Это уже как будто традиция - завершать год Поляриновым. Декабрь прошлого года тоже был под его аккомпанемент - «Риф» тогда произвел на меня большое впечатление. И вот снова! Буквально за один день прочитала его последний опубликованный роман «Кадавры». Оторваться было невозможно!
Итак, стоит начать с главного.
Что есть кадавры?
Кадавры - это изваяния мертвых детей, ледяные, неподвижные и нетленные, как статуи, которые начинают появляться на территории России в 2010х.
Переместить или уничтожить их практически невозможно, совсем уж игнорировать сложно, но адаптироваться и жить рядом вполне реально.
Некоторые люди видят в кадаврах своих умерших родных, в ком-то мертвые дети пробуждают иррациональный страх и агрессию, кого-то оставляют равнодушными.
Но, главное, параллельно с появлением кадавров начинаются странные выбросы соли: засаливаются плодородные некогда почвы, гибнет скот, соль оседает на одежде, портит вкус еды, проникает в жилища…
Звучит жутко. И так оно есть! Но идея на столько же шокирует, на сколько восхищает своим замыслом. И в первых 10% книги ты погружаешься в этот постапокалиптический мистический мир… медленно, озираясь по сторонам. В предвкушении…
Эти, как пишет Поляринов, «големы, слепленные из горя и памяти», становятся проклятием, мучительным напоминанием о вине, и все попытки избавиться от них лишь ухудшают ситуацию.
Подобно вытесненному воспоминанию, непроговоренной боли, не вскрытому вовремя нарыву, они отравляют почву солью, а жизнь — отчаянием. И никакая грубая сила не способна с ними совладать, потому что против фантомов памяти она бессильна.
Масштабно? Еще бы!
Но что-то у Поляринова в этот раз (в отличие от того же «Рифа») не срослось. Идея как будто оказалась брошенной на полуслове, отданной в угоду политическому изречению. Уши критики текущим событиям торчат иногда так явно, что даже удивительно, как Поляринов в таком виде был вообще напечатан. Слишком уж в лоб, слишком уж однобоко.
Конфликт между личными переживаниями персонажей и политическим контекстом приводит к тому, что основной сюжетный замысел оказывается под угрозой.
Мне хотелось все время возвращать Поляринова к сюжету: а кадавры?! Что же кадавры?!
Они остаются недоработанной, нераскрытой концептуально идеей (и это особенно жаль!), но тем не менее служат очень сильной эмоциональной метафорой! В этом Поляринову отказать нельзя - он умеет вытаскивать из читателя очень сложные чувства, которые и страшат, и исцеляют.
Роуд-стори брата и сестры, Даши и Матвея, которая разворачивается на фоне их научных изучений кадавров, погружает в тягостную хтонь, но оторваться от нее практически невозможно.
и наконец, финал… пожалуй, я бы сказала, что он на столько открыт, что даже неприлично. Слишком много ружей не выстрелило спустя 200+ страниц. Как будто автор сам устал от своей истории, не знал, как распутать весь клубок загадок и смыслов, что перерубил его усилием воли.
Такое уже кстати было в «Центре тяжести» - Поляринов сам признавался в одном из интервью, что в какой-то момент сюжет книги начал взвиваться по спирали вверх и остановить его было невозможно. Историю нужно было просто заканчивать. И он ее просто закончил.
И там мы тоже получили нераскрытую загадку третьего озера и солянку политических намеков.
Но черт возьми, все это тем не менее (!) не умаляет наслаждения от чтения книг Поляринова! Потому что он пишет очень красиво и увлекательно, искренне и неординарно! А это, согласитесь, многого стоит!
Советую?
И все-таки да.
еще больше обзоров прочитанных книг в телеграмм-канале «БУКВАльно»