Найти в Дзене
Артур Одинов

Огромная «колониальная империя», дожившая до наших дней

Что, простите, империя, да ещё колониальная?! Вообще-то на дворе 21 век, где политики соревнуются в деколонизационной риторике, защищают права всяческих нацменьшинств, а особо прогрессивные и вовсе – бесконечно каются перед некогда угнетёнными народами. Как в этом мире может существовать «колониальная империя»?

На самом деле может. Словосочетание «колониальная империя» не просто так взято в кавычки. Всё таки её представители не носят пробковые шлемы и не заставляют рабов трудиться на плантациях сахарного тростника. Да и размеры этой империи, скажем честно, не такие уж большие. Ну ладно, хватит томить – о чём идёт речь?

А речь идёт о… Франции. Ну да, этот европейский бастион всяческих свобод вполне себе счастливый обладатель весьма обширных заморских земель.

Хмм, а где же они? Читаем дальше!
Хмм, а где же они? Читаем дальше!

Они, конечно, не называются колониями. У них запутанные юридические статусы, что-то вроде «заморское сообщество», или «административно-территориальное образование с особым статусом». Так или иначе, но это территория Франции.

В настоящий момент родине Жерара Депардье принадлежат 13 заморских территорий.

-2

Как правило, они представлены островами, которые разбросаны почти по всем океанам. Самый большой из них Новая Каледония. Он состоит из одноимённого острова и нескольких мелких островков в западной части Тихого океана.

-3

Общая площадь Новой Каледонии 18 576 км². Много это или мало? Ну это больше, чем территория Черногории, Ливана или Катара – а эти государства как минимум не относятся к числу карликовых.

Самый же маленький остров из числа заморских владений это атолл Клиппертон, который находится в восточной части Тихого океана. Вместе с лагуной его площадь составляет всего лишь 9 км². Если же брать во внимание только сушу, то площадь совсем куцая – 1,7 км².

-4

Земная твердь Клиппертона настолько мала, что на острове не рискнул бы поселиться даже Робинзон Крузо. В настоящий момент атолл безлюдный.

Но главная жемчужина заморских владений Пятой республики это Французская Гвиана.

-5

Начнём с того, что это самый большой кусок земли, который находится вне метрополии. Даже без учёта морской акватории его площадь 83 534 км². На такой территории могли бы поместиться вся Чехия, Ирландия или почти полностью Австрия.

-6

А закончим тем, что Гвиана это что-то вроде нашей Сибири. Здесь тоже много полезных ресурсов и ископаемых, начиная от древесины и заканчивая золотом и алмазами. Но французы пока не спешат полностью открывать свою «кубышку».

Будет не справедливо не упомянуть о субъекте с длинным названием Французские Южные и Антарктические территории. Он включает в себя ряд островов в Индийском океане вроде архипелага Амстердам. Но самая значительная часть находится в Антарктиде. Речь идёт о Земли Адели. Это сектор Антарктиды общей площадью 432 000 км².

-7

Но, во-первых, Франция только претендует на этот кусок материка вечного холода. Большинство стран считает Антарктиду нейтральной, ничейной территорией. Поэтому не воспринимают всерьёз территориальные аппетиты Парижа.

Ну а во-вторых, Франция почти никак не контролирует эти земли. Пятая республика здесь представлена только полярной станцией Дюмон д’Юрвиль.

Если учитывать Землю Адель, общая площадь всех заморских владений Франции составляет 559 655 км².

Для сравнения: площадь посконной Франции с учётом Корсики и других европейских территорий 543 940 км².

Однако если не брать во внимание сомнительный антарктический «багаж», то заморские владения составляют только 127 655 км². Живёт на этой территории около 2,8 млн человек, что на несколько порядков ниже населения метрополии.

Когда-то обширными заморскими землями обладали Португалия, Англия, Испания и прочие европейские державы. Но от их владений практически не осталось ничего. А как французы умудрились сохранить своё колониальное наследство?

Первый момент – Франция боролась за свои заморские земли, а не подняла лапки как, например, Нидерланды.

Второй момент – французам повезло с территорией. Большая часть их заморских земель это малонаселённые острова, а Гвиана, несмотря на то, что находится на материке, тоже очень малолюдная.

Французская Полинезия включает примерно 130 островов. Многие из них почти не обитаемы.
Французская Полинезия включает примерно 130 островов. Многие из них почти не обитаемы.

Поэтому у потенциальных сепаратистов просто не было достаточно большой социальной базы, чтобы бузить против Парижа.

Иначе сложилась история с Алжиром. Хоть французская армия в итоге разбила партизан, но не самый глупый человек по имени Шарль де Голль справедливо рассудил, что удержать Алжир в будущем будет невозможно, поэтому добровольно отказался от колонии.

Третий момент – французы вовремя подсуетились и уравняли в правах свои заморские земли и метрополию. А чтобы заморские территории не прельстились сепаратизмом, им дали самую широкую автономию.

Впрочем, по мере того, как крепнет национальное самосознание коренных народов заморских территорий, у Парижа возникает всё больше трудностей. Типичный пример Новая Каледония, где сепаратисты инициировали уже третий референдум о независимости.

-10

Пока сепаратисты не пользуются подавляющей народной поддержкой. Однако время не стоит на месте.

Читайте также: