Графические работы Михаила Делова могут представлять интерес для читателей нашего канала по множеству причин. Во-первых, вам предложено пресловутое постсоветское чувство, что выражено не столько словом «ностальгия», сколько термином «заброшка». Подобный объект-ощущение является основой для сюжета серии «Прощание».
Здесь говорится не только о расставании с детством, но и с прошлым как таковым. Ощущаются даже мотивы печального стихотворения Агнии Барто, говорящего о мишке («всё равно его не брошу»). Но в данном случае юноша как раз вынужден «бросить» медведя, который, судя по всему, была когда-то частью парка аттракционов.
Хотя для нас это «когда-то» ещё не настало, а потому трагизм ощущения усиливается, ибо вам говорят, что в будущем нет ничего хорошего (частный случай глобальной версии: всё, что ни делается, всё - к худшему).
Игрушечный мишка как некий мрачный символ заслуживает особого внимания, так как он больше, чем просто плюшевая вещица. Достаточно вспомнить финальный эпизод «Крикунов», равно как многочисленные графические работы, когда «опасные девочки» держат в руках «мишку», тем самым как притупляя бдительность потенциальных жертв. Как говорилось в «Электронике»: «В нашем городе мальчик с собакой – это символично». А в сумрачном культурном пространстве допустимо утверждать: «Ребёнок с мишкой – это симптоматично».
Тема некой опасной игрушечности была развита и в большой графической серии, по сути, графической новелле с законченным сюжетом «Братья по оружию». В ней использован сквозной мифологический мотив «оживающего изваяния», который мы обнаруживаем и в легенде о Пигмалионе, и в советской готике «Господин-оформитель».
Тема больших полярных станций не редка для представлений, так и иначе связанных со стереотипами о нашей стране. Тут, как говорится, комментарии излишни. Тема с «мишкой» нам кажется куда более интересной.