Программа разработки ближнемагистрального авиалайнера Ту-334 и его модификаций, основанная на базовом проекте, являлось ещё одним важным проектом, реализуемым ПАО «Туполев». Разработка ближнемагистрального авиалайнера Ту-334, который в будущем должен был заменить Ту-134, началась в конце 1980-х годов. На этапе предварительного проектирования конструкторское бюро Туполева рассмотрело несколько вариантов конструкции самолёта, отличающихся компоновкой и силовой установкой. В итоге был выбран проект с двумя турбовентиляторными двигателями с форсажем, установленными на пилонах в хвостовой части.
Первый прототип Ту-334 совершил свой первый полёт 8 февраля 1999 года. В настоящее время в эксплуатации находятся два авиалайнера этого типа (прототип и серийный самолёт). В конце 2003 года Ту-334 получил сертификат соответствия стандартам лётной годности AP-25. Базовая версия Ту-334-100 рассчитана на перевозку 102 пассажиров на расстояние 3150 км.
Помимо базовой модификации, ПАО «Туполев» разработало следующие варианты: грузовой самолёт Ту-334-100C, дальнемагистральный авиалайнер Ту-334-100Д, Ту-334-200 с увеличенной пассажировместимостью, а также различные модификации с двигателями иностранного производства — Ту-334-120. Ту-334-120Д и Ту-334-220. По мнению экспертов, только на российском авиационном рынке требуется более 120 самолётов Ту-334.
Как и в случае с семейством самолётов Ту-204/Ту-214, конструкция Ту-334 основана на первоклассных методах проектирования, материалах и производственных технологиях. Самолёт отличается высокой эффективностью, низким удельным весом, высокой надёжностью, простотой обслуживания и эффективными устройствами мониторинга и устранения неполадок. Двигатели Д-436Т1, установленные на Ту-334, имеют высокую степень унификации с хорошо зарекомендовавшим себя двигателем Д-36, который оправдал ожидания в ходе длительной эксплуатации.
Надежность и безопасность полета Ту-334 обеспечиваются широким спектром конструктивных особенностей и организационных мер, внедренных ПАО «Туполев» в процессе разработки, производства, серийного выпуска и эксплуатации самолетов. Как упоминалось выше, самолёт сертифицирован в соответствии со стандартами лётной годности AP-25, которые соответствуют европейским требованиям. Самолёт оснащён эффективной авионикой, усовершенствованными гидравлическими, электрическими и интегрированными системами определения курса и крена (AHRS). а также проверенными временем и надёжными двигателями. Авиалайнер также оснащён эффективной противообледенительной системой, защищающей предкрылки, воздухозаборники двигателей и лобовое стекло, а также системами пожарной сигнализации и пожаротушения в моторных отсеках, отсеке вспомогательной силовой установки, багажных и грузовых отсеках, а также переносными огнетушителями, средствами эвакуации (надувными спасательными трапами, верёвками и т. д.), спасательными шлюпками и аварийными радиостанциями.
ПАО «Туполев» удалось создать самолёт, который по эффективности не уступает аналогичным зарубежным ближнемагистральным авиалайнерам и даже превосходит их. Например, у Ту-334 расход топлива составляет 22,85 г/пассажиро-километр, а у B-737-500 — 24,5 г/пассажиро-километр. B-737-600 — 23 г/пассажиро-километр. B-717-200 — 24,6 г/пассажиро-километр. Fokker-100 — 25,3 г/пассажиро-километр. и BAe-146 — 26,8 г/пассажиро-километр. Также стоит отметить, что у Ту-334 чрезвычайно низкие относительные эксплуатационные расходы.
Базовая версия Ту-334-100 рассчитана на перевозку до 102 пассажиров в салоне экономического класса (шаг кресел 810 мм) на авиалиниях протяжённостью до 3150 км. Авиалайнер может быть оборудован смешанным салоном на 72 места, включая 12 мест бизнес-класса (шаг кресел 1020 мм) и 60 мест эконом-класса. В салоне бизнес-класса может быть до 38 мест, включая восемь мест первого класса, шесть кресел-диванов и 24 места бизнес-класса. Также существует несколько VIP-версий салона, предлагающих более высокий уровень комфорта и оснащенных специальным центром связи. Объём переднего грузового отсека составляет 9,6 м3, а заднего — 6,6 м3.
Ту-334 — это авиалайнер с низкорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и двумя турбовентиляторными двигателями с форсажной камерой, расположенными в хвостовой части. Своими высокими аэродинамическими характеристиками самолёт в первую очередь обязан аэродинамически эффективному крылу, обладающему замечательными аэродинамическими и подъёмными свойствами. Общая аэродинамическая компоновка самолёта и усовершенствованная аэродинамика отдельных компонентов позволили добиться соотношения подъёмной силы к лобовому сопротивлению 16,7 при скорости полёта 0,75 Маха. Это один из лучших показателей для самолётов такого типа.
Конструктивные особенности и технологии, использованные при разработке Ту-334, позволили снизить вес самолёта на одного пассажира до уровня международных стандартов. Вес пустого Ту-334-100 на одного пассажира составляет 283 кг, в то время как у B-737-600 — 296,2 кг. B-717-200 — 276,6 кг/пассажир, а A-319 — 299 кг/пассажир.
Двигатели Д-436T1, установленные на авиалайнере, отличаются реверсивной тягой, низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды. Д-436T1 имеет взлетную тягу 7500 кгс в нормальных условиях и удельный расход топлива 0,67 кг/кгс*ч в крейсерском режиме полета. Ожидалось, что в будущем Ту-334 будет оснащён более совершенными и мощными турбовентиляторными двигателями с форсажем Д-436T2. Авиалайнер оснащён вспомогательной силовой установкой ТА 12-60 (ВСУ). которая обеспечивает пневматический запуск основных двигателей как на земле, так и в воздухе. а также питает систему кондиционирования воздуха и энергосистему самолёта.
Гидравлическая система, которая управляет различными агрегатами самолета, в частности, рулевыми механизмами и системами выпуска/уборки шасси. состоит из трех независимых подсистем. приводимая в действие насосами, установленными на двигателе. Для повышения надежности каждая гидравлическая подсистема оснащена электрогидравлическим насосом, а первый насос подсистемы приводится в действие воздушной турбиной. он расширен в воздушном потоке.
Самолет оснащен эффективной системой электроснабжения, питаемой от двух встроенных генераторов с постоянной частотой вращения. В случае отказа основных генераторов система электроснабжения работает от вспомогательной силовой установки и аккумуляторных батарей.
Авиалайнер Ту-334 отличается отличными условиями работы для экипажа. У капитана, первого помощника и бортинженера есть регулируемые кресла. Также есть дополнительное откидное кресло. В кабине экипажа есть вешалка для верхней одежды, ящик для личных вещей и шкафчики для головных уборов. У пилотов хороший обзор из кабины, которая оснащена системой освещения, встроенной подсветкой приборов, сверхмалыми лампами и индивидуальными светильниками, интегрированными в общую концепцию «темной кабины».
Интегрированная система управления и навигации обеспечивает полностью автоматическую воздушную навигацию по всем воздушным маршрутам и за их пределами в любое время суток. Он обеспечивает автоматический, директивный и ручной режимы управления полётом, автоматическую посадку по категориям I и II ИКАО, а также автоматическую посадку по категории ИКАО «Илия» и автоматизированный предполетный осмотр системы.
Физическая и психологическая нагрузка на экипаж снижается, а безопасность полёта повышается за счёт широкого использования цифровых автоматизированных систем и цифрового управления полётом. отображение полётных данных и информации о работе различных систем самолёта на цветных жидкокристаллических дисплеях, система предупреждения о критических ситуациях и система управления колёсами с помощью компьютера, которая позволяет управлять самолётом с помощью миниатюрных рукояток управления, установленных на центральном пульте управления, или с помощью сигналов, поступающих от системы бортового компьютера (FCS) и системы автоматического управления дроссельной заслонкой (ATCS).
Как и все новые гражданские самолёты «Туполев», Ту-334 отличается оптимизированной системой технического обслуживания, основанной на конструктивных решениях, которые учитывают требования, предъявляемые к рациональным подходам к техническому обслуживанию, и передовые методы технического обслуживания в полевых условиях (отказ от форм заявок на ремонт и оптимизация линейного и планового технического обслуживания). Ту-334 отличается простым и надёжным обслуживанием, контролируемой эксплуатацией, хорошо налаженным мониторингом технического состояния систем самолёта с помощью встроенного контрольно-испытательного оборудования, лёгким доступом к бортовому оборудованию и высокой заменяемостью узлов и агрегатов (средняя общая трудоёмкость технического обслуживания составляет 4,5 человеко-часа на лётный час, а средняя общая продолжительность технического обслуживания — не более 0,5 человеко-часа на лётный час). Назначенный ресурс Ту-334 составляет 60 000 лётных часов. 60 000 циклов, или 25 лет.
Регулярные полёты Ту-334 на различных авиалиниях позволили бы модернизировать парк национальных ближнемагистральных самолётов и удовлетворить потребности авиаперевозчиков в новых современных комфортабельных лайнерах в кратчайшие сроки.
Многие иностранные авиаперевозчики выразили значительный интерес к этому самолёту. Учитывая тот факт, что Ту-334 должен был заменить широко распространённый ближнемагистральный авиалайнер Ту-134, а также выдающиеся лётные характеристики и показатели первого, можно с уверенностью предположить, что Ту-334 мог стать одним из самых популярных авиалайнеров российского производства.
Ту-334-100 прошёл ряд специальных программ, направленных на расширение его эксплуатационных возможностей. Постановлением правительства серийным заводом было назначено Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова.
Но в серийное производство самолет Ту-334 так и не был запущен.
ПАО «Туполев» разработало следующие модификации базовой версии Ту-334-100:
Грузовой самолёт Ту-334-10OC:
Ту-334-100Д — авиалайнер увеличенной дальности; Ту-334-120 с двигателями иностранного производства:
Ту-334-120Д — авиалайнер увеличенной дальности с двигателями иностранного производства:
Ту-334-200 — авиалайнер большей вместимости;
Ту-334-200Д — авиалайнер увеличенной дальности с большей пассажировместимостью и двигателями иностранного производства.