Добрый всем вечер. Ловите обещанную статью.
Итак. Корочун, он же Карачун. Писать можно и так и так. Статью пишу 24 декабря, а это как раз последний день Карачуна.
Это языческий праздник. Сравнить его можно с Хэллоуином, но, на мой взгляд, Карачун наполнен более глубоким смыслом и отмечается он дольше.
Карачун – это грозный дух, который насылает на землю крепкие морозы. Его спутники – метели и бураны, которые могут оборачиваться медведями и волками. Этот дух может наградить тех, кто вёл себя весь год правильно, по заветам предков и наказать тех, кто не жил честно. И вот, чтобы избежать наказания, люди задабривали этого духа. Карачун считается одной из ипостасей Чернобога. Просто запомните это. О Чернобоге я когда-нибудь обязательно тоже напишу.
Как задобрить столь грозного духа?
Начинали аж за 2 недели до зимнего солнцестояния. В этот день Карачун недолго, в течение трёх или четырёх дней правил землёй. За 2 недели до прихода злого дедушки люди начинали готовиться к его приходу. Они постились и молчали. Старались быть как можно незаметнее, но в то же время готовились к большому пиру.
Для язычников все природные явления несли в себе глубокий смысл. Не исключение и зимнее солнцестояние. Оно олицетворяло собой конец годового круга, а также смерть божества солнца Дашдьбога. Не переживайте. После окончания правления Карачуна он сразу же возродится в своей более молодой ипостаси. Имя этого молодого бога Коляда. Молчанием и постом люди готовились не только ко встрече Карачуна, но также к смерти одного из главных божеств и ко дню памяти умерших.
Конечно, в то время не было точных астрономических приборов, поэтому момент поворота солнца люди определяли визуально. Даже описывалось, как выглядит солнце в этот момент, но я ничерта в этом не понимаю, поэтому даже не буду писать об этом.
День зимнего солнцестояния по нашему календарю наступает 21 или 22 декабря. Считается, что Карачун в этот момент старается наслать на землю как можно более крепкие морозы, метели, бураны. Призывает он их с помощью посоха. Примерное представление о том, как выглядит этот бог, вы сможете получить из видео к инструменталу, который я выбрала для этой статьи. Правда, там Карачун смотрит на нас ещё пока с неба.
Как только он пришёл, люди встречали и задабривали его.
Начиналось всё с утра дня зимнего солнцестояния.
К этому дню в каждой общине уже была готова огромная снежная крепость. Оборонять и захватывать её должны были дети. Те, кто защищал, считались оборотнями. Они наряжались в звериные шкуры, одевали на лица личины. Обычно это были дети старшего возраста, уже немного обученные воинскому искусству.
Дети помладше, а значит и послабее, должны были отбить крепость у оборотней. Само собой, они с этим не справлялись. Тогда им на помощь приходило какое-нибудь мудрое существо, например, ворон. Ближе к вечеру оно насылало на крепость чары, которые могли победить оборотней. Конечно, всё это проходило в игровой форме. Всем было весело.
Взрослые в оборотней не наряжались никогда. Им нельзя. Забава с крепостью была только детским делом. Взрослые же в это время готовили пир, который начинался вечером.
В каждом доме люди оставляли плошку, в которую накладывались все блюда по чуть-чуть для умерших предков. Готовили всё самое вкусное, что только было в зимнюю пору.
Главным символом этого праздника мог быть сноп ржаных колосьев, сжатый ещё летом и оставленный специально. Назывался он везде по-разному. Это мог быть как сжатый первым, так и последний сноп. Этому же снопу в некоторых местах подносили пищу, предназначенную для мёртвых, а потом вместе с этой же пищей этот сноп сжигали в огне.
Пировали люди с вечера до утра. Никто не ложился спать. Хоть взрослым и нельзя наряжаться в оборотней, но у них всё же тоже были свои волки или медведи, для которых готовился специальный хлеб. Обычно это были парни, примерно лет по 14 — 16, которые жили в лесу и тоже обучались воинскому искусству. Часто они сами себя называли волками. Медведями почти никогда. Но вожак этих волков всё же иногда наряжался и медведем. Испечённым специально хлебом их угощали, чтобы задобрить бураны и метели и чтобы волки охраняли покой общины, а не были злы на них.
Всё это сопровождалось прыжками через костры, шуточными боями. Взрослые тоже одевали личины. Некоторые притворялись животными, но не волками и медведями, а некоторые нечистью. Праздник мог продолжаться несколько дней и ночей, но главными были день и ночь зимнего солнцестояния.
Праздник Карачуна плавно переходил в праздник во славу родившегося Коляды. Об этом тоже нужно писать отдельную статью.
Вы заметили, я по отношению к духу Карачуну не употребила слово злой, а именно грозный. Дело в том, что к Карачуну тоже можно было обращаться, как и ко всем языческим богам. Можно было попросить его забрать болезни, или попросить что-то, что очень нужно. Да, он мог наказывать людей болезнями, но только тех, кто не соблюдает заветы предков.
Хотя, в какой-то момент ему стало всё равно. Сейчас Карачун трансформировался в Деда Мороза, который не несёт никакого зла. Так что, дорогие дети, знайте, что на новый год к вам приходит изменившийся Карачун. Только теперь он и сам забыл, в какое точно время должен править и приходит немного позже. И задабривать его теперь можно стихами, а не битвой с оборотнями. Мы изменились, и этот суровый дух решил меняться вместе с нами.