Найти в Дзене

Что не так с желанием мстить школе через блогеров

Источник pinterest
Источник pinterest

«Я хочу, чтобы они за это ответили»

«Мне нужно, чтобы учитель и директор изменили своё отношение»

«Они должны начать уже выполнять свою работу»

Это самые частые причины, по которым родители жертв травли пишут мне с просьбой опубликовать их историю.

Вы иногда спрашиваете в комментариях, почему стало мало историй травли на канале. А вот именно поэтому. Пишут много. Но почти всё под копирку.

Ребёнок попадает в класс к не самому здоровому взрослому, который привык управлять классом через манипуляцию или просто сразу убирать из класса неугодных. Или вообще об управлении классом не слышал. Такой подход не устраивает родителей. Они идут к учителю, в большинстве случаев не хватает коммуникативных навыков, чтобы не сорваться в упрёки и обвинения, не включить запугивания. В итоге учитель воспринимает родителей и самого ребёнка как угрозу. Ребёнка начинают выделять ещё больше, в его адрес при других детях звучат нелестные комментарии. И вот уже дети в классе подтравливают ребёнка тоже. Это обычно ведёт ко второму раунду разговоров с учителем, который встаёт на позицию «всё придумано» и «ваш ребёнок сам причина конфликтов». Признание наличия травли, конечно же, не следует. Дальше родители идут к директору. Там чаще всего натыкаются на инфантильную позицию «а что я могу сделать, где мне взять других учителей» или обещания всё исправить, которые никогда не выполняются. Родители пишут письма наверх. Верх реагирует формальными проверками, что ещё больше злит школьную администрацию. Про семью уже во всей школе говорят как про «тех самых скандалистов, от которых одни проблемы». Дальше всё некрасивое переходит в школьный чат, и вот уже другие родители тоже готовы во всём обвинять жертву.

Вот в этот момент чаще всего мне и пишут. С просьбой всё подобно рассказать, указать все имена и номер школы. И в 95 процентов случаев я отказываюсь. Я не вижу в этом смысла. Просто одно наличие статьи об ужасной школе на моём канале никак не изменит взрослых людей. Они не перестанут вести себя иначе. Также статья на канале не сподвигнет никакие верхи никого уволить. Учителя уволить вообще очень сложно без явного желания директора, а директора предпочитают делать это не своими руками. Самого директора? Пока нет мордобоя с тяжкими последтствиями или суицида, тоже нереально. Проходили миллион раз. Всё-таки я в этом варюсь уже пять лет. При этом чаще всего сами семьи не готовы вести борьбу до конца. Ограничиваются парой писем в местное министерство и всё. Идти дальше не хотят. Не готовы нанять юридическую поддержку. Надеются, что просто наличие статьи в интернете всё сдвинет с места. А это не так. В моём опыте были истории, когда нарушения школы настолько вопиющие, что волосы на голове шевелятся, и всё равно никто не был ни уволен, ни привлечён. Ограничивалось взысканием. Только в тех случаях удавалось хоть чего-то добиться, когда семья шла до последнего, безустанно писала, звонила на все возможные верхи и тыкала палочкой систему несколько лет (хорошо, если при этом забрав ребёнка из ада).

Но главное даже не это. Те самые 95 процентов историй, герои которых ждут кары небесной на голову учителю и директору, и истории которых я уже просто перестала брать, это случаи, когда жертву при этом оставляют в школе. То есть вот уже семья начала войну. Уже пошли письма. Уже они готовы рассказать о своей истории общественности через СМИ и блоги. А ребёнок всё там. И на мой вопрос, будут ли ребёнка убирать из нездоровой среды с нездоровыми взрослыми, ответ звучит отрицательный. И это тоже инфантилизм. Люди искренне верят, что, став угрозой, нагнав страху, усложнив жизнь представителям государства (и директор и учитель ими являются), они добьются того, что люди одумаются и вдруг придут с извинениями: «Дорогая семья, мы все осознали! Мы исправимся сегодня же. Мы поняли, что в нашей школе прогнили винтики, её надо оздоровлять и перепрошивать, хотя государство от нас даже особо ничего, кроме ЕГЭ, не требует, мы будем сами по своей инициативе внедрять ценности на всех уровнях, учить педагогов управлять детским коллективом, модерации конфликтов. Теперь мы знаем, что именно мы и создаём модели поведения, которые транслируем детям. Мы больше так не будем!»

Нет, нет и нет. Как только вы, семья, отключили навыки переговорщика, качественную коммуникацию и вступили на тропу формализма, вы ещё больше настроили против себя и ребёнка. Вы скажете мне на это, что не со всеми взрослыми работает качественная коммуникация. Часто она в одни ворота. Да, всё так. Это про тех самых не очень здоровых и не очень взрослых взрослых. Но зачем вообще за них держаться? Зачем держаться за школу с такими взрослыми?

Мне нравится цитата Марины Мелия из книги «Всё не так». Книга как раз вся посвящена коммуникации и договорённостям:

Прежде чем высказывать замечание, стоит определиться, что именно мы собираемся донести до собеседника, чего хотим от него добиться и способен ли он на это

Золотые слова. Способен ли он на это? Если взрослый в вашей школе инфантилен, нестабилен, эмоционально беден, не умеет управлять детским коллективом, вы не переделаете его жалобами и формальным требованием выполнять свою работу. Почти всегда над ним стоит такой же взрослый, который директор. А еще выше такой же чиновник. Я не вижу смысла в войне в такой ситуации. Я вижу смысл в том, чтобы хватать своего любимого ребёнка и искать для него здоровых взрослых. Благо, такие есть. Благо, в России по закону возможны любые формы образования (в Германии, например, вы бы не смогли). Благо, интернет сделал практически любых классных педагогов досягаемыми для всех.

Хочется воевать? Воюйте. Только своими руками, СМИ и блогеры за вас вашу работу не сделают, они могут только подсветить работу по отстаиванию правды, которую ведёте вы. Да, и маску сначала на любимого ребёнка. Не воюйте, пока он у тех, с кем воюете.

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.