Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Опять тройка. Рецензия на фильм «Домовенок Кузя»

Оглавление
   Опять тройка.
Опять тройка.

В канун Нового года отечественные творцы готовятся покорять публику, жаждущую яркого зрелища. Главные ставки делаются непосредственно на новогодние каникулы, но некоторые пытаются сорвать банк раньше.

Лидером минувшего уик-энда в российском кинопрокате стал «Домовенок Кузя» от режиссера Виктора Лакисова, собравший свыше 220 миллионов рублей.

Грустная и трудная история домовенка

Это очередное обращение к истории, имевшей успех у советских зрителей, которую решили рассказать на новый лад.

Интересно, что нынешний фильм вышел ровно 40 лет спустя премьеры мультфильма «Дом для Кузьки», с которого и началась всесоюзная популярность домовенка.

Надо сказать, что история создания будущей легенды была очень непростой и даже печальной. К моменту выхода «Дома для Кузьки» в живых уже не было автора оригинальной повести Татьяны Александровой — она скончалась в декабре 1983 года после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 54 лет. Сценарий первого мультфильма создавал супруг Александровой, писатель Валентин Берестов.

Сценаристом трех последующих мультфильмов была Марина Вишневецкая, и их сюжет все дальше от оригинальной задумки Александровой.

Все это делает бессмысленными разговоры о том, что новый домовенок чему-то «не соответствует» — он изначально получился плодом коллективного труда.

Мультфильм обрел колоссальное обаяние за счет голосов Георгия Вицина, озвучившего Кузьму, и неподражаемой Татьяны Пельтцер, подарившей свой голос Бабе-Яге. Тягаться с гигантами нет особенного смысла, а значит, авторам картины предстояло найти что-то своё.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тридцать лет с Бабой-Ягой

Они и нашли, но весь вопрос в том, как к этой находке отнесется зритель.

Итак, домовенок Кузьма томится в неволе Бабы-Яги, регулярно пытаясь уйти в побег. Однако силы неравны и он снова оказывается в плену.

Потом выяснится, что такие вот «догонялки» продолжаются 30 лет и изрядно вымотали обоих. Отношения Бабы-Яги и Кузьмы напоминают странный «токсичный» роман, что можно было объяснить оригинальным замыслом — лесная колдунья искала тепла и уюта в доме, который невозможен без домового.

Но в новой версии Баба-Яга пытается выбить из Кузьмы сведения об артефакте, с помощью которого она намерена подчинить сказочный мир.

Делает она это, надо сказать, вяло: иначе как объяснить, что никакой полезной информации домовой ей не дал, при этом он выглядит отнюдь не измученным.

Улучив момент, домовой бежит в мир людей через волшебное зеркало, в дом, где жил когда-то и где спрятан волшебный сундучок, за которым гоняется Баба-Яга. Удивительно, но за тридцать лет колдунья, которая через то же самое зеркало ходит в мир людей как к себе домой, не удосужилась обыскать дом.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

Бурунов всё не вывезет

Да и вообще, Баба-Яга обладает «гаджетами», вмиг определяющими местоположение Кузи, но при этом они почему-то не обнаруживают волшебный сундучок.

А в мире людей дом Кузи — это наследство главы семьи, которое он хочет продать, дабы закрыть часть долга по ипотеке. Его дочь, девочка Наташа, как и все современные дети, общается в основном только с телефоном.

Кузя, в погоне за сундучком, который припрятан отцом Наташи, приезжает к ним в квартиру, а за ним по пятам идет Баба-Яга...

Сюжет «Сказочные герои в современном городе» не нов, но может быть весьма интересным. Но тут он хромает на обе ноги. Такое впечатление, что авторы полностью положились на Сергея Бурунова и Гарика Харламова, которые озвучивают, соответственно, Кузю и Нафаню. Получается неплохо, но эта пара в сопоставлении с тандемом Вицин — Пельтцер все равно проигрывает.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сюда бы сценарий...

Остальным же героям сценаристы попросту ничего не дали. Вообще непонятно, почему Наташа, ребенок виртуального века, так легко тянется к Кузьме. Никаких переходных фаз, всё на бегу. С родителями еще хуже. Папа в исполнении Марка Богатырева еще переживает какую-то трансформацию и переоценку ценностей, а вот его супруга в исполнении Евгении Малаховой вообще обозначена схематически.

Авторы расщедрились сразу на двух исполнительниц роли Бабы-Яги, но и за Екатерину Стулову, и за Алику Смехову просто обидно — в рамках сценария образы их скомканы. А развязка, превращающая злую колдунью в жертву, ну совсем уж ходульная.

У сыгравшей Наташу 12-летней Софии Петровой в его багаже, несмотря на возраст, более 40 ролей. Но вот эта работа вряд ли быть может названа самой успешной. К самой девочке вопросов нет никаких, ибо она играет что написал сценарист. А если самой яркой из написанного становится сцена путешествия на электросамокате через всю Москву, то, пожалуй, что-либо ставить в вину актеру не приходится.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

Доброта решает

И все-таки, надо сказать, что совсем отталкивающим «Домовенок Кузя» не стал. Лента получилась в целом доброй, в отличие от некоторых «произведений», после которых дети, да и взрослые, начинают страдать энурезом. Новое поколение малышей, которая меньше знает мультипликационные похождения Кузи, в кинотеатре смотрит фильм с удовольствием. Правда, нет ощущения, что у них возникнет желанием увидеть еще раз. И вот это как раз тревожный сигнал к авторам, которые, поговаривают, уже готовятся к сиквелу.

  Кадр из фильма
Кадр из фильма

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ