Найти в Дзене
книжный енот

Антонио Муньос Молина «Зима в Лиссабоне» - то ли книга, то ли наваждение

Конечно же я купилась на название. Какие у меня вообще были варианты? Зимы в Лиссабоне — одни из лучших зим, что у меня были. И да, эта книга похожа на затяжную зимнюю ночь, теплую, но хмурую, туманную, с бокалом виски в руке и с играющим блюзом на фоне.

Они оба родились быть беглецами и потому всегда любили фильмы, музыку и чужие города

«Зима в Лиссабоне» - это едва уловимый за атмосферой сюжет о большой, поэтической, но какой-то нескладной любви музыканта Сантьяго Биральбо к Лукреции — девушки связанного с криминалом мужчины. Их любовь — это бесконечная, но очень медленная гонка друг за другом сквозь года. Их любовь — это романтическая меланхолия, депрессивность дождливой зимы, черно-белый фильтр и нуар.

Они узнавали те тайные гимны, которые объединяли их ещё до знакомства, — потом, когда они слушали их вдвоём, эти песни казались частью симметричного кружева прежних жизней каждого из них, предвестием судьбоносного случая, устроившего им встречу и даже нарочно подобравшего к ней мелодии тридцатых годов.

Думаю, мне первый раз попалась книга, настолько нуарной атмосферы. Пока я читала, нуарный фильтр отказывался покидать воображение, а в голове не переставала звучать музыка одной из португальских групп. Музыка — вот что такое этот роман. Он — песня, которой не нужно продолжения, он — поэтичное вдохновение в прозе.

Именно поэтому я временами брела по нему, как по болоту. Вроде и старалась подгадать настроение (к тому же, как раз выдалась парочка холодных вечеров под вино), а все равно вязла, терялась во времени, и раз за разом перечитывала строчки, чтобы в голове оставался лишь доносящийся из сумрачного угла бара джаз. Иногда мне казалось, что кто-то поставил героев на скорость 0.5, чтобы даже драки и перестрелки конца истории казались замедленной съемкой, шуткой сонного сознания.

— Но музыкант-то знает, что прошлого не существует, — произнёс он вдруг, будто опровергая мысль, которую я ещё не успел высказать. — Художники и писатели только и делают, что навьючиваются прошлым — картинами, словами. А музыканта всегда окружает пустота. Музыка перестаёт существовать в тот самый миг, когда прекращаешь играть. Это чистое настоящее.

И все же это было красиво. Я не пожалела, что почти неделю провела с крошечной книгой меньше чем в триста страниц. Едва ли смогу собрать в одну горсть весь сюжет, все перипетии на пути Биральбо и Лукреции. Они так и остались для меня обрывками услышанной где-то музыки, туманами над рекой Тежу, бесконечным красным мостом в ночи.

На случай, если получится послушать - поделюсь двумя португальскими песнями, которые я напевала каждый раз, когда открывала книгу. Да, совсем не джаз и не нуар, но искренние и хрупкие мелодии

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.