Борьба с последствиями разлива мазута после крушения двух танкеров "Волгонефти" продолжается, но вновь и вновь на берег выбрасывает порции мазута. Люди без остановки выходят на уборку мазута с пляжей, жертвуют своим здоровьем, спасают птиц и животных. Все просят помощи в ликвидации последствий экологической катастрофы, а власти уже спешат всех заверить, что пляжному сезону 2025 ничего не угрожает.
Со всех концов России едут волонтёры, чтобы помочь убирать мазут с пляжей Краснодарского края. Из Таиланда прилетел и экоблогер Алексей Сибирский. Он объехал пляжи, пообщался с волонтерами, и хочет взять на себя координацию "всех со всеми".
"Желающих помочь полно, но важно наладить каналы поставок всего необходимого", — пишет он.
Пока же на местах люди выбиваются из сил, очищая пляжи, спасая животных и птиц, жалуются на отсутствие техники, респираторов и даже масок. Многие, надышавшись ядовитыми парами, вынуждены обращаться с симптомами отравлениями нефтепродуктами.
Волонтёры ежедневно вылавливают покрытых мазутной плёнкой птиц. Иногда на поимку одной уходит три часа, а на то, чтобы её отмыть – ещё час. Но счёт спасённых жизней пернатых уже идёт на сотни. Их отправляют в реабилитационное центры, но блогер-эколог Георгий Каваносян просит быть всех готовыми к тому, что часть этих птиц не выживет, так как последствия такого стресса могут быть губительными для них. Но он призывает не отчаиваться и продолжать делать всё возможное. И люди делают.
На днях зоозащитники поймали на пляже трёх перепачканных в мазуте собак. Они забрели на пляж и были все покрыты чёрной плёнкой. Животные тяжело дышали и выглядели плохо. Их тоже отмыли и отправили в приют.
А вот с дельфинами ситуация обстоит гораздо хуже. Уже сообщается о 20 и более погибших млекопитающих. У многих из них дыхательные пути загрязнены мазутом.
И хотя волонтёры не сдаются и, надрываясь, убирают мазут лопатами с пляжей, радуются каждому очищенному метру, погода вносит свои коррективы. Те места, которые были чистыми пару дней назад после шторма, вновь оказались в мазуте. И снова людям предстоит проделать титаническую работу.
Одни жалуются, что для уборки не хватает рук и техники. Люди ждут от президента Владимира Путина помощи, требуют собрать отряды профессиональных спасателей, подключить научно-исследовательские институты, выдать хотя бы респираторы и сорбент.
Местные власти и ведомства при этом официально отчитываются, сколько километров пляжей обследовано, говорят, что работа с ликвидацией последствий экологической катастрофы идёт успешно, загрязнённый песок вывозится. Так, в МЧС сообщили, что в Краснодарском крае проверили 190 километров береговой линии. Спасатели и волонтеры собрали более 21 000 тонны загрязненного песка и грунта, а более 15 000 тонн уже вывезли.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заверил, что загрязненный грунт вывозят на специализированные предприятия и будут правильно утилизировать. Он, правда, отметил, что собирают мазут быстрее, чем его могут переработать. Соцсети заполнены видео, на которых хорошо видно, что не только в этом проблема, а ещё в том, что мешки просто не успевают вывезти с пляжей. Мазут снова протекает и впитывается в песок, мешки уносит обратно в море во время шторма или присыпает песком.
И хотя ещё даже до конца не определён масштаб экологической катастрофы, глава региона уже делает прогнозы по срокам ликвидации последствий разлива топлива. Все работы, по его словам, пишут РИА Новости, должны завершиться к 1 февраля или 1 марта, в крайнем случае. О срыве следующего туристического сезона, по его словам, даже речи не идёт.
Сейчас стоит задача убрать мазут с поверхности песка и пляжей, говорит Кондратьев, пока температура не повысится и мазут не начнёт проникать в грунт. При этом волонтёры уже показывают, что пляжи похожи на слоёный пирог – слой песка, слой мазута и так далее.
Доцента Института экологии РУДН химика Анна Курбатова поделилась с NEWS.ru, что на ликвидацию последствий аварии в Черном море могут уйти многие годы. По её словам, мазут представляет собой тяжелую фракцию продуктов нефтепереработки и её сложно собрать.
"Мы можем сделать прогнозы, исходя из степени и сложности загрязнения. Это колоссальная катастрофа, после которой еще много лет будут отголоски. Даже когда видимые загрязнения уберут, немалая часть осядет вниз и будет воздействовать, вторично загрязняя водное тело",
— пояснила она.
Минприроды собирается до завершения работ вести онлайн-трансляцию ликвидации аварии в Черном море. Об этом сообщил глава ведомства Александр Козлов. Судя по прогнозам экологов, вести придётся долго…
Так, Курбатова пояснила, что в мазуте большое количество канцерогенных веществ, которые могут негативно влиять на окружающую среду и людей. Почва по берегу отравляется и становится токсичной. По словам советника главы экологического общества Светланы Ковалевской, песок с пляжей Анапы будет оставаться токсичным ещё минимум 10 лет после выброса мазута. Она предполагает, что столько же потребуется времени природе, чтобы справиться с экологическим бедствием.
Георгий Каваносян отмечает, что пока загрязнение сконцентрировано у берегов Анапы и Керчи, но не исключено, что при смене ветра пятно дойдёт до Новороссийска, Геленджика, Туапсе, Сочи и Абхазии. По его словам, в море еще много мазута.
"Мазутные пятна от побережья Керченского полуострова дрейфуют к Тамани. Сегодняшним вечером ветер поменяется на восточный. Вероятнее всего, мазут из пролива обогнет мыс Такиль и будет идти на запад. Есть угроза, что дойдет до заповедника Опук", - написал Каваносян в телеграм-канале.
Эколог надеется, конечно, что к лету пляжи очистят от загрязнений, и они станут в целом безопасными, но жидкий мазут уже проник местами на полметра в песок.
"Видимых загрязнений не будет. Останутся отдельные твердые кусочки. Но мазут уйдет на глубину в море, и во время штормов его будет выбрасывать на берег. Поэтому ситуация, когда люди приехали на отдых, у них чистый пляж вечером, ночью прошел шторм, а утром все залило мазутом, вероятна", — пояснил эколог.
Напомним, 15 декабря во время шторма два танкера "Волгонефть" потерпели крушение у Керченского пролива. Пока точные причины катастрофы неизвестны. Одни винят капитанов, говорят о спущенных якорях во время шторма, другие рассуждают о том, кто и как допустил выхода таких старых танкеров в море. Судна суммарно перевозили 9200 тонн мазута. Сколько точно вылилось пока не ясно. Владельцы судов обещали сами поднять их и откачать остатки мазута.
24 декабря стало известно, что СКР завел уголовное дело о "непринятии мер" по ликвидации последствий разлива мазута.
И только после этого, 25 декабря, был наконец-то введён режим краевого ЧС. Посмотрим, что это даст.