Джованни Больдини (1842–1931) - итальянский мастер портретной живописи, которого современники называли «дамским живописцем». Он был одним из самых высокооплачиваемых художников своего времени, а его женские образы, созданные в стилистике, близкой к импрессионизму, стали символом Прекрасной эпохи (Belle Époque).
Ключевые факты о Джованни Больдини:
Годы жизни: 1842–1931.
Родился: в Ферраре, Италия.
Образование: Флорентийская академия художеств.
Стиль: от реализма до импрессионизма.
Прозвище: «Мастер свистящего мазка».
Основная тема: портреты модных женщин Belle Époque.
Влияние: работы Эдуарда Мане и дружба с Дега и Сарджентом.
Искусство между желанием и созерцанием: картины Джованни Больдини
Портреты женщин занимают особое место в творчестве Больдини. Умберто Эко в своей книге «История уродства» отметил:
Заказчики его портретов хотели получить произведение искусства не только само по себе престижное, но и превозносящее со всей очевидностью прелести дамы
Взгляните на его женские портреты: полные, влажные губы, нежные, мечтательные глаза, мягкие линии плеч — всё это создаёт образ, который не только привлекает взгляд, но и вызывает ощущение интимного соприкосновения с красотой. Больдини удавалось добиться чувственного натурализма в верхней части картины, делая лица и бюсты дам манящими, соблазнительными, но не вульгарными.
Интересно, что этот «чувственный натурализм» был тщательно уравновешен. Платья, юбки и фон художник изображал совершенно иначе. Умберто Эко писал, что в нижней части полотна Больдини отказывался от строгих контуров, превращая материю одежды и фон в яркие, светящиеся мазки.
Таким образом, в его работах сосуществовали два мира: верхняя часть, предназначенная для возбуждения желания, и нижняя — для чистого созерцания.
Midcult или гениальный обман?
Эти особенности стиля Больдини вызвали жаркие споры среди критиков. Дуайт Макдональд в своих эссе противопоставлял элитарное искусство и массовую культуру, вводя понятие «midcult» — мелкобуржуазной культуры, которая, по его мнению, эксплуатировала открытия истинного искусства в коммерческих целях. В этом контексте творчество Больдини воспринималось как компромисс между высокими идеалами и желаниями заказчиков, стремящихся подчеркнуть собственный статус и привлекательность.
Однако Умберто Эко, принимая классификацию Макдональда, видел в работах Больдини нечто большее:
«Эти женщины — сирены, соединяющие в себе элементы разных стилей… Голова и бюст “для потребления” сочетаются с одеждами для созерцания».
Эко отмечает, что портреты Больдини были искусным обманом, где зритель находил баланс между эстетическим удовольствием и чувственным наслаждением. Эта двойственность стала одной из причин его популярности.
Прекрасная эпоха и "мастер свистящего мазка"
Париж Belle Époque стал домом и сценой триумфа Больдини. Его яркие, стремительные мазки, за которые он получил прозвище «мастер свистящего мазка», стали символом динамики и изящества той эпохи. Его стиль, вдохновлённый импрессионизмом и дружбой с Эдгаром Дега, был смелым, экспрессивным, но при этом всегда сохранял элегантность.
Особенно это проявлялось в жанре ню, который Больдини трактовал совершенно иначе, чем его женские портреты. Здесь он полностью переходил к импрессионистской технике, отказываясь от натурализма. Обнажённые женские тела он писал с лёгкостью, создавая атмосферу невесомости и света. Это были не просто фигуры, а игры света и цвета, которые больше напоминали картины Дега, чем натуралистические изображения.
Творчество и его место в искусстве
Творчество Джованни Больдини сложно подвести под единый стиль или концепцию. Его работы созданы таким образом, чтобы зритель захотел обладать данной женщиной. С одной стороны, его картины критиковали за чрезмерный акцент на внешней привлекательности, а с другой - восхищались их техникой и эстетической гармонией. Мне кажется его картины удивительно красивы.
Американская писательница Гертруда Стайн говорила о Больдини:
«Когда жизнь расставит всё по своим местам, Джованни Больдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощённые линии и плоскости».
Несмотря на споры о творчестве Джованни. Больдини остаётся одним из самых ярких художников рубежа XIX и XX веков. Его портреты продолжают восхищать как зрителей, так и критиков, а его влияние ощущается в искусстве до сих пор.
Хотели бы получить портрет с "лучшей версией себя"?
Спасибо за внимание! Ставьте лайк, если статья понравилась! Подписывайтесь и добавьте в свой день минутку искусства!