Найти в Дзене
Морской

«Сирийский экспресс - 2». Возможен ли он?

Сегодня то и дело поднимается вопрос, будет ли вывод нашей базы из Тартуса. Морской не видит никакого смысла это обсуждать. Всё это разговоры в пользу бедных. Однако, вызывает интерес другое. А возможно ли вообще организовать "Сирийский экспресс - 2" в каком-либо направлении? Будь то из России, в Россию или из любого пункта Т в пункт Б.

"Сирийским экспрессом" назывался начавшийся в 2015-м году поток десантных кораблей и морских военных транспортов, постоянно курсировавших по маршруту Севастополь-Новороссийск-Тартус. В Сирию корабли шли с военными грузами, обратно - порожнем.

Однако с момента создания "экспресса", его состав заметно сократился...

Руководствуясь сугубо открытыми данными (фото иностранных шипспоттеров из проливов, сообщениями МО), можно посчитать, что незадействованными в Чёрном море остаются всего 4 больших десантных корабля (БДК) Балтийского и Северного флотов:

  • БДК "Иван Грен" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 2018-м году;
  • БДК "Александр Отраковский" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 1978 году;
  • БДК "Кондопога" Северного флота. Вошел в состав ВМФ в 1976 году;
  • БДК "Александр Шабалин" Балтийского флота. Вошел в состав ВМФ в 1985 году.
БДК "Александр Отраковский", "Кондопога" и "Азов", 14 июня 2021 г.
БДК "Александр Отраковский", "Кондопога" и "Азов", 14 июня 2021 г.

Есть ещё 4 БДК Тихоокеанского флота: "Николай Вилков", "Пересвет", "Ослябя" и "Адмирал Невельской". Однако их задействование в потенциальном "экспрессе" в Атлантическом регионе маловероятно. Так же в составе ВМФ имеется около десятка небольших транспортов, которые не заменят собой и один хороший контейнеровоз.

Возможно ли организовать полноценный "экспресс" силами 4-х кораблей? Конечно же нет. Всё что завозилось в Сирию 10 лет, вывозиться такими силами будет до второго пришествия...

Стоит отдать должное, что Россия начала программу строительства десантных кораблей. Построены 2 БДК проекта 11711 первой серии "Иван Грин" и "Пётр Моргунов". Оба они вошли в состав Северного флота. Ведётся строительство двух БДК проекта 11711 второй серии "Владимир Андреев" и "Василий Трушин". Так же строятся два универсальных десантных корабля проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко". Но темпы строительства этих кораблей не позволяют ожидать их в самое ближайшее время...

Проблему можно частично решить с помощью судов компании "Оборонлогистика", которая на такой случай располагает 2-мя судами класса Ro-Ro и двумя контейнеровозами. Однако, эти суда заняты коммерческими и государственными перевозками по всему миру, в том числе и сейчас несколько из них держат курс на Дальний Восток со стратегически важным грузом. Основной движущей силой "экспресса" всегда были БДК.

P.S. Пока готовилась эта статья, пришли печальные известия о происшествии с судном "Урса Майор" в Средиземном море...

Что нужно предпринять в этой ситуации?

Нужно строить военные транспорты. При чём не обязательно десантные корабли. Для больших объёмов перевозок лучше всего подошли бы паромы типа Ro-Ro. В советское время прибегали к практике применения могучих паромов двойного назначения. И это не удивительно, ведь БДК в большинстве случаев применяются в качестве транспортов различной колёсной и гусеничной техники к оборудованным причалам, но перевозят меньшее количество техники, нежели судно класса Ro-Ro. Обратите внимание на фотографии советского ролкера "Владимир Васляев", который загружен бесконечным количеством ЗИЛов. Кажется, в него влезло бы несколько БДК...