Не секрет, что с 1944 года 70% Люфтваффе действовали на Западном фронте. Причина этому весьма очевидна. Боевые действия на Востоке шли к очевидному провалу, тогда как стратегические бомбардировщики Союзников методично стирали с лица земли промышленный потенциал Германии. С этим нужно было срочно что-то делать.
Но вот в чем парадокс Германии – страна, обладая технологиями и ресурсами, могла бы оперативно запустить в серию зенитные ракеты Wasserfall, но вместо этого наращивала выпуск практически бесполезных "Фау-2". Могла сосредоточиться на создании ядерного оружия, но вместо этого размазывала ресурсы по десяткам проектов, не добиваясь ничего существенного.
В итоге с ежедневными налетами на свои заводы немцы пытались бороться откровенно странными решениями. Одним из таких стал ракетный истребитель - еще одно чудо-оружие, которое не смогло спасти Рейх.
Идея создать самолет с жидкостным ракетным двигателем приходила в голову всем авиационным державам того времени. В СССР это был Би-1, в Великобритании – Miles M.52, в США – Republic XP-69 с гибридной силовой установкой. Но только немцы додумались довести концепцию до серийной боевой машины.
Если сравнивать Me.163 с советским Би-1, то немецкий самолет выглядит как инженерный шедевр. У него были куда более продуманные аэродинамика и конструкция двигателя. Не подумайте, что это критика советской техники – просто у нас быстро поняли, что ракетные самолеты не имеют особых перспектив. Немцы же, похоже, этого осознать не смогли.
"Комета" совершила первый полет в сентябре 1941 года. Это был скорее технологический демонстратор, чем полноценный истребитель. Называть его "Мессершмиттом" не совсем правильно – всю работу над проектом провел Александр Липпиш, а помогли ему начальник испытательного отдела д-р А. Боймкер и его заместитель д-р Лоренц.
Главной "звездой" Me.163 стал его двигатель HWK 109-509А-2. Это была настоящая техническая революция: две камеры сгорания, турбонасос, возможность варьировать режимы тяги. Немецкий мотор мог "сбрасывать обороты" с 700 кгс до крейсерских 200 кгс, увеличивая запас работы и делая полет хоть немного более управляемым.
Топливная система выглядела внушительно. Окислителем был 80%-ный пероксид водорода (T-Stoff), горючим – смесь метанола, гидразин-гидрата и воды. Самолет имел три бака с окислителем на 1160 литров и четыре бака с горючим по 500 литров в крыльях. Летчик, по сути, сидел в летающем "топливозаправщике". При жесткой посадке нередко происходил разрыв баков с окислителем, содержимое которых разъедало пилота буквально заживо. Позже добавили клапан для слива топлива перед аварийной посадкой, но это уже после трагических случаев.
Юрист на базе ИИ. Решает проблемы
Me.163 взлетал на специальной тележке, а садился, выдвигая стальную лыжу. Это, мягко говоря, не добавляло удобства, а также требовало подготовленной взлетно-посадочной полосы.
Несмотря на суровые условия эксплуатации, самолет стал самым быстрым в мире на тот момент, разгоняясь до 960 км/ч на высоте 3000 метров.
Для защиты пилота "Комета" имела бронирование. Позади кабины установили три бронеплиты, а спереди – 90-мм бронестекло. Всё это было нужно, чтобы хоть как-то выживать под огнем американских бомбардировщиков, оснащенных мощным оборонительным вооружением.
Но даже скорость и пушки Me.163 не сделали его эффективным. Немцы построили около 300 "Комет", но реально боеспособными можно считать лишь 20. Проблемы с топливом, нехватка обученных пилотов и слабая система наведения свели боевую эффективность к нулю.
За все время "Кометы" сбили всего 16 самолетов противника, потеряв при этом 10 своих. Мальчишки-планеристы, которые сели за штурвал в 1945 году, не имели ни опыта, ни знаний для пилотирования столь сложной машины. Запаса топлива хватало на 8 минут полета, и пилоты могли сделать лишь один заход на цель.
В итоге Me.163 остался интересной, но бесполезной игрушкой. Создавая такие машины, Германия только растрачивала ресурсы, в то время как СССР и Союзники делали то, что реально работало.
После войны "Кометы" попали в руки советских инженеров, но никакого интереса к тупиковой схеме ракетных самолетов они не проявили.