Найти в Дзене

«Подростки, нацеленные на успех, иначе относятся к ошибкам»

Почему личностный потенциал – это не только талант

Подростковый возраст – большое приключение. Это знают все родители. А дети? Есть мнение, что данное приключение как раз и случается с ними, чтобы они себя узнали. И как тут помочь? О том, почему порой лучшая помощь – это ее отсутствие, как люди, настроенные на успех, относятся к ошибкам, и каков он - питательный бульон для роста личностного потенциала подростка, в эксклюзивном интервью БДФ «Виктория» рассказала психолог-методист Анна Хегай.

Психолог Анна Хегай
Психолог Анна Хегай

Анна, ни для кого не секрет, что выявление и развитие способностей ребенка – это прямо идея фикс нашего времени. А вы на днях в Клубе развития компетенций провели встречу «Личностный потенциал подростка. Как диагностировать и развивать». То есть все-таки есть какой-то алгоритм, и он известен?

- Обычно, когда мы, психологи, говорим про личностный потенциал, мы имеем в виду всякие мягкие навыки. Что касается способностей, они важны и, конечно, мы их имеем в виду, хотя в последнее время идея способностей как будто отходит на второй план. Все зависит от того, какого результата человек хочет достичь. Например, успех в науке. Человек может достичь его не только если он одаренный, звездный ученый, а, например, потому что он сумел собрать таких ученых в коллектив – и без него не было бы у них научных грантов, и они не смогли бы работать.

Получается, личный потенциал и талант – это не одно и то же? А что тогда такое «потенциал»?

- Ресурсы человека. Профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев предлагает удобную модель, которая предлагает разделить их на физиологические, психологические, социальные и материальные. Ну а дальше важен комплексный взгляд и понимание: что у меня есть, где мои сильные стороны, как я могу на это опираться, где я могу их применять, что я могу усилить и что я могу компенсировать чем-то другим. Те есть, например, если у меня нет эмоциональной устойчивости, то можно обустроить среду вокруг себя, договориться с людьми и обложиться всякими внешними подпорками, которые мне помогают себя регулировать. То есть использовать социальные компетенции для того, чтобы компенсировать другие свои дефициты. Это называется саморегуляция.

Личностный потенциал и талант - не одно и то же
Личностный потенциал и талант - не одно и то же

Как это работает?

- Идея вот в чем. Когда мы смотрим на всю картину в целом, мы видим, как одно может компенсироваться за счет другого. Когда я писала магистерскую работу по выпускникам из детских домов, обнаружила, что при переходе во взрослую жизнь они гораздо меньше опираются на то, что ожидаемо – на социальную поддержку, чем домашние дети. Зато гораздо больше опираются на разные навыки саморегуляции, и поэтому для них переход в общежитие колледжа не является таким шоком, как для ребенка из семьи, который в 9 классе уходит жить в общежитие. То есть недостатки одних ресурсов они компенсируют другими. И это прямо наглядная картина того, что наши сильные стороны подходят для компенсации наших дефицитов. Или еще пример - дети с ОВЗ, которые часто компенсируют свои физиологические дефициты за счет социальных ресурсов. Потому что, если у него есть что-то материальное, что помогает ему общаться, работать, перемещаться, то может быть уже не так важно, насколько хорошо развито его тело.

То есть, если мы видим, что у подростка есть недостаток какого-то ресурса, мы можем помочь его компенсировать за счет другого, усилив его?

- Или наоборот – уменьшив, если человек все свои дефициты компенсирует каким-то одним способом. Например, хорошее социальное окружение у детей с инвалидностью – это прекрасно, но в какой-то момент будет здорово, если они будут больше опираться на себя, и это означает уменьшение опор в виде мамы, которая все делает. Навык использовать свои способности – это тоже саморегуляция. Мы можем понимать саморегуляцию узко, как, например, эмоциональную: «я могу успокоиться». А можем – широко: «я могу владеть собой, чтобы достигать целей».

Дефицит ресурса можно компенсировать, усилив или уменьшив другой
Дефицит ресурса можно компенсировать, усилив или уменьшив другой

А как понять, что подростку нужно компенсировать?

- Самоопределение – это тоже модель Дмитрия Алексеевича Леонтьева. Личностный потенциал нам нужен для реализации любой цели. Но в начале важно понять, чего именно мы хотим. И научиться быть способными противостоять всякой неопределенности, потому что иногда, если наша тревога по поводу будущего очень велика, мы можем ориентироваться на какие-то варианты, которые не будут реализацией нашего личностного потенциала, а будут траекторией избегания неудач. И дальше – совладание. Когда наступят кризисы, придут вызовы, понадобятся навыки устойчивости, резильентности, жизнестойкости, а также навыки когнитивной переоценки. Они помогут справиться с неудачами и удержать результат.

Это похоже на конструктор, где человека нужно разобрать и переставить кубики местами...

- Не всегда нужно пересобрать идентичность человека так, чтобы он перестал стремиться к целям, которые раньше для него были важны. Иногда важнее пересобрать его историю так, чтобы он стал готов сталкиваться раз за разом с трудностями и пробовать новые способы достижения цели. Стал тем, кто воспринимает свою неудачу, как разведку боем, выясняет что-то новое и в следующий готовится к восхождению лучше, и идет к тому, что ему важно, снова, но уже более уверенно. Потому что люди, которые нацелены на достижения, по-другому относятся к ошибкам. Они воспринимают их, как маркер того, что наконец-то попали в неизвестную зону, где они чего-то не умеют, и вот как раз в ней этому можно научиться. И они к этой зоне стремятся.

Люди, нацеленные на успех, относятся к ошибкам, как к урокам
Люди, нацеленные на успех, относятся к ошибкам, как к урокам

Выглядит, как формула успеха. Интересно, всем ли она подходит?

- Не всем на свете надо оказаться в пяти процентах самых успешных людей мира. Точно так же, как и не всем всегда нужно быть проактивными или супер-рефлексивными. То есть иногда лучше просто позавтракать, чем субъектно решать, какой завтрак мне сегодня больше подойдет. Но быть способным это делать – важно. У разных детей их текущая ситуация может требовать разных программ, сфокусированных на их задачах. Но для того, чтобы что-то найти, нужно понять, что мы ищем. Поэтому каждый личностный ресурс – это маленькая мишень.

И что изменится, если в нее попасть?

- Мы знаем из исследований, что личностные черты на то они и личностные черты, что не меняются. В отличие от ресурсов, которые подвижны. Соответственно мы не можем изменить то, что предопределено биологией, но можем это освоить. В этом смысле уровень надежды или, например, уровень оптимизма - это скорее личностные ресурсы, потому что меняться могут. Значит программы с фокусом на самоценность, позитивные идеи о себе, внутреннее право на «жить жизнью, которой я хочу», эффективны. Мы можем делать акцент на саморегуляцию, как стратегию взаимодействия с жизнью и развивать более конструктивные, проактивные стратегии.

Саморегуляция - первый шаг на пути к успеху
Саморегуляция - первый шаг на пути к успеху

А чем в этой истории подростку все-таки может помочь родитель, семья, окружение?

- Связи с сообществом, умение заботиться о сообществе, вносить вклад в сообщество через ощущение «все, что я делаю – это осмысленно» - все это для подростка очень важно. Важно понимание, что взрослеет он, грубо говоря, не только для себя, а для кого-то. Что есть люди, которые свидетельствуют его изменения. И вот это – среда, в которой подросток наглядно видит, как реализуется его потенциал, сильно помогает. Потому что он начинает видеть в своей деятельности смысл. А осмысленная жизнь делает человека счастливым. Безусловно, близкие должны создавать своим подросткам такой «питательный бульон», в котором позитивные изменения могут расцветать. Это очень помогает их личностному потенциалу реализовываться.

Ребенку важно понимание, что он взрослеет не только для себя
Ребенку важно понимание, что он взрослеет не только для себя

P.S.

Если вы хотите получать от нас методические материалы и актуальные новости о курсах для специалистов и встречах Клуба развития компетенций, пожалуйста, заполните эту форму.

https://docs.google.com/forms/d/1UbgOk24LfweyWuP0dchFy29lG-iwgrm8eun4aZPANxI/edit

#ПсихологическийЛикбез #НашиЭксперты