Очередная грандиозная выставка в Русском музее посвящена художнику Карлу Брюллову и приурочена к его юбилею. Картины этого художника мне знакомы и близки, а это значит, что надо идти и смотреть что же интересного придумали организаторы.
Выставка Карла Брюллова
На выставке представлены около 300 произведений художника, привезенных из более чем 20 музеев страны. Конечно же, самые знаменитые его картины хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, но тем и примечательна выставка, что здесь можно увидеть малознакомые творения и ещё больше раскрыть для себя все грани таланта автора.
Билет на выставку стоит 1000 рублей, не дешево, однако в эту стоимость входит и посещение всего Михайловского дворца, если вы пришли не вечером, конечно.
Проходим через несколько залов Русского музея и попадаем в те самые, где собраны полотна Брюллова.
Всего таких залов представлено 5, но не думайте, что это очень мало, концентрация красоты такая, что переходить от одного полотна к другому будет сложно.
Карл Брюллов и Академия художеств
Сюда юный Карл поступил ещё в 10 лет, так как уже в таком возрасте он подавал большие надежды. За годы обучения им были созданы несколько полотен, глядя на которые и не скажешь, что это сделал студент.
В Академии художеств учили классической живописи, с элементами античности и сюжетами древних эпох. Брюллов прекрасно справлялся с этим жанром, один только «Нарцисс, смотрящийся в воду» чего стоит! В Академии художника ценили по достоинству и даже отправили на обучение в Италию.
Итальянские мотивы Брюллова
Вот тут начинается самый продуктивный период творчества. В Италии Карлу очень нравится, он восхищен Римом и всем, что видит вокруг. Именно Италия раскрыла Брюллова широкой публике. Он понемногу меняет ракурс своих работ и пишет простые сцены из жизни итальянцев.
Во втором зале выставки как раз представлены те самые будни, которые так здорово и реалистично удалось передать художнику и показать, что в обыденности и скрывается красота.
Конечно в выставочных залах часто привлекает именно то, что знакомо, поэтому самый большой ажиотаж был в углу, где висела картина «Итальянский полдень». Ну кто не встречал эту «сочную» красавицу?! Смотришь на картину и как будто чувствуешь тепло и переносишься в жаркий итальянский день и даже вкус винограда на языке.😊
В этом же зале представлен и ряд малоизвестных работ Брюллова. Они скрыты под стеклом и завешены тканью.
На мой взгляд, поставлены они неудачно - прямо под люстрой, поэтому когда открываешь полотно, то видишь одни лишь блики и выбрать ракурс чтобы понять что там изображено очень сложно. Посмотрела бегло и без удовольствия, неудачно, правда…
Последний день Помпеи
Из второго зала по небольшому импровизированному коридору идём в зал следующий. Уже издалека узнаю этот шедевр.
Одно из самых выдающихся и известных произведений Брюллова. В свое время оно произвело фурор в среде современников, не оставляет равнодушным и сейчас.
Художник работал над полотном несколько лет, а идея воссоздать те трагические события пришла ему после посещения раскопок в районе древнего города Помпеи.
Эта картина представлена в постоянной экспозиции Русского музея, однако же специально к выставке была проведена ее первая за почти 200 лет реставрация! Я, конечно, не эксперт, но рама, и правда, как будто бы другая.
От картины просто невозможно оторвать глаз: яркие краски и впечатляющие образы людей, которых застала врасплох стихия… Видно, что группы людей, изображенных на картине, друг с другом не знакомы, но все объединены общим горем и паникой и каждый из героев прекрасен!
Художнику удалось представить героев так, что даже обезумевшие от горя они все равно излучают свет и красоту. А в левой части картины можно отыскать автопортрет и самого художника, который изобразил себя, спасающего самое дорогое - кисти и краски.
Полотно вызвало невиданный восторг у итальянской публики, отмечено медалью Парижской выставки и подарено Николаю первому. Тот, в свою очередь передал картину в музей Академии художеств и ещё долгое время народ толпами приезжал посмотреть на этот шедевр из всех городов и весей необъятной страны.
Толпы приходят посмотреть на картину и сегодня, поэтому, спокойно созерцать этот экспонат не получится…
Карл Брюллов - портретист
После триумфального возвращения в Россию на Карла обрушилась популярность. Теперь каждый из его именитых современников считал за честь быть им запечатленным. Отсюда и череда его знаменитых портретов достопочтенных особ.
Они также представлены в том зале, что и «Последний день Помпеи».
Сразу привлекают внимание большие полотна, как, например, «Всадница», привезенная на выставку из Третьяковской галереи.
На картине изображены приемные дочери Юлии Самойловой - музы Брюллова. Две милые девочки-итальянки, одна из которых передает всю детскую непосредственность, а вторая - спокойствие, несмотря на явное беспокойство лошади под ней.
Юлию Самойлову художник считал идеалом красоты, от того, похожий типаж можно встретить на многих его картинах. Саму же графиню Самойлову Брюллов изобразил на картине «Маскарад» - яркая, полная достоинства и стати женщина, покидающая гуляние и напоследок показавшая свое прекрасное лицо.
Еще моё внимание привлек портрет княгини Салтыковой. Чем только не дополнен образ княгини: и шкура ягуара, и павлиньи перья, райские кущи на фоне и яркое одеяние, а все равно они не оттягивают внимание от спокойного, немного грустно лица Елизаветы Павловны. Отдельно хочу отметить роскошную раму, гармонично сочетавшуюся с картиной, и даже она не смогла затмить княгиню.
Брюллов старался передать образ героя портрета, не только через его внешний облик, но и через обстановку и детали его окружающие. Однако же, передать точность персонажа, Брюллов смог и в жанре камерного портрета. Одним из самых лучших считается портрет баснописца Крылова, представленный на выставке.
Новые грани Брюллова
В следующем зале меня ждали открытия в творчестве Брюллова. Помня и зная его известные картины, я и подумать не могла, что он был участником росписи Исаакиевского собора. Между тем, он создала эскизы и отдал этому проекту около 5 лет. Жаль, что работу он не закончил, так как серьезно подорвал здоровье, воплощая замысел…
Фрагмент купола собора, а также не реализованные эскизы представлены в следующем зале выставки. Огромное полотно 11 на 14 метров с эскизом плафона позволяет оценить тот масштаб работы, ставшей для художника роковой. Ведь вскоре после болезни он умер.
Из зала с религиозными мотивами проходим по коридору, где представлены акварельные рисунки Брюллова - ранние и поздние, черно-белые и в ярких тонах, ироничные и серьезные, но каждый из которых по-своему интересен и привлекателен.
Последний зал выставки и его отдельная часть. В этом небольшом закутке представлены сенсационные картины - «Христос воскресший» и «Христос во гробе». Последняя представляет особый интерес.
Помимо того, что она выполнена в особой технике, создающей эффект прозрачности, так она еще очень долгое время считалась утраченной. Поиски картины продолжались несколько десятилетий и вот сейчас она представлена широкой публике, это дорогого стоит.
Ну а для меня дорогого стоит то, что я и помыслить не могла, что Брюллов в своем творчестве затрагивает религиозные мотивы и ему это так здорово удалось!
«Великий Карл»
В последнем зале символично представлены его последние работы, как например, «Портрет археолога Микеланджело Ланчи». На нём мы видим лицо старика, и несмотря на малопривлекательные черты лица, образ его кажется добрым и приятным, как будто застывшим в ожидании ответа на свой вопрос…
Тут же автопортреты и самого Карла Брюллова. Образ его немного вальяжный, приглашающий к душевному разговору, а в глазах - легкая болезненность и грусть.
Покидаю выставку с новыми впечатлениями об этом художнике. Говоря о Брюллове, в голове всплывали красные вспышки «Последнего дня Помпеи», да милая девушка с виноградом.
Теперь же я точно знаю, что художник этот многогранен и в каждой из граней он смог проявить свой талант. Портретист, создатель античных мотивов, монументалист, график и просто гениальный художник, поистине великий, великий Карл!
Еще об одной выставке в Русском музее, можно почитать здесь:
Выставка будет проходить в Русском музее до 12 мая 2025 года, затем ее покажут в Москве, успевайте!
Еще о культурной жизни Санкт-Петербурга можно почитать здесь: