"Сначала немцы поселили своего полковника, а теперь уже свои выгоняют!"
Многие историки утверждают, что товарищ Сталин никогда не выезжал на линию фронта. Но это не совсем правда, на передовой вождь действительно ни разу не был, но рядом с линией фронта бывал. Три такие поездки пришлись на 1941 год, когда Иосиф Виссарионович осматривал подмосковные линии обороны. Это были путешествия занимавшие один день - съездил, посмотрел, провёл совещание с командующими фронтом и армиями, вернулся в Москву.
Особенно показательный получилось поездка в середине ноября 1941 года, когда фронт вплотную подошёл к столице. Поначалу Сталин побывал фронтовом госпитале в Лупихе, что на Волоколамском шоссе, затем отправились к деревне Скирманово. Здесь кстати вождь посмотрел, как работают знаменитые "Катюши".
Тут и случилось неувязка - путешествовал советский глава на бронированном "Паккарде". Машина это нелёгкая, и на обратном пути она банально села на днище в снегу. Охрана ехала на "эмке", в неё и пересадили вождя. Ну и этот автомобиль вскоре застрял.
Выталкивали "эмку" все кроме шофёра, даже сам Сталин участвовал. Но усилий не хватало, тут подъехала группа Т-34, танки и вытащили застрявшие авто на шоссе. Неожиданно вдалеке были замечены немцы, это были передовые группы разыскивавшие "Катюши". Однако приближаться к группе танков Т-34 гитлеровцы побоялись.
Вернувшись в Москву Сталин выразил благодарность капитану Кирсанову, командовавшему батареей реактивных установок. А о произошедшем на обратном пути никому не сказал ни слова.
А 2 августа 1943 года Иосиф Виссарионович отправился в большую четырёхдневную поездку в район Юхнова. За время поездки были посещены города Ржев, Гжатск, Юхнов. Немцев из них выбили еще в начале весны 1943 года, до линии фронта было примерно 150 км. Но Западный и калининский фронты медлили с наступлением, требовалось подтолкнуть их командующих.
До Гжатска Иосиф Виссарионович добрался в специальном поезде поезде, одет он был в штатское, его охрана в количестве 75 человек тоже в основном имела штатскую одежду, некоторые ходили в железнодорожной форме. Дальнейшее передвижение планировалось на бронированном "паккарде" вождя, который сгрузили со специальной платформы. Первая ночевка была запланирована в том же Гжатске.
Однако товарищ Сталин недаром славился нестандартными решениями. Уже начало вечереть, когда Иосиф Виссарионович отдал приказ Ивану Серову, чьей задачей было обеспечение безопасности в поездке, направиться в сторону Юхнова. По указанию вождя в районе этого города следовало найти лесные домики, в которых еще недавно базировался штаб фронта.
Ночлег следовало устроить в этих домиках. О лесных домиках Иван Серов конечно знал, как знал и то, что для ночлега там имеются лишь матрасы набитые соломой. Лесной домик, это по сути сарай или хлев. Никакого утепления там нет. Я думаю все помнят советские турбазные домики, и как "свежо" там было даже в октябре. И тут Сталин высказал:
«А что я - князь, что ли? Мне не дворец нужен».
Совещание со штабом фронта планировалось на следующий день, оно и состоялось 3 августа. Но к этому моменту неожиданно выяснилось, что кормить товарища Сталина нечем. Машина с основным запасом продуктов следовала на определённом отдалении от "паккарда" вождя и без охраны. Она была остановлена неизвестными и разграблена полностью. Пришлось Ивану Серову просить об организации стола Соколовского с Булганиным. У этих руководителей фронта было всё, что душа могла пожелать.
Во время совещания Соколовский очень хвалил за поддержку авиацию дальнего действия, которую возглавлял генерал Голованов. Сталин принял эти данные к сведению, и прямо из штаба фронта позвонил Маленкову, чтобы тот подготовил Указ о присвоении главе АДД звание Маршала авиации. Маленков поинтересовался откуда звонит вождь, Сталин ответил что это неважно. А потом сразу же позвонил Голованову и поздравил его с новым званием.
Затем эскорт вождя двинулся в район Ржева. Остановились в деревне Хорошево. Серов попросил хозяйку лучшего дома освободить помещение для генерала. Однако женщина оказалась ворчливой и уходить не желала, она говорила, что "Сначала немцы поселили своего полковника. А теперь опять выгоняют, но уже свои". Пришлось Серову прикрикнуть на неуступчивую хозяйку, командный тон она быстро поняла и смоталась.
На следующий день было совещание в штабе фронта Ерёменко. Сталин демонстрировал своё недовольство командующему, указывая, что фронт топчется на месте. Он требовал перехода к активным действиям. После разбора полётов было застолье. Под действием выпитого Ерёменко сфотографироваться. Сталин одобрил эту мысль, но добавил, что сфотографируемся после того как вы возьмёте Смоленск.
Уже 7 августа загрохотали пушки Западного и Калининского фронтов, которыми командовали Соколовский и Ерёменко, вскоре советские войска перешли в наступление. 25 сентября Смоленск был освобождён.
Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!