Годом постройки здания, стоящего на углу Мясницкой и Малого Харитоньевского переулка, считается 1828-й.
С конца XVII века это владение принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину. После него было немало вельможных владельцев. Князь П. Я. Голицын. Князь А.В. Урусов. Все, конечно, что-то строили и перестраивали.
Но примерно тот вид, что мы видим сегодня, дом приобрел при тайной советнице Надежде Михайловне Арсеньевой. Которая купила усадьбу в 1825 году.
Надежда Михайловна была хлебосольной хозяйкой. В гостях у Арсеньевой бывали А. С. Пушкин, П.Я. Чаадаев, композитор М.И. Глинка, писатель Н. Ф. Павлов. Во время своих приездов в Москву, ежедневно бывал и «всегда с готовностью садился за рояль» другой композитор. Ференц Лист.
После Арсеньевой усадьба сменила еще несколько владельцев. Пока в 1866 году ее не приобрела жена железнодорожного олигарха фон Мекк. Надежда Филаретовна, как и Надежда Михайловна, обожала музыку. Особенно, П.И. Чайковского.
Композитор не раз останавливался в ее доме на Мясницкой улице.
С таким же удовольствием Петр Ильич соглашался пожить в московском доме Надежды Филаретовны на Мясницкой, в её имениях Браилово и Симаки на Украине, вилле Бончиани во Флоренции, в особняке на Рождественском бульваре, в имении Хрусловка в Тульской области, на даче Плещеево под Подольском. Единственный из объектов недвижимости, принадлежащих олигархке и который не удостоил своим проживанием композитор, был город- сад. Рядом с Жуковским.
Правда, перед тем как поселиться в том или ином имении своей благодетельницы, Петр Ильич всегда должен был убедиться, что хозяйка в это время будет в отъезде.
Для общения со своей спонсоршей композитору вполне хватало переписки и денежных переводов. На 5000 труб. В год.
Вживую свою благодетельницу Петр Ильич видел пару раз. Издалека. После этого желание встретиться лично отпало окончательно.
Жил в этом доме и еще один композитор. Французский. «Bussy’к». Как называли молодого музыканта в семье фон Мекк. Надежда Филаретовна наняла «Bussy’ка» для занятий музыкой со своей дочуркой. Соней.
Ежедневные занятия привели к неожиданному для олигарши результату. «Bussy’к» попросил руки своей воспитанницы. Софьи Карловны.
Любовь Надежды Филаретовны к музыке не простиралась столь далеко. И французик был с позором изгнан.
Пришлось возвращаться на историческую родину. И стать всемирно известным композитором. Клодом Дебюсси.
После смерти в 1894 году Надежды Филаретовны наследники решили особняк продать. Покупатель нашелся быстро. Елабужский миллионер Н.Д.Стахеев.
Понаехав в Москву он занялся непривычным для Елабуги бизнесом. Девелопментом. Скупал старинные усадьбы. Сносил. И строил на их месте доходные дома.
Таких домов по Москве немало понастроил. В одном из них, в начале Мясницкой, в 1920-х жил В.В. Маяковский: «Несется жизнь, овеевая, проста, суха. Живу в домах Стахеева я, теперь Веэсэнха».
Этот дом поначалу Стахеев присмотрел для собственного проживания. Но потом быстренько построил себе новый особняк. На Новой Басманной. А этот продал. Другому понаехавшему купцу. Но уже с Курщины. Константину Федоровичу Тахтамирову. Уроженцу ныне оккупированной Суджи.
Перебравшись в столицы, суджинский купец ударился в политику. Сердце не выдержало накала борьбы за демократические свободы. Скончался. В 1912 году. В 45 лет.
Здание подхватил Торговый дом А.Ф.Ступинъ и К.
После пролетарской революции дом разделили на коммуналки.
В 1970-х годах жильцов расселили. Разместили службы Бауманского райсовета.
После революции демократической новым владельцем дома стала аудиторско- консалтинговая компания ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты»).
ФБК даже спонсировала выпуск монографии. По истории дома. Т. Дудина. Мясницкая, 44. Двадцать новелл из истории дома. – М: 2005.
Одна из новелл как раз ФБК посвящена. Какая это мощная и важная для развития России компания.
После выпуска монографии дела у компании, похоже, пошли не очень.
Особняк на Мясницкой улице, 44 выставлен на продажу. За 1 100 000 000 ₽ https://osobnyaki.com/na-myasnitskoy-ulitse-44