредитования будет зависеть от того, насколько граждане будут согласны брать займы по высоким процентным ставкам. При этом в приоритете будут автопроизводители (и марки машин), с которыми будут сотрудничать банки.

Иными словами, автокредит будет прежде одобрен не на ту машину, которую хочет заемщик, а на ту, что предложит банк. Еще хуже всего обстоят дела у тех, кто захочет взять автозаем на «вторичку», подержанные машины, приобретаемые по ДКП у физлица, купить такие машины на заемные средства станет сложнее.

А что думаете Вы? Какой прогноз далее по авто, да и кредитованию в целом ожидает население страны? Смогут ли граждане смириться с такими процентами и вновь брать новые машины в автосалонах и у дилеров?