Найти в Дзене

Буллинг в школе: как бороться?

Оглавление

Буллингом называют разновидность насилия, при котором один член коллектива активно преследуется другим или группой лиц. Это явление широко распространено в школьной среде. Разберемся в его причинах и расскажем, как бороться с буллингом в школе.

Что такое травля в школе?

Детям свойственно подшучивать друг над другом, иногда в довольно жестокой форме. Если это повторяется регулярно и вызывает обиду, стресс, психологическую травму — это означает, что шутки переросли в травлю. Жертва не может самостоятельно прекратить происходящие издевательства и вынуждена регулярно их терпеть. Насмешки постепенно перерастают в открытую агрессию.

Если компания сверстников даёт друг другу смешные прозвища, которые каждого из них устраивают — это нормально. Насмешка над тем, что кто-то не так одет или допустил нелепую ошибку на уроке — буллинг.

Кто участвует в буллинге?

Травля одноклассников наиболее распространена в начальном и среднем звене.  В процессе участвуют: агрессор, наблюдатели и жертва. Иногда к привычной схеме добавляется защитник. Мотивацией для проявления агрессии часто становится то, что по мнению ребенка общество живет по несправедливым правилам. Еще одна распространенная причина — замалчивание случаев буллинга. Агрессор чувствует собственную безнаказанность и получает удовольствие от травли.

Дадим краткую характеристику каждой из трёх основных сторон буллинга.

Дети-агрессоры

Инициируют травлю и активно участвуют в ней. Некоторые агрессоры издеваются спонтанно, другие тщательно готовятся и заранее обдумывают изощренные способы издевательств. Они понимают, какие эмоции испытывает их жертва, но не сочувствуют ей.

Существует и обратная разновидность травли — реактивная. Проявляющий агрессию ребёнок не понимает, что его действия наносят психологическую травму. Он отличается гиперактивностью, вспыльчивостью, импульсивностью, раздражительностью. Не умеет и не хочет сдерживать эмоции.  Ему важно постоянно находиться в центре внимания. С помощью манипуляций и унижений сверстников он поднимает собственную заниженную самооценку. Агрессорами могут стать дети из разных социальных слоев. Бедные — из желания морально компенсировать нехватку денег, богатые — из-за дефицита внимания.

Проявляемая школьниками агрессия — один из способов борьбы за социальный статус. Если их поведение не одобряется теми, кто для них важен, то оно быстро возвращается к норме.

Дети-жертвы

Чаще всего ими становятся те, кто заметно отличается от окружающих: имеют физические или ментальные особенности развития, отличительные черты внешности (веснушки, полнота, худоба и т.д.) Такие дети с трудом социально адаптируются, имеют низкую самооценку, часто тревожатся. Им тоже трудно сдерживать свои эмоции. У них мало друзей, поэтому их уязвимость к коллективным нападкам выше.

Нередко жертвы сознательно молчат о происходящем, боясь, что откровенный разговор со взрослыми не решит проблему, а сделает обидчиков еще агрессивнее. Кроме того, замалчивание объясняется чувством стыда, ощущением собственной слабости от невозможности самостоятельно решить проблему.

Буллинг и группа сверстников

Проведенные учёными исследования показывают, что помимо агрессора и жертвы в процессе травли часто принимают участие:

  • Ассистенты. Помогают лидеру-агрессору продолжать травлю, подражают ему, копируя его поведение
  • Усилитель. Поощряет происходящее, смеётся, подыгрывает, старается, чтобы происходящее увидело как можно больше зрителей
  • Защитник. Пытается смягчить и остановить агрессию, поддерживает жертву.
  • Наблюдатель. Ничего не делает, пассивно смотрит на происходящее.

Каждый из перечисленных типов участников так или иначе вовлечён в процесс, даже не принимая в нём активного участия.

Как понять, что ребёнка травят? Признаки

Оцените ситуацию. Почему вам кажется, что ребёнка травят? В такой ситуации дети делятся своими переживаниями с родителями, чем с учителями, хотя у педагогов больше возможностей повлиять на ситуацию. Однако многие школьники вообще молчат о своих проблемах. Некоторые из них испытывают вину, считая, что сами дали повод для происходящего. Если причиной для буллинга стали события, происходящие в семье, то ребёнок может стремиться защитить своих родных от неприятных новостей и поэтому промолчит.

Есть различные разновидности травли. Одни легче определить по косвенным признакам, другие сложно выявить без откровенного разговора. Например, физические издевательства (пинки, толчки, отбирание личных вещей) сразу становятся очевидными или очень быстро выявляются. Запугивание, игнорирование, обидные насмешки и другие приемы психологического насилия определить сложнее. Их не сразу замечают даже опытные педагоги, хорошо знающие характер и особенности поведения своих учеников.

Если вы подозреваете травлю, то проанализируйте поведение своего ребёнка. Что-то изменилось за последние дни? Он стал более замкнутым и молчаливым, чем обычно? Также к признакам буллинга можно отнести внезапно возникшее нежелание ходить в школу и общаться с одноклассниками, участившиеся жалобы на плохое самочувствие, снижение успеваемости, хотя до этого оценки по большинству предметов были высокими.

Часто у тех, кто подвергается травле, отмечаются потеря аппетита и нарушения сна. Они становятся тревожными, раздражительными, пытаются найти способ успокоиться (например, снова берут с собой в постель мягкую игрушку, которую любили в раннем детстве, чтобы спокойно уснуть).

Перечисленные перемены не обязательно означают, что ребёнок подвергается буллингу. Схожим образом выглядят симптомы различных заболеваний. Внимательно наблюдайте за тем, как ведет себя ребёнок, и попробуйте с ним поговорить. Также побеседуйте с учителями. Они ежедневно наблюдают за жизнью класса, поэтому быстрее других замечают перемены. Также сигналом о происходящем нередко становится случайно услышанный разговор или увиденное сообщение.

Что делать, если ребёнка травят в школе?

Как справиться с буллингом в школе? Ответ зависит от особенностей конкретной ситуации. Необходимо выяснить, что именно вызвало агрессию, как можно уладить конфликт, пока не наступили печальные последствия. Одна из задач классного руководителя — следить за психологической обстановкой в классе с целью профилактики буллинга.

Сложнее всего приходится детям, которые уже стали жертвами травли и не знают, как ее остановить. Они замыкаются в себе и отказываются посещать уроки. Важно объяснить, что есть взрослые, готовые им помочь.

Приведем несколько общих практических рекомендаций по борьбе с буллингом для детей, родителей и учителей.

Что делать родителям?

Что делать, если ребёнка травят в школе, и он решился рассказать об этом? Начать необходимо с разговора. Не давите на ребёнка, если он не отвечает на вопросы и не хочет обсуждать эту тему. Пусть сам выберет наиболее удобный для него момент.

Если есть человек, которому ваш ребёнок доверяет больше, то обратитесь к нему с просьбой помочь выяснить правду. Внимательно выслушайте рассказ, не отвлекаясь на посторонние дела. Не стоит спешить с выводами, узнайте детали произошедшего. Проявите максимально возможную эмпатию, но при этом сдерживайте эмоции. Не допускайте криков и обвинений. Продемонстрируйте готовность поддержать и оказать любую необходимую помощь. Поделитесь схожим личным опытом, если он у вас есть.

Полезные рекомендации, которыми можно поделиться с ребёнком:

  • Окружающие считывают «язык тела». Демонстрируй уверенность: иди уверенной походкой, держи спину прямо и расправь плечи
  • Помни, что у тебя есть любящие родители, готовые помочь и поддержать
  • Если не знаешь, как парировать колкость — спокойно посмотри обидчику в глаза и промолчи
  • Представь, что тот, кто тебя обижает — сидящий в банке паук. Оттуда он кричит и обзывается, но не способен причинить вреда
  • Не начинай драку первым, так как хулиганы сознательно провоцируют на такой поступок
  • Избегай столкновений с хулиганами без свидетелей. Перемещайся по школе вместе с другими учениками
  • По возможности фиксируй любые оскорбительные действия, чтобы остались доказательства случившегося.

Обязательно обсудите ситуацию с педагогом (желательно встретиться с ним лично). Напишите заявление на имя директора с описанием происходящего. Не нужно обвинять в случившимся администрацию школы. Объясните, что хотите разобраться и рассчитываете на их поддержку. Если же руководство пытается замять явные случаи травли и нанесения телесных повреждений — обратитесь в управление образованием и в прокуратуру с заявлением о необходимости проведения проверки. Даже легкие травмы необходимо засвидетельствовать в травмпункте и проинформировать о произошедшем правоохранительные органы.

Продолжайте поддерживать контакт с учителем. Периодически спрашивайте у ребёнка, все ли в порядке. С родителями обидчика встречайтесь только в присутствии директора, классного руководителя, психолога, социального педагога и педагога по безопасности.

Что делать учителю?

Всегда внимательно наблюдайте за атмосферой в классе, особенно если коллектив разделился на группы, в которых есть ярко выраженные лидеры и изгои.

К вам обратились с информацией о том, что происходит травля в школе — необходима тщательная проверка. Не игнорируйте такие сигналы.

Периодически заходите на странички ваших учеников в социальных сетях. Нет необходимости вмешиваться в их личное пространство, но чтение оставленных в открытом доступе материалов позволить вовремя обнаружить признаки кибербуллинга и попытаться его  остановить.

Дети часто не понимают, что излишняя агрессия вызывает не восхищение, а отторжение. Они легко переходят границы и бывают убеждены, что если сверстники их боятся — значит уважают.  Как бороться с буллингом в школе? Несколько рекомендаций для педагогов.

Не наказывайте сразу. Если вы заметили травлю — остановите ее, разнимите участников и расспросите их о произошедшем.  Вопросы лучше задавать осторожно, без лишней настойчивости. Не торопитесь с наказанием, чтобы оно не оказалось неадекватным и несправедливым.

Привлеките сверстников. Дети ценят социальное одобрение одноклассников. Побеседуйте со зрителями травли. Подскажите им, что говорить, когда они в следующий раз увидят подобную сцену. Например: «Ты сильный, а Вася намного слабее. Издеваться над ним — не круто». Внезапная негативная оценка действий агрессора от того, кто раньше оставался пассивным зрителем, может заставить задуматься и вести себя спокойнее, чтобы не нанести ущерб своему социальному статусу. Этот способ не поможет в общении с теми, кто с раннего детства склонен к патологической жестокостью, например, мучил кошек и собак.

Направьте энергию агрессивного ученика в мирное русло.  Если вы понимаете, что причина травли — в желании укрепить авторитет среди сверстников, то предложите достичь этой цели безопасным способом, не причиняя никому вреда. Попробуйте заинтересовать его общественной деятельностью или спортом.

Что делать ребёнку?

Если вас травят, обзывают, причиняют вред — расскажите об этом учителю, родителям, старшему товарищу. Не стыдитесь просить помощи. Это не проявление слабости, а обдуманное решение взрослого человека. Не оставайтесь наедине с существующей проблемой. В вашем окружении обязательно найдется тот, кто окажется сильнее обидчиков.

Старайтесь всегда сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Получаете угрозы через интернет? Сохраняйте переписку, видео и голосовые сообщения, чтобы потом использовать их в качестве доказательства.

Если вы можете что-то исправить в сложившемся положении — сделайте это. Нет? Тогда незачем винить в этом себя.

Стали свидетелем того, как происходит травля в школе — сообщите об этом взрослым. Буллинг необходимо остановить, пока он не привел к тяжёлым последствиям.

Что делать если ваш ребёнок — буллер?

Нет смысла кричать, ругаться и проявлять агрессию. Спокойно и чётко объясните ребёнку, почему травля — это плохо. Не стыдите его, а предложите представить себя на месте жертвы, понять ее эмоции. Обозначьте свое отношение к буллингу. Покажите, что вы видите в этом серьезную проблему. Предложите вместе посмотреть художественный фильм о травле (например, «Чучело»).

Вам предстоит говорить с родителями пострадавшего? Спокойно выслушайте их, сообщите о готовности участвовать в решении проблемы, предложите любую помощь, которая потребуется. Расскажите о том, что вы уже сделали и что планируете сделать (провели беседу с ребёнком, ищете специалиста, способного оказать психологическую помощь, научить сдерживать вспышки агрессии). Потребуются совместные усилия детей, их родителей и педагогов, но взаимопонимание и признание проблемы поможет справиться с насилием и не допустить его повторения.