Финансовая и политическая зависимость древнерусских княжеств от монгольских завоевателей в Средние века – непреложный исторический факт. Сначала речь шла о Монгольской империи, а затем – о царстве Улус Джучи («Золотая Орда). Но у многих современных историков вызывает сомнения правомерность утверждений о «монголо-татарском иге над Русью».
Дочитайте статью до конца, и вы узнаете происхождение таких слов, как "ура" и "богатырь".
История
Монголы появились на Восточно-Европейской равнине в XIII в., захватывая всё новые земли. Русские князья решили не ждать монгольского нашествия, а попытаться остановить их в 1223 г. в Приазовье. Но они вместе с союзниками-половцами были разгромлены (на реке Калка).
Масштабное вторжение на Русь началось с 1237 г. Монголы завладели Рязанью, Коломной, Москвой, Козельском. В 1240 г. пал наиболее укреплённый русский город Киев. Уцелевшим князьям пришлось склониться перед внуком Чингисхана Батыем и признать свою вассальную зависимость.
Во второй половине XIV в. в Орде началась «Великая Замятня», когда власть переходила из рук в руки. На Руси, наоборот, набирали силу центростремительные тенденции. В 1374 году князь Москвы Дмитрий Иванович (будущий Донской) отказался от выплаты дани беклярбеку Мамаю.
Его 50-тысячное войско, отправленное на Русь, было разбито дружиной князя Дмитрия. А в 1380 г. произошла победная Куликовская битва.
Правда, через два года новый правитель Орды хан Тохтамыш, разорив Москву, вынудил русских возобновить выплату дани. Окончательное избавление от монгольской зависимости пришло в конце XV в. после «стояния на Угре».
Достоверность именования
Монголо-татары – вовсе не самоназвание захватчиков: оно имеют китайское происхождение. Монголами («мэнъу») китайцы именовали племена, жившие к северу от них. В начале XIII в. Чингисхан покорил Китай, после чего завоеватели переняли у местных жителей своё название.
Татарами («дадань») китайцы именовали племена, живущие севернее Великой Китайской стены. А вот монголы этим словом стали называть тюркоязычные племена (половцев, волжских булгар), покорённых ими до вторжения на русские земли. Современные татары – их потомки.
Появившийся только в середине XIX в. термин монголо-татары объединял самоназвание «монголы» с их названием в русских летописях «татары». Но захватчиков правильнее именовать просто монголами.
Обоснованность слова «иго»
Зависимость русских земель от Орды впервые назвал «игом» польский средневековый историк Ян Длугош в 1479 г. На русском языке его впервые употребил архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель в ставшей популярной книге «Синопсис». Слово позаимствовал главный историк Российской империи Николай Карамзин в своём фундаментальном труде «История государства Российского».
Его авторитет способствовал широкому распространению слова «иго» для характеристики взаимоотношений монголов и русских.
Николай Карамзин был не только историком, но и писателем. Его вторая ипостась прослеживается в трактовке событий русской истории. Приняв определённую точку зрения, он следует ей даже в ущерб историческим фактам.
В частности, описывая поездку князя Ярослава Всеволодовича в 1243 г. к Батыю за ярлыком (грамотой) на княжение во Владимире, Карамзин однозначно квалифицирует её как проявление рабской покорности. Он не упоминает о том, что войска монголов многократно превосходили совокупные силы всех русских князей, к тому же враждовавших друг с другом.
На захваченных русских землях монгольские правители облагали население данью. Мужчины призывались в монгольскую армию. Но за русскими князьями, получившими у ханов ярлык на княжение, сохранялось внутреннее самоуправление.
Они предпочитали сами собирать дань для монголов, ограждая население от общения с баскаками – ордынскими сборщиками податей. Монголам был безразличен способ поступления денег в их казну, поэтому они не были против.
Отношения монгольских ханов с некоторыми русскими князьями были близки к союзническим. Чтобы сохранить канал поступления денег, они защищали их от агрессии с Запада. Ханы вмешивались и во внутрирусские разборки, чтобы не допустить чрезмерного усиления того или иного княжества.
Например, в 1252 г. Батый отрядил военачальника Неврюя для поддержки лояльного князя Александра Ярославича (Невского) в противоборстве с братом Андрея.
Побратавшись с наследником Батыя Сартаком, князь Александр даже стал приёмным сыном Батыя.
Не только русские князья участвовали в войнах на стороне монголов: существовал и обратный процесс. Довольно распространено было и породнение посредством браков.
Со второй половины XIII в. монгольская империя стала распадаться на отдельные ханства, каждое из которых претендовало на ведущую роль. Русским князьям приходилось выбирать среди них «правильное» или делить дань между несколькими.
Резюмируя, можно сказать, что рабской зависимости русских князей от монгольских ханов не существовало. Конечно, политическое подчинение и выплату дани нельзя назвать дружескими отношениями.
Было насилие и угнетение, разграбленные города и церкви. Не все русские князья, посещая Орду за ярлыком, возвращались домой. Но и на Руси гибли знатные ордынцы, например, потомок Чингисхана Шевкал в 1327 г.
Учась у монголов
С подачи Карамзина долгое время считалось, что монгольское «иго» существенно затормозило развитие Руси. Но тот же историк отмечал: «Москва обязана своим величием ханам».
Войска
В XIII в. русские княжества столкнулись с монгольской военной машиной, в составе которых были тяжёлая кавалерия, лучники, хорошо вооруженная пехота, осадные машины. Русские быстро поняли, что для освобождения от завоевателей они должны перенять их передовые методы организации армии и государства.
На пути к этому, прежде всего, нужно было покончить с разобщённостью и пожертвовать личными амбициями во имя общей цели.
Основную массу русских войск составляло вооружённое топорами и рогатинами ополчение: хорошо вооружённые дружинники были немногочисленны.
Следовало также отказаться от укоренившейся традиции непосредственного участия князей на самых горячих участках сражений. После их вероятной гибели войском было некому управлять.
Появление в русских войсках профессиональной кавалерии – также следствие монгольского примера. Для удобства конной езды у захватчиков были позаимствованы кафтаны. Боевой клич «ура» – монгольского происхождения («вперёд»), как и слово «богатырь» («герой»).
Государственное управление
Чингисхан и его потомки управляли огромными территориями. Для оперативного перемещения по ним конных гонцов, они создали сеть ямов – почтовых станций со свежими лошадьми.
Они были устроены и на зависимых русских территориях, с возложением на местное население "ямской повинности". Оттуда пошло слово «ямщик». Эта повинность просуществовала в России ещё столетия после монголов.
Монгольское нашествие не сразу, но покончило с вечевой демократией в русских княжествах. Монголам было удобно иметь дело с единолично правящим русским князем, а не с вече.
В свою очередь князья осознали необходимость объединения для освобождения русских земель. А ещё русские переняли у монголов наследование власти, денежную и таможенную систему, гражданскую и военную администрации.
Заключение
Взаимоотношения средневековой Руси с монгольскими захватчиками были сложными и многосторонними. Однозначный термин «иго» не подходит для характеристики этого многообразия.
А как вы считаете, дорогие читатели? Подписывайтесь на канал и делитесь вашим мнением в комментариях!
Вам может быть интересно: