4 января 2025 года/
Серия публикаций о достопримечательностях ВДНХ завершается большой прогулкой от старого Главного входа мимо колхозных домов раздела «Новое в деревне» к павильонам-дворцам союзных республик и отраслей народного хозяйства и дальше через Мичуринский сад за Каменские пруды. Впервые в проекте «Город на память» представлены интерьеры нависающего над водой павильона «Рыбное хозяйство», построенного в 1985 году в стиле советского модернизма.
В 1939 году на северной окраине Москвы открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, застроенная преимущественно деревянными павильонами и принимавшая посетителей только в тёплое время года. Выставка рождалась в муках и работа над её планированием могла буквально стоить жизни главному архитектору Вячеславу Олтаржевскому, которого признали «козлом отпущения» за возникший организационный беспорядок.
Смотрите старые фотографии. Панорама ВСХВ. 1939 год:
Первая арка Главного входа была построена в 1937 году как раз по проекту Олтаржевского, но она не понравилась комиссии и пришлось строить новую, предложенную архитектором Леонидом Поляковым. Арка сохранилась до сих пор, однако со временем площадь ВСХВ-ВДНХ значительно увеличилась и старый Главный вход оказался окружён новыми выставочными павильонами.
Кстати, можно обратить внимание на красивый номер директорского электромобиля, напоминающий об исторических фактах: выставка основана в 1939 году и называлась она ВСХВ, то есть Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Если бы в директорском гараже было три электромобиля, на них можно было бы повесить номера 1954 ВСХВ (год послевоенного открытия выставки) и 1958 ВДНХ (год основания Выставки достижений народного хозяйства).
Архитекторы Анатолий Жуков и Рудольф Кликс в 1950 году были назначены руководить перестройкой ВСХВ, они учли печальный опыт предшественника, перепланировали территорию заново и предложили архитектурное решение в едином стиле сталинского ампира, всё, как любит начальство. Арка нового Главного входа выглядит монументально и словно открывает портал в величественную эпоху.
Небольшое лирическое отступление связано с уникальным атмосферным явлением - морозной погодой 9 мая 2024 года, когда снежный покров высотой до пяти сантиметров на несколько часов накрыл клумбы с весенними тюльпанами.
Выставка изначально задумывалась для демонстрации успехов земледельцев-колхозников, «стахановцев животноводства», агрономов и мелиораторов. Возле павильонов посетителей встречали скульптуры и барельефы чабанов, комбайнеров, доярок, а в залах были представлены новые сельхозмашины, коровы-рекордистки, снопы пшеницы и гигантские овощи. В текстах на стендах прославлялись передовые хозяйства и заслуженные работники отрасли. Обычной практикой были сравнения современных растущих показателей с данными царской России 1913 года и эти цифры производили впечатление, хотя подобное сравнение некорректно: технический прогресс за четверть века при любом строе дал бы стране новые типы комбайнов, доильные аппараты, удобрения для полей.
Однако делегаты со всей страны ехали в столицу не за порцией пропаганды, а за практическими советами и выставка устами передовиков рассказывала о технологиях агролабораторий, травопольной системе земледелия, создании сортов методом гибридизации, рациональном применении тракторов и комбайнов.
Живой интерес вызывал раздел «Новое в деревне», представлявший показательный колхоз с жилыми домами, сельсоветом, школой, клубом. Подобное образцовое хозяйство колхозники видели разве что в кинофильме «Кубанские казаки».
Раздел «Новое в деревне». 1939 год:
Сельский магазин. Для удобства посетителей издательство «Сельхозгиз» выпустило серию путеводителей по ВСХВ с кратким описанием стендов в павильонах, например, вот про торговлю: «Диаграмма показывает, что за последние десять лет приобретение колхозниками культтоваров и парфюмерии выросло в пятнадцать раз».
Павильон «Центросоюза». Это учреждение занималось организацией товарно-денежных отношений между городом и деревней.
Отраслевые павильоны не были чрезмерно громоздкими, но почти всегда богато и оригинально оформлены. К примеру, фасад павильона «Строительные материалы» выложен из прочных стеклянных блоков.
Предположительно, троллейбусная остановка кольцевого маршрута «В». Различные малые архитектурные формы были расставлены по всей территории - киоски, беседки, торговые ларьки, скульптурные композиции и фонтаны.
Фонтан «Мальчик с рыбой» является точной копией скульптуры, установленной в 1949 году в ленинградском парке Победы. На ВСХВ фонтан расположен в сквере за павильоном «Ленинград и Северо-Запад РСФСР».
Резные садовые скамьи воспроизведены в наши дни по единственному экземпляру, случайно сохранившемуся в курилке на хозяйственном дворе.
Первые аттракционы появились на ВДНХ в шестидесятые годы, сейчас возле Главного входа расположился целый парк развлечений, работают колесо обозрения и канатная дорога.
На Главной аллее пафос сталинского ампира включён на максимум - открывает панораму высоченный Центральный павильон, за фонтаном «Дружба народов» по обе стороны выстроились павильоны республик и областей, например, Литовской ССР, Поволжья, Украинской ССР. Богатство декора, монументальность, национальный колорит - всё здесь просчитано архитекторами, чтобы произвести впечатление сказочных дворцов («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»).
Про павильон «Юные натуралисты» путеводитель сообщает: «СССР - страна самого радостного и счастливого детства, все достижения человеческой культуры предоставлены советским детям. В капиталистических же странах большая часть детей обречена на голод, холод и бесправие». Вводные залы любого павильона ВСХВ не могли обойтись без подобной пропагандистской риторики и здравицы в адрес партии ВКП(б) и лично великого вождя - «Мы пляшем, поём и смеёмся сейчас, нам радостно жить на земле и всё потому, что о каждом из нас заботится Сталин в Кремле».
Экспонаты павильона рассказывали об экспериментах юных мичуринцев и юных лысенковцев по выведению гибридов, шефстве пионеров над животными на колхозных фермах и инкубаторскими цыплятами, дрессировке собак для пограничной службы, разведении кроликов. Раздел механизации сельского хозяйства представлял модели тракторов и комбайнов, дистанционно управляющихся с пульта. Некоторые разработки кружковцев предназначены для практического применения, например, «радиопередвижка в чемодане» - радиоприёмник для полевых бригад или автоматический счётчик мешков, подающихся на конвейер. Лучшие юные участники ВСХВ премировались путёвкой в пионерлагерь «Артек».
В основную экспозицию сельскохозяйственной выставки 1939 года входили садовые участки вблизи павильона «Садоводство». Молодые сады питомника соседствовали с ягодниками и овощными участками. Экспонируемые растения были доставлены в Москву колхозами и совхозами, в том числе морозостойкие сорта из северных районов. На отдельном участке были показаны мичуринские методы гибридизации и коллекция выведенных выдающимся учёным сортов. Первый памятник Ивану Мичурину не сохранился - слегка сутулящийся пожилой человек с палочкой разглядывал яблоко. Скульптор Д.Жилов в 1954 году создал новую версию, более горделивую и осанистую.
Памятник Мичурину. 1940 год:
Радикальная смена экспозиции это характерная для ВДНХ история - павильон, напоминающий торт со свечками, строился для экспозиции «Сахарная свёкла» и «Сахар», но использовался как «Нефтяная промышленность».
А павильон Мосхлебторга превратился в «Пчеловодство». На картуше можно разглядеть изображение круглого хлебозавода системы инженера Марсакова.
Скульптуры павильона «Мясная промышленность». Путеводитель: «Многочисленные экспонаты этого павильона свидетельствуют о том, что дело животноводства находится в надёжных руках».
Фонтан и электромобиль возле павильона «Хлопок»
Площадь Механизации с 1939 года пережила немало метаморфоз, а самое заметное - превращение статуи Сталина в макет ракеты «Восток».
Площадь Механизации. 1939 год:
Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». 1954 год:
Вид на ВДНХ с Останкинской телебашни. 1967 год:
Павильон с самым длинным названием «Подсобные промышленные производства и промыслы в сельском хозяйстве» построен в 1967 году.
Вблизи Каменских прудов сложилась зелёная зона отдыха с кафе и ресторанами.
Скульптуры «Охотник» и «Лисятница» - всё, что уцелело после пожара павильона «Охота и звероводство».
Павильон «Охота и звероводство». 1954 год:
Животноводческая тематика продолжается за прудами, где расположены павильоны «Кролиководство» и «Птицеводство».
Павильон «Водное хозяйство» - симбиоз сталинского ампира и советского модернизма.
Фонтан «Золотой колос» со временем растерял золотую смальту, инженерные системы пришли в негодность и для перезапуска фонтана потребовалось его разобрать до основания.
Современная достопримечательность - дворец миллиардера Якова Якубова, который злые языки называют незаконным самостроем на месте снесённого ресторана над водой «Поплавок».
Павильон «Рыбное хозяйство» (1985, архитекторы Ю.Галустян и Ю.Ивлев), «Рыболовство», бизнес-центр «Техноград». Во времена ВСХВ рыба делила водоём с водоплавающей птицей - небольшие павильоны птицеводства соседствовали с «Прудовым хозяйством» и «Рыбным хозяйством», причём последний павильон внешне напоминал здание Северного речного вокзала. На воде были построены рыбопитомники для разведения и показа различных видов рыб.
Павильон «Рыболовство». 1954 год:
Невод Эль Лисицкого. 1954-1960 гг.:
Авангардная конструкция Эль Лисицкого имитирует рыболовный садок-ловушку - мережу или вентерь. Изначально на самом верху на площадке был установлен круглый металлический батискаф с окошками, а над ним ещё и фигурка осетра водружена.
Стенды вводного зала сравнивали состояние рыболовства в старой России и при социализме. В качестве экспонатов пропагандистам пригодились примитивные рыболовные крючки и цитата Антона Чехова про Сахалин: «Щи из рыбы местного приготовления отличаются отвратительным вкусом и нестерпимым запахом». Тут же на контрасте была показана карта СССР с гигантскими промысловыми бассейнами и объектами первых сталинских пятилеток - моторно-рыболовными станциями, консервными заводами и холодильниками, рыборазводными колхозами.
В залах павильона были представлены все крупные рыбные промыслы, в аквариумах плескалась рыба, натурные экспонаты и макеты показывали характерные типы неводов и снастей. Передовые хозяйства докладывали на ВСХВ о своих успехах, иногда довольно экзотических: «Балаклавский колхоз «Путь к социализму» освоил и успешно применяет аламанный лов дельфинов» (аламан - это большая кольцевая сеть).
Механизация использовалась повсюду: в море выходили траулеры, которые тралом сгребали всю придонную рыбу, китобойные суда оснащались гарпунными пушками с фугасным зарядом, причём туши убитых китов быстро доставлялись для разделки на судно-базу, а огромные суда-краболовы представляли собой плавучие консервные заводы, где крабовое мясо обваривалось, резалось и упаковывалось в банки. Авиация обнаруживала в море косяки рыбы и радиофицированные суда оперативно выходили в нужный район. Не была забыта и проблема воспроизводства рыбных запасов - вылов регулировался путём установления запретных районов, сроков и орудий лова, в нерестовых хозяйствах выводились мальки ценных промысловых пород, а в прудах и даже на залитых водой рисовых полях разводили неприхотливого и вкусного карпа.
Старые павильоны располагались на берегу, а новое здание решили построить прямо у воды. В просторных залах нашлось место аквариумам с речными и морскими рыбами, причём не только промысловыми, но и экзотическими, а вокруг павильона расставили якоря. Экспозиция под названием «Рыболовство» сохранилась здесь и после закрытия ВДНХ СССР - посетители заходили посмотреть на обитателей бездны и поужинать в ресторане «Пять морей».
Уже в рамках текущей реконструкции выставки павильон был реконструирован и используется как бизнес-площадка «Техноград». В дни выставки-форума «Россия» здесь организовали штаб волонтёров.
Вид с балкона на животноводческий городок
Используемая литература: путеводитель «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Главный павильон» (1939),
путеводитель «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон «Юные натуралисты»» (1939),
путеводитель «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон «Рыбное хозяйство»» (1940).
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #вднх #всхв