Найти в Дзене
Академик стар

«Вегетация» — новый роман Алексея Иванова про тайны уральского леса

Уральский писатель вновь отправляет нас в путешествие по Уралу. В ноябре вышел новый роман Алексея Иванова «Вегетация» и мгновенно стал бестселлером. Вышел он сразу во всех привычных уже форматах: бумажная книга в издательстве Альпина, на Яндекс.Книгах — электронная книга и аудиокнига в прочтении Григория Переля. В «Вегетации» Алексей Иванов создал новый мир постапокалипсиса, где-то между Магнитогорском и Ямантау. В книгопутешествие отправляемся в компании двух братьев. Один из них в лесу получил «дозу», после чего потерял память и может чувствовать «тепло коллигентного дерева». — Коллигентного дерева, — повторил он [Митя], слушая себя с изумлением. — Альфа-особь, или, по-вашему, — «вожак». Аккумулятор энергии фитоценоза. Селератный лес влечет в свои дебри с первых строк, но тайны открывать не спешит... Хотя мы знаем его главную особенность – ускоренный рост. Древесина этого леса используется для производства нового вида топлива – «бризола». На заготовку этого леса спешат две бригады
Оглавление

Уральский писатель вновь отправляет нас в путешествие по Уралу. В ноябре вышел новый роман Алексея Иванова «Вегетация» и мгновенно стал бестселлером. Вышел он сразу во всех привычных уже форматах: бумажная книга в издательстве Альпина, на Яндекс.Книгах — электронная книга и аудиокнига в прочтении Григория Переля.

«Вегетация» — это фантастика или мистика?

В «Вегетации» Алексей Иванов создал новый мир постапокалипсиса, где-то между Магнитогорском и Ямантау. В книгопутешествие отправляемся в компании двух братьев. Один из них в лесу получил «дозу», после чего потерял память и может чувствовать «тепло коллигентного дерева».

— Коллигентного дерева, — повторил он [Митя], слушая себя с изумлением. — Альфа-особь, или, по-вашему, — «вожак». Аккумулятор энергии фитоценоза.

Селератный лес влечет в свои дебри с первых строк, но тайны открывать не спешит... Хотя мы знаем его главную особенность – ускоренный рост. Древесина этого леса используется для производства нового вида топлива – «бризола». На заготовку этого леса спешат две бригады. В одной из них них и оказался Митя, новоявленный брат-близнец опытного уже лесоруба Сереги.

Селератный педогенез, — сказал Митя. Он словно вслушивался в себя. – Нет, я изучал не биогеоценологию, а что-то другое...

Как всегда у Алексея Иванова проработаны не только локации, но и словарь. Как всегда он не дает разъяснений придуманных для романа 'специальных терминов'. Что-то понятно из контектса, что-то создает тот особый мир, который есть во всех романах уральского писателя.

Чтобы еще раз проработать локации, Алексей Иванов со своим продюсером Юлией Зайцевой приехали на Южный Урал. На книжной ярмарке в Челябинке они объявили, что Иванов пишет новый роман. На вопрос что это будет, мистика или фантастика, писатель с улыбкой ответил: «Будет нечто хуже».

-2

Главные герои «Вегетации» – бригада, которая отправилась в селератный лес на Урале валить особые деревья – вожаков, от которых зависит жизнь в лесу, и которые имеют высокую ценность на рынке.

«Пускай лес мутировал от излучения, он всё равно был живым: он страдал и в какой-то недоступной своей глубине вскипал от гнева».

В романе Иванова полноправный герой — лес, селератный, мутировавший в результате (здесь мог бы быть спойлер). Лес защищают ожившие машины-чумоходы, которые под пером писателя дерутся так, что аудиокнига становится фильмом в твоей голове.

Буктизер от «Альпины.Прозы» по роману «Вегетация»

«Урал — горнопромышленный регион, горные машины здесь постоянно мелькают перед глазами, поэтому жители региона примерно представляют, чем одна модель отличается от другой. <...>Это единственная техника, которая может драться в рукопашную. Я с детства представлял, как дерутся два экскаватора — промышленные динозавры».
— Алексей Иванов.

Это только кажется, что в центре истории — раздел леса по беспределу между двумя бригадами, как в девяностые. Егор Лексеич, матерый опытный бригадир, противостоит молодому городскому Алабаю, умному, спортивному, бесстрашному. Но главным его соперником был не молодой бригадир.

«Егор Лексеич боялся другого. Боялся, что начинает проигрывать лесу вчистую».

Спойлер. Егор Лексеиич проиграл. Роман закончился неожиданно и как пишут многие самостийные рецензенты, как-то бездарно. Другие пишут, что Иванов точно задумал продолжение. Есть такое чувство. Как говорят, поживем — почитаем.

«Но я не вижу «безнадеги» в своих романах. В «Вегетации» описана ускоренная эволюция, а эволюция — это и есть будущее»
— Алексей Иванов.

«Вегетацию» дамам лучше слушать

Ивановские герои говорят как на лесоповале, что возмутило некоторых читателей. Они уже начали учить самого успешного писателя России, как нужно писать книги.

Кэти Бейтс «Мизери» (1990). Учит писателя, как нужно писать книгу
Кэти Бейтс «Мизери» (1990). Учит писателя, как нужно писать книгу

Читать электронную книгу у меня не получилось. Матерные слова знаю, но языком матерным не владею, и я запиналась на каждой фразе, каждой шутке-прибаутке, которых в книге россыпи, а вот в прочтении Григория Переля все звучало органично и, как всегда, кинематографично.

Перель читал мне и «Лисьи броды». У Анны Старобинец зэки, блуждающие по сопкам Манчжурии, тоже не высоким штилем изъяснялись и, так же как в романе Алексея Иванова, «лисьи броды» находили лишь те, кто понимал законы леса.

Аудиокниги — лучший спутник рукодельниц . Фото автора
Аудиокниги — лучший спутник рукодельниц . Фото автора

Перед новым годом все дамы ведут королевскую жизнь – что хотят то и делают. Хотят стирают, хотят убирают или подарки готовят. Руки заняты. Самое время научится слушать книги, для тех, кто все ещё считает, что книга может быть только бумажной.

Я вяжу свитер внучке. И слушала книгу. Камин на экране телевизора, дрова потрескивает. Мигают огоньки ёлочки и любимый чтец (один из) Григорий Перель несколько дней читал мне роман «Вегетация». Атмосфера мутировавшего леса где-то там, снаружи, так казалось. Сегодня решила повесить гирлянду на окно. Процесс не быстрый, все это время в глазах стояла густая зелень искусственной елочки. Оказалось, что эта густая зелень селератного леса, созданная фантазией Алексея Иванова, осела внутри и мысли крутятся вокруг романа, по словам самого писателя это история о «глубинном народе, об общественном, об окружающей действительности, а не о прогрессе».

  • Уже прочли новый роман Алексея Иванова «Вегетация»?
  • Дорогие книгофеи и книгочеи, что читаете-слушаете?

Новогодняя суматоха у меня продолжается. Иногда я, не отвлекаясь от дел, смотрю новогодние фильмы. Подборка здесь:

Делитесь книгами, фильмами, идеями. Давайте поговорим!

© Надежда Маньшина
Иллюстрации: Шедеврум по промтам Академик стар, фото IMDb, автора, буктизер «Альпины.Прозы»