Найти в Дзене

Что не так с Бабой Ягой в новом фильме «Домовенок Кузя»?

Оглавление

(Осторожно, есть спойлеры)

Привет, дорогой читатель!

В выходные мы с дочкой ходили в кино — она выбрала «Домовенка Кузю», а кто я такая, чтобы спорить со своим ребенком? В общем, пришлось составить компанию. Пришлось — потому что оригинальный кукольный мультик прошел мимо меня, ну и интереса смотреть снятый по нему фильм особого не было.

Забегая вперед, замечу, что и фильм в итоге прошел мимо: выбегать из зала не хотелось, но и пересматривать не хочется тоже. Посмотрела и посмотрела.

При этом есть одно «но».

Один из моих любимых сказочных персонажей — Баба Яга, и я стараюсь не пропускать ни одной ленты, где она присутствует. В «Кузе» линия Яги ключевая, и вот на ней-то я и сосредоточилась, чтобы не заскучать во время просмотра.

Спойлер.
В фильме «Домовенок Кузя» 2024 г. Бабу Ягу играют сразу две актрисы: Алика Смехова — ту, что живет в ином мире, за волшебным зеркалом, Екатерина Стулова — ту, которая охотится за Кузей в современной Москве. Далее речь пойдет именно о Яге — Смеховой, несмотря на то что ей здесь отведено совсем мало времени.
Героиня Е. Стуловой симпатичная, но... для меня это не Яга, так что и говорить о ней в этой статье не вижу смысла.
Е. Сутулова в роли «аватара» Бабы Яги. Кадр из к/ф «Домовенок Кузя» (2024), фото из интернета
Е. Сутулова в роли «аватара» Бабы Яги. Кадр из к/ф «Домовенок Кузя» (2024), фото из интернета

Итак, что же не так с Бабой Ягой, которая вроде и в характерной избе живет, и зелья варить умеет, а вот — не сложилось?

«Не так» №1: красота

Я не сразу поняла, что смущает меня в Яге. Помогла дочь, когда спросила: «Мама, а чего она какая красивая?».

И тут я кааак поняла!

Ну конечно, как, впрочем, и во многих других современных киносказках, Баба Яга в «Домовенке Кузе» — красивая. Королевская стать, белоснежная улыбка, гладкая кожа, ухоженные губы, модно повязанная бандана, роскошно поставленная речь — вот такая лесная красавица получилась у Алики.

А между тем читаем у исследователей:

Внешность Бабы Яги, по фольклорным описаниям, весьма непрезентабельна. Например, в сказке «Иван Быкович»: «Добры молодцы входят в избушку — на печи лежит Баба Яга Костяная Нога, из угла в угол, нос в потолок». В одном из вариантов «Царевны-лягушки»: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба Яга — костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». В «Сказке о Василии-королевиче»: «...лежала из угла в угол Баба Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят».
По другим источникам: «...ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»; «сидит там Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на какухе»; «кости у нее местами выходят наружу из-под тела»; «Баба Яга, глаза оловянны, зубы железны»; «...руками она печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет».
— «Жила-была Баба Яга. Психологические и культурологические аспекты образа» (И. Вачков, А. Наговицын, В. Пономарева)

Ну никак не вяжутся эти цитаты с вот с такой красивой женщиной, зачем-то нарядившейся «под опрятную старуху». Честное слово, меня не покидало впечатление, что Алика проиграла режиссеру спор и между походами в SPA была вынуждена заскочить в кадр, чтобы таким образом отдать долг:

Увы, не смогла найти фотографий, поэтому пришлось делать стоп-кадр из трейлера. А. Смехова в роли Бабы Яги. Кадр из к/ф «Домовенок Кузя» (2024)
Увы, не смогла найти фотографий, поэтому пришлось делать стоп-кадр из трейлера. А. Смехова в роли Бабы Яги. Кадр из к/ф «Домовенок Кузя» (2024)

Разумеется, я понимаю, что писать киношный образ точь-в-точь как в цитатах, приведенных выше, не самое удачное решение: в конце концов, фильмы вроде «Кузи» маркируют 6+, да и лично я сама против визуализации таких подробностей: «груди на полках, голова на какухе». Всему есть мера и да здравствует золотая середина.

Но ведь в нашем кинематографе есть каноничный пример Бабы Яги:

Г. Милляр в роли Бабы Яги. Кадр из к/ф «Морозко» (1964), фото из интернета
Г. Милляр в роли Бабы Яги. Кадр из к/ф «Морозко» (1964), фото из интернета

Роу с Милляром удалось обойти пикантные особенности и при этом сохранить гремучую смесь: эта Яга и отвратительная, и комичная, и страшная, и притягательная, и живая, и «иная» одновременно.

Разумеется, это не означает, что всем современным киноделам нужно копировать любимую многими Ягу из «Морозко»; нет! И все же — почему бы при работе с одной из главных фигур нашего фольклор не опираться на этот самый фольклор и зарекомендовавшие себя примеры?

Ведь даже ребенок, увидев на экране лицо женщины как из рекламы омолаживающего крема, понимает: это не Баба Яга. И знаете, в такой момент очарование фильма-сказки куда-то улетучивается, потому что если Яга фальшивая, то чего ждать дальше?

Да, Яга не может быть красивой, и, на мой взгляд, создатели фильма серьезно просчитались, когда решили обойти стороной тексты народных сказок и создать что-то новое. Сказки-то ведь тем и ценны, что несут нам не новое, а вечное...

«Не так» №2: очеловечивание

Долго думала, какое слово здесь подобрать, остановилась на понятие «очеловечивание». Им, кстати, в последнее время грешат почти все создатели фильмов-сказок: тут и там у Яги, Кащея и других хрестоматийных сказочных злодеев, включая западных (вспомните Малефисенту) вскрывается личная драма, а зрителю настойчиво пытаются объяснить, почему злодей стал злодеем.

Спойлер.
В конце фильма «Домовенок Кузя» Яга делится с Наташей и ее папой печальной историей о том, как ее заколдовали, заставили быть плохой, а потом становится хорошей.

Не спорю, подобные сюжетные повороты любопытны. Я, честно сказать, не раз поддавалась, втягивалась и начинала фантазировать, оправдывать героев... Но вот какое дело: раскручивая историю той же Яги, создатели фильмов очеловечивают ее, иными словами — делают из нее личность, а в классической народной сказке Яга — это никакой не человек и даже не его подобие. Яга — это персонаж, призванный выполнить строго определенные функции! Ну, вы знаете: напоить, накормить, спать уложить, волшебным предметом одарить... Одним словом, экзаменовать героя и отправить его далее.

Баба Яга в нашей культуре призвана инициировать героя или героиню, подготовить к переходу в новый социальный статус. Всё! Нет у нее никаких других задач и никакой, простите, личной жизни. А если есть — повторю в который раз, это уже не Яга (или ее «аналоги» типа злых фей, диких ведуний и т.д.).

Подчеркну: прописывать и рассказывать зрителям и читателям личные судьбы злодеев, антагонистов — не то что допустимо, это необходимо. Но только если речь идет об авторских, а не фольклорных персонажах. Поэтому Кузя, Наташа, ее папа, Нафаня — все они имеют право развиваться и иметь свои тайны, иначе сюжет потеряет динамику, самобытность, изюминку.

Но Яга... На мой взгляд, она даже в литературной сказке должна оставаться собой, т.к. глубока, понятна и близка нам без мишуры. Милляр подарил миру такую Ягу, а вот у Алики, к сожалению, не получилось, и фильм потерял сразу несколько звездочек.

А вы как считаете? Пишите в комментариях, обсудим.

Приглашение

Всех прекрасных читательниц приглашаю в свой Телеграм, там мы ежедневно обсуждаем сказки и исследуем метафорические карты, а еще встречаемся на прямых эфирах по арт- и сказкотерапии:

Ксения Наговицына | Писатель, сказкотерапевт

А если вам больше нравится на Дзене, оставайтесь здесь. Вот, кстати, подборка других моих статей о Яге:

Баба Яга и ее роль в нашей культуре | Ксения Наговицына 📚 Сказкотерапия и Метафорические Ассоциативные Карты | Дзен