Часто магия в фэнтези никак не объясняется. Это просто атрибут вымышленного мира: есть волшебники (или волшебные существа), которые могут колдовать. Для этого им нужно знание заклинаний, или особый дар, или волшебные палочки, или другие артефакты… список можно продолжать еще долго.
Далеко не все авторы задумываются о границе магических возможностей. С одной стороны, магия – это сверхъестественная штука, для которой теоретически возможно все. С другой, возможности человеческого (или другого) тела все-таки ограничены. Поэтому вопрос, который я предлагаю сегодня обсудить – это взаимодействие неограниченного с ограниченным, или как магия влияет на волшебника.
Многие ограничивают магию внешними атрибутами, формализуют ее:
- в «Гарри Поттере» неправильный взмах палочкой или неправильные слова приведут к тому, что заклинание не даст никакого эффекта («ЛевиОса, а не ЛевиосА», да);
- в «Саге о Копье» (М. Уэйс, Т. Хикмэн) ошибка в словах или в интонации может привести к тому, что получится совершенно другое заклинание;
- в «Пороховом маге» (Б. Макклеллан) нельзя колдовать без специальных перчаток и жестов: соединяя разные пальцы, Избранные касаются одного из первоэлементов, а перчатки позволяют зачерпнуть его силу;
- в «Страже» (А. Пехов) Людвиг ван Нормайенн использует геометрические фигуры, а его спутница-ведьма Гертруда – пассы.
На мой взгляд, для большинства волшебников все-таки неудобно постоянно носить с собой какие-то предметы или зазубривать слова и действия для доступа к колдовству. Магия должна быть такой же естественной для чародея, как слова или мысли.
Некоторые выставляют ограничения со стороны мира. Например, в цикле «Хранитель Мечей» (Н. Перумов) есть Эвиал – мир, в котором магия сопряжена с «откатом». Мир ментально «бьет» чародея за каждое заклинание, сила удара пропорциональна силе колдовства. За чары высшего порядка неподготовленный волшебник может и ноги протянуть. Получается нечто вроде закона сохранения магической энергии.
Для меня же магия – это интеллектуальная деятельность. Создавая огненный шар, волшебник так или иначе представляет его образ, пытается прочувствовать стихию огня. Четкие формулировки заклинаний (вроде «Лакарнум Инфламаре»), стандартизированные взмахи волшебной палочки, руны, геометрические фигуры – все это лишь облегчает процесс колдовства. Продвинутые волшебники должны уметь наколдовать огонь и без этих атрибутов.
Очень показательно идея интеллектуальной магии реализована в «Волшебнике Земноморья» (У. Ле Гуин). Здесь колдовство связано со знанием Истинной Речи. Зная истинные имена вещей, людей, животных, маг может управлять ими. Возможности управления зависят от знания соответствующих слов на Истинной Речи, умения составлять из них заклинания. Логично получается, что уровень способностей мага зависит от его познаний и памяти.
Следующая ступенька – это не только память, а способности мозга в целом. В книгах из серии «Забытые Королевства» (Р. Сальваторе и другие) есть общее магическое поле – Плетение Мистры. Будущих магов обучают чувствовать это Плетение, а дальше все зависит от способностей мозга. На мой взгляд, далеко не случайно одни из самых могущественных чар в этих книгах – ментальные (псионические). Волшебники с недостаточно тренированным мозгом не развиваются профессионально.
И последний шаг – это возможности нашего тела в целом. В «Малазанской книге павших» (С. Эриксон) маги не нуждаются в ритуалах, особых словах или жестах для колдовства – им нужен только доступ к определенному Пути (источнику). Маг может зачерпнуть оттуда столько энергии, сколько выдержит его тело, т.е. сила мага ограничена физическими возможностями. Если тело не выдержит, доступ к Пути закроется, а волшебник умрет.
Аналогичным образом ограничивает возможности магов Р. Вегнер в «Сказаниях Меекханского пограничья», только вместо Путей у него Аспекты. Схожая идея есть в «Гибели богов» Ника Перумова: Истинные Маги используют для своих чар энергию оборота мира вокруг своей оси, а смертные колдуны черпают остатки этой энергии, насколько хватает их сил.
Отвечая на вопрос из заголовка, я бы сказал, что магия должна заставлять волшебника развивать свое тело и мозг. Натренированное тело поможет сосредоточить больший объем магической энергии, а хорошие мыслительные способности позволят воплотить эту энергию в супер-отменное волшебство :) Ну, а длительное использование магии может отрицательно отразиться на здоровье - тот же самый эффект, что и при переработке или перегрузке.
Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, что вы думаете насчет влияния магии на волшебников :) А может, вы читали другие книги с интересными ограничительными идеями - поделитесь, если не сложно!