Найти в Дзене

Христианский посыл в повести «Синий город на Садовой»

С началом Перестройки в советском кино, литературе, живописи и музыке стали подниматься прежде запретные темы. Неудобные страницы советской истории, убогость и косность советской повседневности, секс – все эти сюжеты активно проникают в искусство позднего СССР. Немалое внимание стало уделяться и религии. Прежде тема отношений человека и Бога были под запретом. Из кинофильмов старательно убирали все сцены, где есть хоть какой-то акцент на христианство, если это только не экранизация русской и мировой классики, где без этого нельзя было обойтись. Теперь же религия снова становится предметом обсуждения в русской культуре. И одним из наиболее интересных в этом плане произведений – это повесть уральского писателя Владислава Петровича Крапивина «Синий город на Садовой»(1991). Дед писателя по отцу был православным священником, о чём сам писатель узнал только спустя много лет. Спасаясь от преследований властей, он бежал из Кировской области в Тюмень. Там впоследствии и родился будущий з

С началом Перестройки в советском кино, литературе, живописи и музыке стали подниматься прежде запретные темы. Неудобные страницы советской истории, убогость и косность советской повседневности, секс – все эти сюжеты активно проникают в искусство позднего СССР. Немалое внимание стало уделяться и религии. Прежде тема отношений человека и Бога были под запретом. Из кинофильмов старательно убирали все сцены, где есть хоть какой-то акцент на христианство, если это только не экранизация русской и мировой классики, где без этого нельзя было обойтись. Теперь же религия снова становится предметом обсуждения в русской культуре. И одним из наиболее интересных в этом плане произведений – это повесть уральского писателя Владислава Петровича Крапивина «Синий город на Садовой»(1991). Дед писателя по отцу был православным священником, о чём сам писатель узнал только спустя много лет. Спасаясь от преследований властей, он бежал из Кировской области в Тюмень.

Там впоследствии и родился будущий знаменитый детский писатель. Таким образом, неудивительно, что Владислав Петрович обращается в своём творчестве к теме христианства, тем более что идеи гуманизма и христианской любви к ближнему прослеживаются во всём его творчестве. Как и большинство крапивинских повестей, «Синий город на Садовой» живописует нам разноцветную картину детства простых мальчишек и девчонок, живущих на заросших лопухами улицах, раздвигающих своей фантазией границы этого мира и попадающих в различные приключения, иногда весёлые, а иногда и опасные. Но в отличие от прежних произведений, которые в основном происходили на детально выписанном фоне эпохи застоя, в этой повести наряду с традиционными персонажами родителей и учителей появляется ещё одна важная фигура – православный священник. И сама религия играет важную роль в проблематике произведения. Теперь вместе с традиционными вопросами «Как стать смелым?» «Что такое ответственность?» и «Кто такой настоящий друг?» появляется ещё один вопрос: «Как отыскать свой путь к Богу?». Главный герой, мальчик Федя, искренне верящий в Бога человек, чья вера и основанные на ней принципы на протяжении всего произведения неоднократно подвергается испытаниям.

Нужно ли прощать тех, кто втаптывает в грязь человеческое достоинство? Как быть настоящим христианином? Слышит ли Бог наши молитвы? Как не растерять данным нам Его свет? Непросто отыскать ответы на эти вопросы. Довольно интересен и персонаж священника отца Евгения, настоятеля Спасской церкви, прототипом которой, по всей видимости, послужил Спасо-Преображенский собор в городе Екатеринбурге (тогда Свердловске) в районе Уктус. «А как дядя Женя стал священником? - спрашивают мальчишки бригадира, восстанавливающего церковь, - С детства хотел?» «Да нет, что вы. Это из-за Афгана. Мне-то повезло, я на северном флоте служил, а его на юг, в самое пекло. Насмотрелся там. «Не сотворить нам доброго на земле, если мы отвернулись от Неба»». Священник помогает ребятам снять фильм о городе, заступается за Федю, с которым жестоко поступает милиционер, спасает попавших в беду мальчишек, и тем самым он являет то, каким должен быть настоящий пастырь

И когда задолго до этого во время крещения маленького Федю спрашивают, верит ли он в Бога, тот отвечает «Я буду за Него заступаться», тем самым показывая всю суть непростого пути христианина. Особую мелодику несёт и сюжет об открытой в храме старинной итальянской фреске с изображением Христа в окружении ребятишек. «Будьте как дети и вы войдёте в Царствие Небесное» - так говорит нам Евангелие от Матфея. Фреску случайно нашли во время реставрации Спасской церкви. Крапивин по-прежнему остаётся детским писателем, и тема детства через призму религии получает особое удивительное звучание в приятных мажорных лиричных тонах. По сути, здесь говорится и о доверии человека к Богу, которое свойственно детям по отношению к их родителям. Автор предлагает нам альтернативу постылой идейной казёнщине, которая сверху донизу пронизала всё советское общество и подводило страну к распаду.

@София Воскривенко