— Внимание! — громко и властно прозвучал голос декана в зале. — Всем срочно по домам! Ваш преподаватель заболел.
Словно освободившись от невыносимой ноши, студенты мгновенно оживились. Вскоре вокруг раздался оживлённый шёпот, затем смех, а потом, как по невидимому сигналу, они хлынули из институтского корпуса. С радостной улыбкой и ослабевшими плечами выбежала и Надя.
Осень, которая в последние недели всё ещё пыталась манить теплом, постепенно сдавала свои позиции. Серые облака собирались в зловещие массы, и влажный ветер срывал последние листья с деревьев, заставляя их хрустеть под ногами, как старые письма.
Надя обходила лужи, но погода её не печалила. Радость была не в том, что профессор заболел. Нет. Её, наконец-то, готовы были взять на работу! На её первую работу в жизни. Да, будет сложно совмещать работу и учёбу, но зато появятся деньги, а, если быть честной, монотонная учёба ей уже знатно поднадоела. Улыбаясь, она подошла к полицейскому участку, откуда как раз вышли двое хмурых сотрудников полиции. Они встали на пешеходную дорожку и кого-то явно высматривали.
— Давай её, — сказал один из полицейских, указывая на Надю.
— Девушка, разрешите вас отвлечь на пару минут? — обратились к ней.
Она обернулась по сторонам, осматриваясь. Убедившись, что других девушек рядом нет, она внимательно посмотрела на полицейских и кивнула.
— Чем могу помочь? — спросила она, чуть недоумевая.
— Можете помочь, как тонко и верно вы подметили. Могли бы вы проследовать с нами и уделить нам буквально минут 15? — голос полицейского звучал упрямо, но в нём всё же была нотка напряжения.
Размытые формулировки, особенно из уст представителей власти, всегда пугали Надю.
— Вот что он имеет в виду? — вырывалось у неё из головы. — Попробуй узнай.
— Нет, я очень тороплюсь. Извините, — вежливо отрезала она, собираясь уйти.
— Простите моего друга. Помощь нужна не нам, а пожилой даме, — добавил другой сотрудник. — На неё напали и ограбили. Видите, какая неприятность? Прямо в соседнем переулке вырвали сумку, а там как раз была пенсия, которую она только что сняла, документы, банковская карта и прочее. Вот ей как раз и нужна помощь, не нам.
Эти слова довольно сильно зацепили Надежду. Мама её постоянно упрекала в том, что она почти не навещает бабушку, хотя та жила буквально в получасе езды от их дома. Надя отмахивалась — учёба, домашние дела, подготовка к экзаменам, да потом и поиск работы. Если человек хочет отказаться, он всегда найдёт поводы. А буквально два месяца назад бабушки не стало. Мать как-то ей сказала:
— Вот теперь можешь полностью посвятить себя любым делам. Больше к бабушке ездить не нужно.
И так горько стало Надежде от этих воспоминаний, что она, не сдержавшись, спросила:
— Как же я помогу этой бабушке? Я что, за этими грабителями должна бегать?
— Нет, что вы! Бегать ни за кем не придётся, — успокоил её второй сотрудник. — Мы проводим следственный эксперимент. Женщина утверждает, что запомнила грабителей. И по её описанию как раз и выходит, что среди них была молодая девушка — похожая на вас, в общем. Мы как раз и собираем группу молодых девушек — если видела, то пусть попробует опознать. Облегчит поимку преступников. Четыре человека уже есть, вы пятая. Женщина уже ожидает в участке, поэтому быстро начнём и так же быстро закончим.
Надя задумалась, взвешивая свои страхи и сомнения:
— Хорошо, убедили. Но я никогда не участвовала в подобных мероприятиях. Это плохо?
— Что вы!? Это же не вы будете опознавать, а вас. Вам и делать, в сущности, ничего не надо. Просто посидите на стульчике, женщина посмотрит на вас. У нас уже есть подозреваемая, и она будет среди вас.
— Интересно. Давайте поучаствую в вашем эксперименте, — сказала Надя с лёгким волнением.
— Отлично! Тогда вам сюда, — сказал полицейский и открыл дверь отделения.
— Дежурный, вот ещё одна девушка, проводите её. Всё, задание выполнено? Мы тогда пойдём заниматься своей работой? — обратился он к дежурному.
— Да, вы оба свободны. Документ будьте любезны, удостоверение личности, — дежурный протянул к ней руку.
Надя протянула паспорт. Дежурный быстро записал что-то в своём журнале, вернул паспорт и сказал:
— Девушка, вот с этим документом пройдите в 12-й кабинет. Налево по коридору, третья дверь справа. Вас там уже ожидают.
Надя, с паспортом в руке, пошла искать нужную дверь. Сотрудники не обманули: в кабинете действительно было полно народу. В один ряд на стульях сидели четыре девушки. Трое из них оживлённо общались друг с дружкой, одна сидела молча.
— Ага, наверное, это как раз она и есть, та, которая подозреваемая, — пронеслось у Нади в голове, когда она заметила молчаливую девушку.
Двое сотрудников полиции расположились за своими столами — один копался в компьютере, другой просто наблюдал за девушками.
— Всем здравствуйте, я младший лейтенант полиции Писарчук, — начал один из них, но его слова заглушили хохот двух девушек.
— Младший лейтенант, парень молодой! — запела одна из девушек, за что получила улыбку от подруги.
— А вы в детстве писать очень любили? — шутливо поинтересовалась вторая.
Писарчук слышал эту шутку в своей жизни по меньшей мере раз триста, поэтому у него уже давно были заготовлены ответы. Он хотел было ответить, но тут со стула поднялся второй полицейский и сказал:
— Девушки, пожалуйста, у нас очень мало времени. Нужно раскрыть преступление по горячим следам, иначе преступники могут остаться безнаказанными. Поэтому усаживайтесь по своим местам, ничего не комментируйте, просто наблюдайте и молчите. Отвечайте только тогда, когда вас спросят.
— Дежурный, пригласи Анастасию Георгиевну, — добавил он, и вскоре в кабинет вошла пожилая женщина, скорее всего как раз та, которую только что обидели эти нелюди.
* * *
Когда Анастасия Георгиевна вошла в кабинет, напряжение в воздухе стало ощутимым. Все девушки прекратили переговариваться и с интересом наблюдали за пожилой женщиной. Писарчук подошёл к ней и аккуратно взял за руку.
— Анастасия Георгиевна, мы готовы провести опознание. Всё вам подробно рассказали. Вот пять девушек, узнаёте ли вы кого-то из них? Присутствует ли среди них та, которая непосредственно на вас напала или находилась при этом неподалёку?
— А я подойти поближе могу? — задала вопрос Анастасия Георгиевна, её голос звучал с надеждой.
— Да, безусловно. Вы можете внимательно осмотреть каждую из девушек. Если это необходимо, мы попросим девушку встать, пройтись и даже сказать любую фразу. Мы стараемся проводить подобную процедуру приватно, чтобы никто из подозреваемых не смог вас увидеть. Но вы сами попросили…
— Да, да, всё верно. Попросила. Я хочу посмотреть им в глаза, — подтвердила Анастасия Георгиевна, и Писарчук кивнул.
Надю попросили занять место за номером 4. Анастасия Георгиевна подошла к первой девушке и без интереса посмотрела на неё.
— Это точно не она, — произнесла она, переходя ко второй.
Внимательно присмотрелась к ней, затем повернулась к полицейскому и жестом показала круг.
— Девушка под номером 2, встаньте и повернитесь.
Девушка послушно встала и развернулась на 360 градусов. Анастасия Георгиевна снова посмотрела на Писарчука.
— Не она.
Девушка села, и Анастасия Георгиевна подошла к третьей.
— У той куртка была другая. И причёска.
— Куртку переодеть можно, — ответил Писарчук. — А салоны красоты сейчас на каждом шагу.
Анастасия Георгиевна снова внимательно посмотрела на третью девушку.
— Да не она это, — сказала она. — Я ту хорошо запомнила.
Настала очередь Нади. Она сидела неподвижно, стараясь не дышать. И чего же она раньше не участвовала в подобных экспериментах? Надя любила смотреть детективы в Сети. Но это было лишь кино — выдумка режиссёров и сценаристов. А тут настоящая жизнь!
Анастасия Георгиевна подошла к Надежде и ахнула. Надя нахмурилась.
— Помада, что ли, размазалась или тушь потекла? Что не так? — спросила она.
Анастасия Георгиевна посмотрела на Писарчука и, словно потеряв контроль, завопила:
— Это же она, паразитка! А ну-ка, повернись!
Надя удивилась, но послушно встала и развернулась.
— И серьги её! — отметила Анастасия Георгиевна.
— Четвёртый номер, сделайте три шага вперёд, — сказал Писарчук, снова обратившись к Наде.
Она послушно прошлась, и Анастасия Георгиевна воскликнула:
— Да, она это! Так же тянет носок правой ноги, куртка её, волосы! — её голос звучал с яростью.
— Ну что, попалась! Куда сумку мою дела, продала уже, поди? Тебе что, родители денег не высылают? Ты знаешь, сколько я эту пенсию ждала! И почему именно на меня надо было нападать? Увидела безответную старушку и решила поправить свои дела? А вот и не вышло!
Надя не ожидала от старушки такой прыти, но в следующую секунду Анастасия Георгиевна быстро сократила дистанцию и попыталась вцепиться ей в волосы. Надя зажмурилась, инстинктивно закрывшись руками. И вдруг — ничего не произошло. Она открыла один глаз, увидела, как Писарчук стоит с открытым ртом, а более опытный второй сотрудник держит Анастасию обеими руками. Женщина вырывалась, кричала.
— Дежурный! — крикнул сотрудник.
— Сядешь как миленькая! Теперь надолго сядешь у меня! — кричала женщина, вырываясь.
Конец первой части.
Вышла вторая часть. Вот она:
Зацените это: