Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Критика и негативные комментарии онлайн

«Подписалась только для того, чтобы оставить комментарий, потом отпишусь!», – каждый раз, когда я вижу эту фразу под постами и статьями в соцсетях, мне почему-то представляется этакая барыня из описания великих классиков в высоком парике, пышном платье с веером, брезгливо прикрывающая нос надушенным платочком, которая соизволила остановиться около картины неизвестного художника, чтобы высказать свое презрительное «Фе!». А потом такая барыня, считая себя великим знатоком высокого искусства, гордо удаляется, довольная собой и эффектом, произведенным ее высокой критикой…

Короче говоря, я все время ржу, когда вижу такие комментарии, прошу прощения за неэстетическое высказывание. Мне, правда, смешно. Уже несколько лет я помогаю вести социальные сети очень мудрого, опытного и профессионального психолога, аудитория некоторых его аккаунтов доходит до нескольких сотен тысяч. В совокупности со своими соцсетями я веду 12 каналов. А до этого я помогали еще нескольким психологам проявляться в интернет-пространстве, и было это в те времена, когда запрещенная ныне соцсеть еще не была запрещенной, и в ней бурлила жизнь, а комментарии лились рекой.

И вот что я хочу вам сказать на основании собственных многолетних наблюдений. Каким бы высококлассным ни был специалист, каким бы качественным ни был контент, всегда найдется тот самый экспертный эксперт, который плюнет ядом в его сторону. Был случай, когда даже психолог не могла читать комментарии под своими постами и отвечать на них – слишком много ресурсов уходило на то, чтобы держать свои эмоции под контролем. Психолох, мозгоправ, фантазер и сказочник – это самое безобидное, что пишут диванные эксперты. Особенно жестокие и обидные комментарии всегда прилетают из Ютуба. Сама я кем только не была в комментариях под своими публикациями за эти годы, но больше всех запомнился почему-то комментарий про «очередную инфобахиню». Последний комментарий в Дзене меня вообще сильно озадачил: «Автор, а у вас ресницы наклеенные или накрашенные?». Я серьезно так задумалась. Вот я хожу, думаю, какую бы тему актуальнее и полезнее затронуть, дополнительно изучаю материал по ней, пишу, стараюсь, видео записываю, свет, фон правильно настраиваю, да много чего еще. А по итогу аудитории интересно только это – наклеенные у меня ресницы или накрашенные…

Сейчас в интернете так много всевозможной информации, что люди просто не замечают и не ценят чужих трудов. Очень много сил, времени и энергии уходит на все про все у каждого человека, который ведет соцсети. «Почему вы так долго отвечаете на комментарии!», – есть и такие. А попробовали бы хейтеры писать хотя бы по одному тексту в день, снимать параллельно видео со смыслом, оформлять креативы, отвечать на комментарии, параллельно проводя энергозатратные консультации, многочасовые вебинары и прямые эфиры и продумывая содержание курсов… И при этом успевать жить своей жизнью, кроме рабочей.

«Вам лишь бы продать!» или «Почему не пишите подробно, что тут может помочь!», – возмущаются другие. Или, к примеру, требуют в комментариях разобрать их случай и дать рекомендации, возмущаются, что психолог должен это делать, для чего он тогда тут находится… А мне вот интересно в таких случаях, вот кондитер – он же тоже ведет соцсети, ну тогда он тоже должен раздавать свои десерты безоплатно? Бухгалтер – помогать вести бухгалтерию безоплатно… Фитнес тренер – вести занятия безоплатно… Лешмейкер (кстати, про ресницы) – наращивать ресницы безоплатно… Чем же психолог отличается от этих профессий? Психологическая помощь – это его хлеб, его инструмент, это то, чем он зарабатывает деньги, так же, как и маникюрист зарабатывает своим трудом, так же, как как строитель на стройке – своим трудом. Это силы, энергия, время, это знания, которые психолог также получает за плату, проходя бесчисленные курсы повышения квалификации и переподготовки для того, чтобы его помощь была эффективной.

Я вижу, как полезной информации в сети становится все больше и больше, а диванные эксперты все недовольнее и недовольнее. И, к сожалению, так же часто вижу, как умнейшие, талантливейшие люди сдаются под натиском неоправданной критики и негативных комментариев. Я привела в пример психологов, но это касается и всех других специалистов-блогеров, которые стараются вести свои соцсети в такие нелегкие времена.

Хочется поддержать вас, друзья. Не опускайте руки, не сдавайтесь. Каждый из вас уникален и не похож на всех остальных – и это здорово!

В онлайн-пространстве, лишенном физического присутствия, критика приобретает особый оттенок. Психологический механизм достройки информации заставляет нас восполнять недостающие детали, создавая в воображении образ критикующего. Мы склонны проецировать на анонимного комментатора желаемый образ – того, кто понимает и разделяет наши ценности. Например, кондитер, проводящая онлайн-мастер-класс по приготовлению десертов, может представлять себе аудиторию как состоящую из увлеченных кулинарией людей, желающих научиться новым техникам.

Однако, реальность часто отличается от этой идеализированной картины. Интернет-пространство, предоставляющее анонимность и иллюзию безнаказанности, превращается в плацдарм для проявления агрессии и хамства. Любой может создать аккаунт под вымышленным именем, использовать фейковый аватар и без каких-либо последствий оставлять оскорбительные комментарии. Это явление, получившее название кибербуллинг, набирает обороты. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: инструмент, призванный соединять людей, часто становится площадкой для распространения негатива.

Представьте, что к вам в дом приходит незнакомец и начинает указывать, как вам жить, критиковать интерьер и порядок. Ваша реакция, вероятнее всего, будет мгновенной – вы попросите его уйти. Почему же в виртуальном пространстве, в вашем «онлайн-доме», вы позволяете себе терпеть подобное? Ваш блог, аккаунт в социальных сетях – это ваша территория, ваше личное пространство, которое вы имеете право контролировать. Оскорбительные комментарии – это не критика, а проявление неуважения и агрессии. Вы не обязаны их читать, вы не обязаны на них реагировать.

Важно понимать, что психологическая достройка – это не всегда объективная оценка ситуации. Наше восприятие комментария зависит от многих факторов: нашего эмоционального состояния, уровня самооценки, даже от времени суток. Поэтому, прежде чем реагировать на критику, задайте себе несколько вопросов: «Кто этот человек? Какова его мотивация? Действительно ли его комментарий конструктивен или это просто попытка унизить?». Обратите внимание на стиль общения: агрессивные выражения, оскорбления, негативный тон свидетельствуют не о желании вести диалог, а о стремлении нанести эмоциональный удар.

В таких случаях лучше всего – игнорировать комментарий, заблокировать пользователя или удалить его сообщение. Не стоит тратить своё время и энергию на перепалки с троллями. Ваше время и эмоциональное благополучие – бесценны. Помните, что онлайн-репутация строится не на реагировании на каждый негативный отзыв, а на создании качественного контента и позитивном взаимодействии с вашей целевой аудиторией. Фокусируйтесь на людях, которые ценят ваш труд, которые поддерживают вас и искренне заинтересованы в том, чем вы делитесь. Не позволяйте токсичным комментаторам затмить голос вашей истинной аудитории. Ведь есть и хорошие комментарии, и их много, есть очень много людей, которые вас поддерживают и смотрят ваш контент с удовольствием.

Более того, проявление агрессии в интернете часто связано с неуверенностью в себе и попыткой компенсировать свои собственные проблемы за счет других. За агрессивным комментарием может скрываться глубокая неудовлетворенность жизнью, неумение строить конструктивный диалог и негативные личные переживания. Поэтому ваша реакция не должна быть эмоциональной. Важно сохранять спокойствие и не вступать в непродуктивные дискуссии. Вы имеете право защищать свое пространство от негатива, и блокировка или удаление оскорбительного комментария – это не проявление слабости, а акт самосохранения.

Создайте для себя правила общения в интернете. Определите, какие комментарии вы готовы принимать, а какие будете игнорировать или удалять. Не позволяйте токсичным людям влиять на ваше самочувствие и настроение. Ваш успех в онлайн-мире определяется не количеством подписчиков, а качеством взаимодействия с вашей аудиторией и вашей собственной эмоциональной стабильностью.

Забота о себе – это не эгоизм, а необходимое условие для достижения успеха и счастья как в онлайн, так и в оффлайн-жизни. И помните, ваше виртуальное пространство – это ваша крепость, и вы решаете, кто в нее входит, а кто нет.

С уважением, психолог Маргарита Шишмакова

Автор: Шишмакова Маргарита Ивановна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru