10 декабря 2022 года/
В 1935 году просьба колхозников-ударников о создании Всесоюзной сельскохозяйственной выставки была удовлетворена на правительственном уровне, при Наркомате земледелия организован Выставочный комитет, объявлен конкурс проектов, вскоре началось строительство первых павильонов.
С историей всех павильонов, когда либо существовавших на ВСХВ-ВДНХ СССР, можно ознакомиться в путеводителе проекта «Город на память». Цикл включает 39 лонгридов (больших сюжетов), причём количество сюжетов символическое - главная выставка страны впервые открылась в 1939 году. Казалось, что всё сказано и тема закрыта, однако в ходе продолжающихся работ по реставрации павильонов восстанавливается уникальный исторический декор и это повод вновь вернуться на ВДНХ, чтобы оценить происходящие перемены. А заодно освежить в памяти некоторые исторические факты.
Первая экспозиция ВСХВ задумывалась как временная, поэтому в проектах преобладали деревянные постройки. Открытие планировалось приурочить к 20-летию Октябрьской революции, однако сроки сдачи объектов переносились, виновником задержки был объявлен первый архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский, который был арестован, а уже построенные по его проектам павильоны и главный вход признаны неудачными и разрушены.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка приняла первых посетителей 1 августа 1939 года и оказалась необычайно востребована как научно-образовательный проект. Представители колхозов со всей страны делегировались в Москву на ВСХВ, чтобы ознакомиться с передовыми достижениями в области земледелия и животноводства, воочию увидеть практику работы лучших хозяйств.
Главный вход 1939 года
В целом экспозиция была ориентирована на специалистов. К примеру, Учебно-опытный зерносовхоз № 2 представлял лущильники, позволяющие лущить стерню одновременно с комбайновой уборкой, колхоз «Первое октября» знакомил с применением бактериальных удобрений путём заражения посевного материала азотобактериозом, а совхоз «Спартак» рекомендовал вводить травопольный севооборот с чередованием культур - пар чёрный, рожь с подсевом многолетних трав, многолетние травы, яровая пшеница твёрдая, яровая пшеница мягкая плюс ячмень и овёс. Каждую отрасль сельского хозяйства представлял отдельный павильон - «Животноводство», «Зерно», «Картофель и овощи», «Пчеловодство», «Ветеринария» и другие.
Другой составляющей выставки стала пропаганда социалистического строя. Первые коллективные хозяйства - колхозы, совхозы - появились в Советской России в 1918 году, а спустя десять лет советская власть взялась за масштабное социалистическое переустройство деревни. Принудительно-административные меры с раскулачиванием зажиточных селян и обобществлением имущества вместо роста производительности труда стимулировали крестьянские волнения, чего власти, кажется, не ожидали. В 1930 году товарищ Сталин в статье «Головокружение от успехов» вынужден был осудить «перегибы на местах» и «ретивых обобществителей». В этих непростых условиях ВСХВ была призвана стать красивой рекламной витриной, показывающей электрификацию села, новые комбайны и тракторы на машинно-тракторных станциях, культурные мероприятия в колхозных клубах, в общем, продемонстрировать привлекательную и благополучную жизнь колхозников.
Из сотни павильонов ВСХВ примерно половина отводилась под показ успехов республик Советского Союза - Белорусской ССР, Украинской ССР, Казахской ССР и других, а РСФСР была представлена по региональному принципу - Московская, Тульская и Рязанская области, Центральные области, Ленинград и Северо-Восток РСФСР, Воронежская и Пензенская области, Поволжье, Советская Арктика, Дальний Восток. Экспозиции рассказывали об истории, культуре, природных богатствах регионов и о том, как «полуколониальные окраины царской России за годы Советской власти превратились в передовые республики», не забывая о «руководящей роли коммунистической партии и вождей народа Ленина и Сталина». Вот этот контент предназначался уже для широкого круга посетителей.
И отраслевые, и республиканские павильоны по богатству оформления можно сравнить с дворцами: скульптуры и барельефы, лепные украшения и фрески, ковры и картины украшали залы.
Архитектурной доминантой стали Главный павильон с башней Конституции и памятник Иосифу Сталину.
Символами выставки стали монументальные скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Тракторист и колхозница».
Академик Николай Цицин, основатель Главного ботанического сада АН СССР, долгое время занимал и пост директора ВСХВ.
На выставке издавалась ежедневная газета.
Увы, от архитектуры первой версии ВСХВ мало что сохранилось - в 1941 году началась Великая Отечественная война, выставка закрылась.
Памятник фронтовикам, сотрудникам Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, установлен на площади Промышленности (2019, скульпторы Кирилл Чижов и Александр Свиязов).
Второе рождение ВСХВ состоялось 1 августа 1954 года. Советский Союз к этому времени стал мощной индустриальной державой, проверенной испытаниями семьёй братских народов и заслужил отображения своих успехов в новой монументальной выставке в стиле сталинского ампира. Архитектурный облик выставки изменился коренным образом под руководством архитектора Анатолия Жукова.
Главный вход 1954 года
В новой редакции сохранялся прежний тематический подход - павильоны представляли регионы и отрасли, но планировка территории существенно поменялась. Если в проекте 1939 года посетители через главный вход попадали почему-то на участок Узбекской ССР и юных натуралистов, то теперь парадная аллея с фонтанами вела к Центральному павильону, посвящённому истории всего СССР, что вполне логично.
Многие здания, возведённые к 1954 году, сохранились до наших дней, их планируется отреставрировать по состоянию на момент постройки. Это важное уточнение, потому что некоторые павильоны были перестроены в шестидесятые годы с заменой сталинского ампира на советский модернизм.
Не успела выставка заново родиться, как грянули реформы: в 1956 году к ВСХВ присоединили Всесоюзную промышленную выставку, а в 1959 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была переименована в Выставку достижений народного хозяйства, что разумно, так как индустрия и наука к этому времени стали занимать значительную часть экспозиции. А вот отказ от республиканских павильонов представляется спорным.
Досадно, что десяток нарядных и практически новых республиканских зданий на площади Промышленности и в её окрестностях был варварски снесён, а остальные в срочном порядке поменяли вывески. При тотальном переходе на отраслевой принцип особенности обогащения железной руды стали демонстрироваться на фоне восточных узоров: павильон Казахской ССР оказался перепрофилирован в «Металлургию». Павильон «Северный Кавказ» превратился в «Народное образование», «Армянская ССР» - в «Здравоохранение», «Молдавская ССР» - в «Стандарты», «Поволжье» - в «Радиоэлектронику и связь», «Картофель и овощи» - в «Газовую промышленность».
В советское время вход на выставку был платным, а в 2019 году в правом крыле неиспользуемых кассовых павильонов Главного входа открылся Музей ВДНХ. В нём можно ознакомиться с историей выставки в разные периоды. В этом помогут интерактивные инсталляции, макеты, архивная кинохроника, фотографии.
В том же 2019 году в павильоне Карело-Финской ССР проходила временная выставка «Культурный код ВДНХ», где можно было увидеть предметы советской материальной культуры, связанные с ВСХВ-ВДНХ СССР. Позднее некоторые экспонаты выставки переместились в Музей ВДНХ.
В этом сюжете история выставки представлена фотографиями экспонатов Музея ВДНХ и выставки «Культурный код», картины трудовых будней советского народа проиллюстрированы экспонатами Музея современной истории России.
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москва #история #архитектура #всхв #вднх