Если бы каждый волшебник мог творить магию без последствий, мир превратился бы в хаос. Чем заплатить за силу? В фэнтези этот вопрос решается по-разному, и сегодня мы обсудим самые интересные варианты. Поехали!)
1. Собственное здоровье
В таких мирах уровень доступной магии зависит от того, сколько собственных сил готов вложить в нее чародей. Со стороны это выглядит как своеобразный закон сохранения магической энергии. Например, в цикле «Хранитель Мечей» (Н. Перумов) главный герой Кэр Лаэда (он же Фесс) попадает в закрытый мир Эвиал, где магия сопряжена с «откатом». Мир ментально «бьет» чародея за каждое заклинание, а сила такого удара зависит от уровня колдовства. За магию высшего порядка неподготовленный волшебник может и ноги протянуть.
Расплата здоровьем часто встречается в темном фэнтези. Один из героев трилогии «Первый Закон» (Д. Аберкромби) - маг Байяз. Он крайне аккуратно пользуется магией из-за сопутствующего урона. Однажды Байяз применил по-настоящему крутые чары, чтобы спасти своих спутников от неминуемой гибели, после чего впал в кому, а остальным пришлось неделями тащить его на себе.
В «Грозном отряде» (Л. Скалл) есть лорды-маги, пользующиеся энергией из тел поверженных богов, а есть обычные волшебники вроде Эремула или Брианны, ограниченные силами собственного организма. Они быстро устают от обмена заклинаниями, поэтому в конце выбор невелик - спрятаться за солдатами, сбежать или раскрыться и сжечь себя ради мощного удара возмездия.
Могут быть и частные ограничения, наложенные на одного мага. Например, в «Саге о Копье» (М. Уэйс, Т. Хикмэн) волшебник Рейстлин в обмен на сильный дар получил слабое здоровье. Теперь он мучается от кашля, легко простывает и вынужден постоянно заваривать разные травы для укрепления тела.
2. Чужое здоровье
Жертвоприношения, пытки или другая магия крови - распространенный источник магической энергии, позволяющий расплатиться за дополнительную силу чужими жизнями. Но есть варианты гораздо интереснее :)
В книге «Властители Рун» (Д. Фарланд) каждый человек может пожертвовать какую-то из своих способностей другому - зрение, скорость, силу и т. д. Например, поделившись здоровьем, жертвователь становится крайне болезненным, а одариваемый сможет заживлять раны. В некоторых королевствах правят буквально сверхлюди с тысячами таких даров.
У этого обмена есть и обратная сторона: в случае гибели жертвователя переданная способность исчезает. Поэтому Властители Рун должны заботиться о таких людях. Получается своеобразный магический контракт.
В книге «Убийца войн» (Б. Сандерсон) источник жизни и волшебства - Дыхание. Каждый человек обладает им от рождения, но может делиться, увеличивая силу другого. Многие люди из низших слоев общества продают свое Дыхание аристократам, и те таким образом приобретают способности оживлять предметы и даже мертвецов. А потерявшие Дыхание постепенно глупеют.
3. Расшатанная психика
C точки зрения обычного человека все маги «немного того». Но есть авторы, которые делают магов натуральными психами.
В гримдарковой книге «Без надежды на искупление» (М. Флетчер) вера изменяет реальность. Если человек достаточно двинутый, чтобы искренне поверить в невозможное, он получает магические способности. Таких людей называют делюзионисты, а их способности напрямую связаны с психическими заболеваниями. Например, пироманьяк в гневе может вызывать огонь, а териантроп считает себя оборотнем и действительно превращается.
Но это палка о двух концах. Магия медленно разъедает остатки разума. Поддаваясь призракам в своей голове, псих-делюзионист все больше теряет контроль над собой - вплоть до самоуничтожения.
В «Черных крыльях» (Э. Макдональд) есть два типа чародеев: таланты и спиннеры («прядильщики»). Одни перебирают нити лунного света и извлекают из них фос (собственно свет), другие могут использовать накопители с фосом для созидания или разрушения. За все нужно платить: таланты работают на фабриках и быстро стареют, а спиннеры выгорают и сходят с ума.
4. Экономия сил
Не всегда расплата за магию совершается здесь и сейчас. Например, в циклах «Рожденный туманом» и «Двурожденные» (Б. Сандерсон) можно заплатить сейчас, а воспользоваться силой гораздо позже. Это позволяет сделать одна из ветвей магии - ферухимия.
Ферухимики сохраняют частицы своих способностей про запас (здоровье, силу, скорость и т.д.). Они накапливаются в куске металла, который нужно носить на себе (обычно это браслет). А в будущем можно подключиться к «метапамяти», чтобы получить доступ к способности.
Например, ферухимик может заболеть и намеренно не позволять себе вылечиться до конца, тем самым накапливая лишнее здоровье в браслете, а потом задействовать этот ресурс и быстро исцелить тяжелую травму. Или добровольно стать слабым на какое-то время, заряжая браслет силой, а в нужный момент на пару минут превратиться в настоящего Халка.
✅ Возможно, вас также заинтересуют другие мои статьи про магию:
Спасибо за внимание! Если вы читали другие книги, где у магии есть своя цена добавляйте в комменты :)