Диалог в области искусства и образования между Россией и Китаем начался в ХХ веке и получил особенный импульс развития в XXI веке. Активные творческие связи, широкомасштабные выставочные проекты, творческие командировки стали не только презентацией российского и китайского культурных пространств, но и совершенно естественно стали импульсом к развитию российско-китайских связей в области образования.
Ежегодно на кафедру монументально-декоративной скульптуры поступают абитуриенты из Китая, как правило уже имеющие предварительную хорошую академическую подготовку, основанную на фундаменте классического образования европейской художественной школы. Традиция классической реалистической школы имеет в Китае более чем столетнюю историю, и большой вклад в ее развитие внесли российские скульпторы и художники. Среди них замечательные советские скульпторы М.А. Керзин, М.К. Аникушин, Н.Н. Клиндухов и многие другие.
Во многом реформы художественного образования в Китае связаны с именем выдающегося просветителя Цай Юаньпэйя [1], который последовательно проводил политику объединения восточной и западной систем обучения. Благодаря его инициативе группа студентов была отправлена для обучения заграницу с целью изучения европейской скульптуры. Одной из главных целей, поставленных перед ними, было изучение в том числе и педагогического опыта для, возможности создания и развития новой художественной школы скульптуры в Китае. Выучившиеся выпускники европейских художественных академий вернувшись, смогли точно ответить на поставленную задачу — преподавать скульптуру в рамках общеевропейской культурной традиции и организовывать отделения скульптуры в средних и высших художественных заведениях. Среди них Ли Цзиньфа и Ван Цзиньюань, занявшие посты декана и профессора Национального училища изобразительного искусства г. Ханчжоу; Лю Кайцюй, занимавший посты директора Национального училища изобразительного искусства г. Ханчжоу, директора Восточного филиала Центральной академии изящных искусств, проректора Центральной академии изящных искусств; профессор Национального училища изобразительного искусства Чэн Маньшу; профессор Национального училища изобразительного искусства, декан факультета скульптуры Хуа Тянью; профессор Национального училища изобразительного искусства Цзэн Чжушао, а так же Ван Цзыюнь, Ван Линь.
Художественный опыт и модель преподавания в творческих вузах Советского Союза – то новое, что привнесли в фундамент китайской системы художественного образования вернувшиеся студенты. «Учиться у Советского Союза» — официальный правительственный лозунг начала 1950-х гг. Реформа художественного образования была проведена на государственном уровне с широким размахом. В китайские художественные вузы был внедрен единый государственный стандарт образования, учебные планы основывались на советской программе.
Особенно следует отметить курс Н.Н. Клиндухова, организованный по заказу Министерства культуры Китая в Центральном художественном институте в Пекине (1956–1958). Главной задачей курса была подготовка квалифицированных преподавателей скульптуры для высших художественных учебных заведений. Студентами стали преподаватели из центральных и региональных академий художеств в Пекине, Ляонине, Шэньси, Чжэцзяне, Сычуани, Гуандуне, Шанхае и др.
Интересные воспоминания оставил Лю Цзяхун — непосредственный участник этого образовательного эксперимента. Сравнивая советскую систему художественного образования с французской, где задания ограничивались только зарисовками гипсовых копий и набросков фигуры мягким материалом, он пишет: «Во время занятия класс был предоставлен самим себе, все – от выбора позы натурщика до непосредственной работы над произведением – делали мы сами… преимущество такого подхода в том, что развивались мышление, способность самостоятельно находить себе задачи и решать их, однако в то же время это был окольный путь… иногда нам не хватало неких элементарных знаний» [2].
Другой студент, прошедший советскую художественную школу делится противоположным мнением: «Советский Союз более основателен и научен в своем подходе к обучению. Например, уроки рисунка ведутся с первого курса по четвертый. Для того, чтобы учащиеся приобрели мастерство, уроки изображения головы, бюста (изображение человека по пояс) и тела (изображение человека целиком) чередуются, программа построена так, что учащийся переходит от простого к сложному, одновременно закрепляет новые навыки и повторяет уже пройденное. На последних годах обучения также дается творческое задание на создание бюста» [3].
Можно без преувеличения сказать, что в результате этой стратегии художественное образование в Китае в ХХ в. стало воплощением соединения в области культуры, искусства и образования особенностей и традиций Востока и Запада. Как пример можно привести современную модель художественного образования в Академии художеств Гуанчжоу, созданную на базе этой методики преподавания. В Академии учится 9000 студентов. Желающих получить художественное образование много — ежегодно на вступительные экзамены прибывают 3000 абитуриентов, из которых будет принят только каждый третий. Обучение в Академии платное для всех, и составляет 15000 юаней в год. Студенты обучаются 5 лет.
Методика образования на Факультете скульптуры выстроена таким образом, что в процессе обучения уделяется равное внимание академическим дисциплинам, делающим большой акцент на реалистическое искусство; знаниям современного искусства и развитию концептуального мышления; практическим навыкам и технологиям в работе со скульптурными материалами. Сегодня на кафедре скульптуры преподают более 20 преподавателей, имеющие разные категории: ассистенты, преподаватели, доценты, доктора, статусы которых в свою очередь, различаются по трем степеням. Это команда высоких профессионалов. Интересно, что среди вступительных испытаний нет экзамена по скульптуре – только академический рисунок. Рисуют портрет с натуры в течении трех часов.
На I курсе большое внимание уделяется классическим дисциплинам, в прямом понимании этот термина. В рамках дисциплин Академический рисунок и академическая скульптура студенты изучают анатомию: строение скелета, мышцы; рисуют и лепят портрет с натуры.
II курс посвящен изучению фигуры человека. Среди заданий: несколько коротких этюдов на различные движения и одна длительная постановка – создание фигуры человека в натуральную величину.
На III курсе задания усложняются. Студенты лепят фигуру 1,5 натуры, что подготавливает их к работе с монументальной пластикой. Кроме этого, знакомятся со спецификой изображения фигуры в рельефе. На этом курсе большое внимание начинает уделяться композиции.
На IV курсе происходит усложнение заданий. Студенты лепят фигуры в сложных движениях. На практике изучаются абстракция, сюрреализм, гиперреализм в скульптуре. Не оставляют без внимания и традиционное искусство. Одно из заданий посвящено созданию копии китайской традиционной скульптуры.
V курс посвящен выполнению дипломной работы. Очевидно, что быстрое развитие компьютерных технологий влияют не только на развитие современной скульптуры, но и на саму ментальность учащихся, которых привлекают и виртуальные образы и новые 3-Д технологии в создании скульптуры.
Как рассказал профессор Нuang Binyi, метод преподавания скульптуры в Академии Гуанчжоу имеет ряд особенностей – преподаватель сначала выполняет задание на глазах студентов, затем они, усвоив методы и практические приемы, создают свои учебные работы. Этот метод преподавания в том числе связан с тем, что на 1 курс принимается 60–70 студентов, с которыми работают несколько педагогов. И на современном этапе такое прямое практическое участие преподавателя в учебном процессе можно считать необходимым и полезным.
При сравнении программ обучения скульптуре в Академии художеств Гуанчжлу и РГХПУ им. С. Г. Строганова можно отметить много общего. Параллельно профильным профессиональным дисциплинам, связанным изучением композиции и материалов в скульптуре, студенты осваивают академические дисциплины (рисунок, этюд с натуры), а также теоретические курсы, включающие историю искусства и культуры, эстетику, философию, иностранные языки. Эта общность базовых и академических дисциплин очень важна в образовательном диалоге двух современных художественных школ.
Но есть в методике преподавания и программах ряд существенных различий. Изучение особенности и специфики монументально-декоративной скульптуры и архитектурно-декоративной пластики на кафедре монументально-декоративной скульптуры РГХПУ им. С.Г. Строганова происходит всегда с учетом контекста архитектурной ситуации. С этой целью у студентов формируются навыки ведения проектной работы, включая сбор материала, оценку архитектурной среды, масштабов скульптурной композиции в контексте заданной архитектурной среды.
Цель обучения сформировать практические навыки создания композиции монументально-декоративной скульптуры в соответствии с заданным пространством. Для достижения поставленных целей студенты предварительно изучают виды скульптуры (круглая скульптура и рельеф) и типы скульптуры (бюст, памятник, памятный знак, медальерная пластика, интерьерная пластика, скульптура для парковых ансамблей и фонтанов, фризы, скульптура для монументальных ансамблей, предназначенных для больших пространств); последовательно с усложнением задач изучаются примеры возможных композиционных решений (однофигурная, многофигурная композиция); принципы формообразования монументально-декоративной скульптуры. Особое внимание уделяется освоению принципов создания монументально-декоративной скульптуры в синтезе с архитектурой, принципа сомасштабности произведения монументально-декоративной скульптуры человеку и окружающей среде.
В отличии от огромных по численности курсов в Китае, количество студентов на кафедре монументально-декоративной скульптуры РГХПУ им. С.Г. Строганова варьируется примерно в пределах 10–12 человек. Это позволяет уделить внимание каждому студенту индивидуально.
За последние годы образование на кафедре монументально-декоративной скульптуры РГХПУ им. С.Г. Строганова получили десятки студентов и аспирантов из Китая. Среди них замечательные выпускники, которые в настоящий момент занимаются педагогической и творческой деятельностью в Китае Вэй Сяо, Цао Сюн, Сун Илинь, Лю Цзинхао, Чжэн Цзянь, Цю Мубин, Сян У, Чжао Сяомэн, Фань Чжиюй, Цай Сыи, Чжан Синьюнь, Кун Цзиньсинь, Лу Вэйгу и многие другие.
Не прерываются и творческие контакты. В период обучения многие студенты из Китая участвуют в российских художественных выставках. Особым примером можно считать выдающийся проект «Искусство скульптуры. Россия-Китай», для участия в котором выпускник нашей кафедры Цао Сюн организовал экспозицию китайских участников, представивших современное лицо китайской скульптуры, определенно тяготеющей к воспитанному русской академической традицией реализму, метафорической выразительности образов и использованию современных материалов и технологий.
М.А. БУРГАНОВА
Академик РАХ, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративной скульптуры РГХПУ им. С.Г. Строганова, заслуженный художник России.
Примечания:
1. Цай Юаньпэ́й (蔡元培) — китайский государственный деятель, учёный, педагог, переводчик с немецкого и французского на китайский. Занимал посты Министра просвещения Китайской республики, ректора Пекинского университета. Являлся основателем и первым президентом Академии Синика (Academia Sinica).
2. Лю Яньпин. Интервью с Лю Цзяхуномот 24 января 2008 г. Дом Лю Цзяхуна, Сад Ван Цзин, район Чаоян, Пекин.
3. Ван Чжою. Вспоминая те самые 17 лет (1949-1966), под ред. Чжэн Чао//Весна и Осень скульптуры — семидесятилетие факультета скульптуры Китайской академии изящных искусств. — Ханчжоу: Издательство Китайской академии изящных искусств, 1998. — С. 203
#наука
#история
#искусство
#Строгановка