Сегодня то и дело поднимается вопрос, будет ли вывод нашей базы из Тартуса. Морской не видит никакого смысла это обсуждать. Всё это разговоры в пользу бедных. Однако, вызывает интерес другое. А возможно ли вообще организовать "Сирийский экспресс - 2" в каком-либо направлении? Будь то из России, в Россию или из любого пункта Т в пункт Б.
"Сирийским экспрессом" назывался начавшийся в 2015-м году поток десантных кораблей и морских военных транспортов, постоянно курсировавших по маршруту Севастополь-Новороссийск-Тартус. В Сирию корабли шли с военными грузами, обратно - порожнем.
Однако с момента создания "экспресса", его состав заметно сократился...
Руководствуясь сугубо открытыми данными (фото иностранных шипспоттеров из проливов, сообщениями МО), можно посчитать, что незадействованными в Чёрном море остаются всего 4 больших десантных корабля (БДК) Балтийского и Северного флотов:
- БДК "Иван Грен" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 2018-м году;
- БДК "Александр Отраковский" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 1978 году;
- БДК "Кондопога" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 1976 году;
- БДК "Александр Шабалин" Балтийского флота. Вошел в состав ВМФ в 1985 году.
Есть ещё 4 БДК Тихоокеанского флота: "Николай Вилков", "Пересвет", "Ослябя" и "Адмирал Невельской". Однако их задействование в потенциальном "экспрессе" в Атлантическом регионе маловероятно. Так же в составе ВМФ имеется около десятка небольших транспортов, которые не заменят собой и один хороший контейнеровоз.
Возможно ли организовать полноценный "экспресс" силами 4-х кораблей? Конечно же нет. Всё что завозилось в Сирию 10 лет, вывозиться такими силами будет до второго пришествия...
Стоит отдать должное, что Россия начала программу строительства десантных кораблей. Построены 2 БДК проекта 11711 первой серии "Иван Грин" и "Пётр Моргунов". Оба они вошли в состав Северного флота. Ведётся строительство двух БДК проекта 11711 второй серии "Владимир Андреев" и "Василий Трушин". Так же строятся два универсальных десантных корабля проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко". Но темпы строительства этих кораблей не позволяют ожидать их в самое ближайшее время...
Проблему можно частично решить с помощью судов компании "Оборонлогистика", которая на такой случай располагает 2-мя судами класса Ro-Ro и двумя контейнеровозами. Однако, эти суда заняты коммерческими и государственными перевозками по всему миру, в том числе и сейчас несколько из них держат курс на Дальний Восток со стратегически важным грузом. Основной движущей силой "экспресса" всегда были БДК.
P.S. Пока готовилась эта статья, пришли печальные известия о происшествии с судном "Урса Майор" в Средиземном море...
Что нужно предпринять в этой ситуации?
Нужно строить военные транспорты. При чём не обязательно десантные корабли. Для больших объёмов перевозок лучше всего подошли бы паромы типа Ro-Ro. В советское время прибегали к практике применения могучих паромов двойного назначения. И это не удивительно, ведь БДК в большинстве случаев применяются в качестве транспортов различной колёсной и гусеничной техники к оборудованным причалам, но перевозят меньшее количество техники, нежели судно класса Ro-Ro. Обратите внимание на фотографии советского ролкера "Владимир Васляев", который загружен бесконечным количеством ЗИЛов. Кажется, в него влезло бы несколько БДК...