Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Если кто и низвёл православных греков в Крыму, то это точно не татары, а Российская империя

О Феодоро замолвите слово: лирическое отступление об эллино-византийском наследии в Крыму и том, куда подевалось его первоначальное население. Для многих моих татарских и еще для большего числа нетатарских читателей, этот фрагмент первоначально может показаться лишним и отвлекающим от основной темы. Но на деле это не так. Автор - Надир Бекиров Общим местом для массового сознания и не только россиян, но и многих в мире, является утверждение, что «крымские татары пришли в Крым в XIII в.». Ну а дальше варианты: с Чингиз-ханом, Батыем, позже – с Мамаем и т.д. Не менее общим местом является миф о «греческом» Крыме: выходцы из Эллады и были «первым народом Крыма». Он распространен от бабушек у подъезда до главы Российского государства [Встреча с представителями крымских татар]. К сожалению, эта тема как-то не привлекала до последнего времени внимания как историков, так лингвистов-тюркологов, предпочитающих бродить по Южной Сибири и Алтаю. Пока это касается современных тюркских народов Кавказ
Оглавление

О Феодоро замолвите слово: лирическое отступление об эллино-византийском наследии в Крыму и том, куда подевалось его первоначальное население. Для многих моих татарских и еще для большего числа нетатарских читателей, этот фрагмент первоначально может показаться лишним и отвлекающим от основной темы. Но на деле это не так.

Автор - Надир Бекиров

Общим местом для массового сознания и не только россиян, но и многих в мире, является утверждение, что «крымские татары пришли в Крым в XIII в.». Ну а дальше варианты: с Чингиз-ханом, Батыем, позже – с Мамаем и т.д. Не менее общим местом является миф о «греческом» Крыме: выходцы из Эллады и были «первым народом Крыма».

Он распространен от бабушек у подъезда до главы Российского государства [Встреча с представителями крымских татар].

К сожалению, эта тема как-то не привлекала до последнего времени внимания как историков, так лингвистов-тюркологов, предпочитающих бродить по Южной Сибири и Алтаю. Пока это касается современных тюркских народов Кавказа и восточнее, можно обойтись и без ее рассмотрения, однако в случае с Крымом и крымскими татарами от нее никуда не деться.

Надо начать с того, что первыми двумя известными в Крыму народами были тавры и киммерийцы, которых выходцы из эллинских колоний в Малой Азии застали при своём появлении в Крыму (кого интересует последующий ход событий, может посмотреть мои лекции на ютубе [Курс Надира Бекирова]. Здесь это займет слишком много места).

Однако где-то в Х в. в крымских горах складывается некое новое небольшое государство – княжество Феодоро – просуществовавшее до его разгрома и захвата османами в 1475 г. Основной религией феодоритов было, как известно, православие, а дальше начинаются загадки и спекуляции. Главным трендом является утверждение о том, что это были потомки древних греков, высадившихся в Крыму еще в V в. до нашей эры.

А потом, в зависимости от целей, авторы дают два основных варианта:

• Либо они «были вырезаны» турками и помогавшими им татарами (если надо показать, что татары – пришельцы и не имеют прав на Крым).

• Или, что его представители дожили до наших дней и являются коренным народом Крыма, а претензии татар на статус коренного народа не обоснованы.

Все это вынуждает меня хотя бы кратко, но изложить некоторые сведения об истории этой части Крыма, подтверждаемой реальными фактами, документами и иными свидетельствами, а не полетом фантазии политиков и пропагандистов. Однако, дело не только в мифах.

Куда исчезло княжество Феодоро?

Невозможно понять этногенез современных крымских татар и особенности их культуры, поведения без учета феодоритского наследия.

Само слово Феодоро – это трансформированное в греческом с заменой «т» на «ф», готского слова «Теодорих» [Энгельс] – имени и одновременно титула вождя готов, вторгавшихся в Крым в IV в. и успешно продвинувшихся вплоть до Херсонеса, но позже ушедших из него для завоевания материковой Византии. Оставшимся же парадоксальным образом пришлось договариваться и с самим византийским Херсонесом, и с окружавшими его тавро-скифами, которых они вроде бы уже успешно покорили.

-2

Сложилось это княжество, можно сказать, поневоле. Почему? Потому, что оно возникло на землях юго-западного Крыма (нынешний Севастополь и часть Бахчисарайского района), принадлежавших за полторы тысячи лет до этого таврам (позже тавро-скифам) и эллинской колонии Херсонес. Правда, за эти полторы тысячи лет они подвергались вторжению и частичному заселению готами (по некоторым оценкам – 5–10 тыс. чел.), побывали под властью Рима, Византии, частично – Хазарского каганата.

Туда в разное время последовательно просачивались гунны, аланы, болгары и печенеги.

Сама необходимость появления княжества объясняется ослаблением Византии, которая уже не могла эффективно защищать свои крымские владения.

Полиэтничное население, в котором ни эллины, ни византийцы никогда не преобладали, было связано исповеданием православия, общей к тому времени историей, тесным физическим соседством, образом жизни (в крымских горах и на побережье все занимались примерно одним и тем же: земледелие, рыболовство), румейским языком богослужения.

Власть на берегу (у Византии, венецианцев, генуэзцев) и на равнинах (хазары, печенеги, половцы, татары) менялась. Нужно было обеспечить общие интересы населения региона. По некоторым сведениям, на этой территории существовало около 25 мелких (в буквальном смысле – даже общая территория Феодоро очень небольшая) феодальных владений, которые не могли обеспечить ни стабильность, ни безопасность.

Волей-неволей пришлось сплачиваться вокруг одного из них с центром в Мангуп Кале (обратите внимание – название тюркское). В этот период в Феодоро шел интересный процесс слияния этнических групп очень разного происхождения в более крупные единицы, при этом формировались два крупных этноса: ромеи/румеи, говорившие условно на византийском, и урумы, говорившие по-тюркски.

Остатки строений в Мангуп-Кале
Остатки строений в Мангуп-Кале

Сам тюркский элемент (а это шло еще от скифов, алан, булгар, хазар, печенегов, осколки которых закрепились в крымских горах) стал в значительной степени связующим звеном как в среде феодоритов, так и между ними и татарами.

Наряду с христианством в Феодоро под влиянием соседей-татар начал распространяться Ислам. То, как необычно, мирно это происходило, выразилось в феномене так называемого «двоеверия», когда в одной и той же семье часть родственников носила христианские (Анастасия, Варвара, Василь, Алексей и т.п.), другая – тюркские или мусульманские имена и, соответственно, исповедовала одну из этих религий.

Титул главы Феодоро в русских источниках пишется как «Великий князь», на деле же в реальной жизни он звучал как «Улу бей» и традиционно крымские ханы и феодоритские князья обращались друг к другу «мой брат». Кстати титул «бей» (а не «бек», например) кажется делает акцент на огузском варианте тюркского языка, а не кыпчакском.

В 1475 г. османский десант разгромил объединенные отряды сопротивления генуэзцев и крымских татар. Менгли-Гирей, воевавший в тот период против османов, был взят в плен и провел в нем несколько лет.

-4

Уже в его отсутствие османы после тяжелейшей полугодовой осады взяли Мангуп Кале и уничтожили Феодоро как независимое государство.

В российской литературе заверяют, что османы после этого устроили тотальный геноцид населения княжества, почему якобы в Крыму и не осталось потомков древних эллинов и готов. Это не подтверждено никакими источниками. Как раз наоборот, историкам хорошо известен факт встречи в Стамбуле посла австрийского императора, уроженца Нидерландов Ожье Гислена де Бусбека, с крымским готом и греком в конце 1550-х гг., то есть через сто лет после падения Феодоро.

Мало того, что они по своим делам спокойно приехали в Стамбул и встречались там с кем хотели; из их рассказа следовало, что в Крыму у них были еще собственные поселения и численность их явно насчитывала не менее нескольких тысяч человек. Надо учесть, что территория Феодоро и южный берег Крыма в тот период все еще не входили в состав Крымского ханства.

Это был османский санджак (провинция) и управлялся он пашой (губернатором) с резиденцией в Кафе. При этом Бусбек не приводит никаких фактов их притеснения, более того, гот заявил, что в армии крымского хана служит 300 готов, вооруженных мушкетами (то есть, лучшим оружием той эпохи).

Обычно все сводится к утверждению, что после разгрома Феодоро османы вырезали его население и завезли туда турок, отсюда мол, и огузский элемент. Ни геноцид населения, ни массовая миграция из Османской империи в Крым не подтверждаются источниками.

Собственно говоря, это логично, потому что горный Крым – это не широкие поля и раздолье для кочевий или земледелия. Анатолия, Балканы и Ближний Восток дают гораздо больше простора и возможностей для проживания масс населения по сравнению с горным и прибрежным Крымом, где земельные и водные ресурсы ограничены настолько, что там может проживать только ограниченное число населения, обладающее многовековыми навыками ведения комплексного хозяйства.

Нынешний туристический бизнес в Крыму в тот период существовать не мог, все необходимое нужно было производить здесь, на месте, рваться в Крым не было причин ни у османских крестьян, ни у торговцев, ни у знати. Само вторжение османов в Крым и разгром Феодоро скорее имел идеологические причины, чем практические.

Разгромив Византию, османы рассматривали Феодоро как некий ее периферийный остаток. Причем, как и в случае с Константинополем, установление власти халифа на новой территории не означало намеренного истребления или притеснения христиан.

Религиозная жизнь Феодоро, в том числе и в качестве османского санджака, шла под руководством Константинопольского патриарха.

Крымские татары - это в бывшие переселившиеся турки? Это - миф!

Еще одним мифом является утверждение, что вследствие правления османов на части Крыма выходцы из этих регионов или крымские татары в целом являются потомками османских турок, переселившихся на полуостров в тот период. Это также не доказано.

Никакими источниками массовое переселение людей из Анатолии или других частей Османской империи в Крым не зафиксировано. Путешественники, в том числе знаменитый Эвлия Челеби, проживший в XVII в. в Крыму несколько лет и попытавшийся составить его полное описание, неоднократно отмечают, что в Крыму присутствовало несколько османских гарнизонов по 200–300 солдат в Ор Капу (Перекопе), Мангуп Кале и Кафе, выполнявших скорее погранично-полицейские обязанности, нежели в чистом виде военные.

Тюркский был широко распространен не только в силу близости татар с севера (границы были открытыми, но подданным Крымского хана запрещалось поселяться на территории санджака), но в силу того, что сами феодориты уже веками пополнялись докыпчакскими тюрками.

Тюркский язык к этому времени был настолько распространен, что даже официальная титулатура феодоритских князей была, как говорилось, тюркской.

С моей точки зрения, это как раз было нормально и вполне объяснимо, учитывая, что со времени проникновения скифов в крымские горы (а авторы III в. уже пишут о тавро-скифах, то есть новом метисном населении в этой части Крыма) и потом через гуннскую, болгарскую, хазарскую эпоху, вплоть до печенегов, в той или иной степени разноликие и разноязычные тюрки, пусть и небольшими вкраплениями, но оседали и смешивались с этносами нетюркского происхождения. Как раз медленность и постепенность этого процесса делала его основательным и естественным.

Таким образом, княжество Феодоро ни по составу населения, ни по правящей династии не было в полной мере греческим. Население его было христианами разного толка, а присутствовали в нем три языка – румейский (византийский), готский (до поры до времени) и тюркский (урумский).

Куда пропали крымские греки?

Так где же тут греки? Ну, греки понемножку были. Древние эллины и в некоторой мере византийцы растворились за две тысячи лет среди преобладающего численно негреческого населения (а как вообще могло быть иначе?!). Наибольшую про-греческую идентичность и культуру сохранили румеи (вообще-то с византийского – «римляне»), а готы, как отдельная единица, слились с ними или с «урумами», тоже «римлянами», но уже разговаривая по-тюркски.

Почему «римлянами»? А почему еврей, татарин, удмурт, бурят, к примеру, если он выходец из нынешней России, за границей – «русский»? Потому что вплоть до образования Феодоро они были подданными Восточной Римской империи.

Слово «Византия» тогда (именно в период существования Феодоро!) не употреблялось, оно было реставрировано лишь в 1557 г., когда немецким историком Иеронимом Вольфом в работе «Corpus Historiæ Byzantinæ» оно было возращено в научный оборот.

Именно поэтому в Крыму нет ничего связанного со словом «Византия», «византийский». В том числе нет и «византийцев».

А вот урумы как сплав разноязычных тавров, потомков эллинов и готов с тюркоязычными скифами, аланами, гуннами, болгарами, хазарами, печенегами и половцами были.

Не со всеми сразу, конечно, а с теми их относительно небольшими частями, которые по разным причинам оседали в крымских горах и на побережье. Сама тюркоязычность урумов говорит о том, к чему все пришло. Если сравнивать карту расселения их в Крыму, то видно, что сам Херсонес и его окрестности вплоть до столицы – Мангуп Кале и до Бахчисарая, были в XVII в. тюркоязычными.

Румейский, как ни странно, преобладал на южном берегу и в тех частях крымских гор, которые вообще никогда не входили в эллинские государства Херсонес и Боспор.

Урумы называли румеев и называют по настоящее время «татами». Обе эти группы в русских источниках называются греками, хотя греки (румеи) для урумов (тюркоязычных) – это таты, то есть чужие. Почему? Потому что таты – это нетюркское население крымских гор, в том числе Херсона и княжества Феодоро, а тюркское (точнее, тюркоязычное население), независимо от вероисповедания, к ним не относилось.

Есть упоминания о проживании на территории османского санджака черкесов, лазов (грузин – выходцев с южного берега Черного моря), валахов (то есть молдаван), они были переселены в Крым как подданные султана в относительно небольших количествах, оставались в Крыму и позже, принося с собой свои культурные влияния и меняясь сами.

Численность готов, как и эллинов, из века в век уменьшалась, но это не означает их истребления, точно также уменьшалась и численность черкесов, которые выполняли воинские обязанности на службе султана. В Бахчисарайском районе даже существовало большое село Черкес-Кермен, а в фамилиях крымских татар встречается слово «черкес» (черкез).

Опять-таки в российской литературе существует миф о том, что в до-османскую эпоху населением южного берега Крыма были греки. Прямым доказательством этому считают греческие названия типа Форос или Ай-Петри.

Нет сомнений, что какая-то часть прямых потомков первых эллинских колонистов или более поздних румейских переселенцев могла там жить. Однако, надо иметь в виду, что ни первые колонисты, ни последующие «греки» в Крыму не были выходцами из Эллады.

-5

Первые до появления в Крыму по нескольку веков уже прожили в колониях в Малой Азии (Гераклея понтийская и Милет). В составе же Восточно-Римской империи кто только не жил. Безусловно, они хранили преемственность с античной Элладой в языке, культуре и, частично, составе населения, но на деле в них присутствовал весь Ближний Восток, да и запад тоже.

Херсонес и Боспор были преимущественно земледельческими государствами, жившими на выращивании и торговле хлебом, остальные промыслы были дополнением к этой основной отрасли экономики, что делало их практически не очень-то заинтересованными в побережье, поскольку там условий для выращивания пшеницы еще меньше, чем в крымских горах.

Население южного берега Крыма вынуждено было сочетать два основных занятия: рыболовство и выращивание винограда, а также фруктов, организуя террасное поливное земледелие (при очень ограниченном ресурсе воды). Те, кто знакомы с Крымом не из туристических буклетов, знают, что южнобережье всегда было голодноватым регионом, постоянно торговавшим со степным Крымом, где собственно и производилась основная часть продовольствия.

Распространению условно греческой культуры в Крыму способствовало проникновение христианства и принятие его не только местными потомками эллинов, которые тоже начинали с олимпийского пантеона, но и другими местными народами – тавроскифами, либо пришедшими позже в IV в. в Крым группами готов, алан, ну и далее по списку, включая печенегов и половцев. Вместе с христианством распространились язык богослужения и румейская письменность. Это, безусловно, повлияло на местные языки.

Однако в XVIII в. на южном берегу Крыма насчитывались 5 румейских диалектов на очень узком участке побережья от Аутки до Капсихора. Причем каждый говор означал небольшой, но достаточно четко очерченный регион, в том числе и на северных склонах крымских гор в районе Карасу Базара (Белогорска) в максимальном удалении от эллинских центров – Херсонеса и Боспора, даже Феодосии, куда ни эллины, ни византийцы никогда не добирались, а уж тем более не поселялись, но они были самым сердцем таврского, а впоследствии тавроскифского мира.

Откуда они взялись? Были привезены из Византии? Нет.

Эти говоры, образованные на базе смешения средневекового румейского с языками других этнических групп, проживавших на Южном берегу и в Центральном Крыму до греков или наряду с греками. Поскольку тавры, вероятнее всего, не были тюрками, и даже неизвестно, были ли они одним этносом или группой разноэтничных племен, то такое разнообразие румейских говоров очень хорошо объясняется ассимиляцией местных языков румейским.

-6

К этому нужно прибавить 500-летнее венецианско-генуэзское присутствие на Южном берегу (в генуэзский источниках владения Генуи в Крыму назывались «Капитанство Готия»), неоднократно происходившие заселения некоторых частей представителями тюркских народов (сельджуки в Судаке в XI в. и позже, османский гарнизон с момента разгрома генуэзцев), а также иметь в виду крымских татар из этих районов, причем обратив внимание не только на греческую, но и готскую и тюркскую топонимику, в том числе и смешанного происхождения (например, «Ворун» – название готского племени «варин» или «варон», «Кутлакъ», трансформированное «Готлыкъ», «Ускут», точнее Усть Кут, т.е. «Верхний гот» и т.п.) зафиксированные наблюдениями путешественников разного времени и происхождения, от итальянцев до россиян, отмечавших большую антропологическую неоднородность населения Южного побережья, в том числе крымских татар.

Ну, ладно… Греки-не греки… Куда они делись? Где это древнее население Крыма? Любимый российскими пропагандистами ответ – «татары вырезали!», «а теперь… претендуют…».

Ну что же, не угодно ли прочитать следующее:

«В 1778 г. в Петербурге было принято решение переселить крымских христиан на побережье Азовского моря. Уже в следующем году потомки греков, готов, армян, валахов, грузин и других христианских народов, общим числом 31380 человек покорно оставили Крым».

Кого интересует дальнейшее, может ознакомиться с написанным очень понятным и прекрасно аргументированным очерком А. Панова, никоим образом не крымского татарина [Панов].

Не исключено, что среди них имелись и как бы «настоящие» греки, но прожив в Крыму более 2 тыс. лет, а византийцы более 1 тыс. лет до того момента, пока их с кровью и болью не выкорчевала и вывела из него российская власть при общей численности греков – 18407 душ (вместе с урумами, которые еще в меньшей степени были греками, называя румеев «татами»), армян – 12598, грузин – 219, валахов – 162 на момент депортации 1778 г., это было уже смешанное по происхождению местное население, определявшее свою принадлежность не столько по этническому, сколько религиозному (как часто бывало в Средневековье) признаку.

До поры до времени историческая память о родстве и былых связях оставалась как у крымских татар, так и у урумов. В 1920-х гг. (сто лет назад!) учебники урумского языка печатались в Крыму и вывозились к ним в Приазовье.

По сути, будучи реальным уничтожителем потомков и хранителей эллино-византийского наследия в Крыму, российское имперское правительство одновременно выступило и основным сочинителем мифов про греческий Крым, бывших всего лишь идеологическим обоснованием «Константинопольского проекта», разработанного при Екатерине II. Отсюда и псевдогреческие названия XVIII в. Севастополь, Симферополь, Феодосия, Евпатория и далее (Мелитополь, Одесса – Эдесса, Херсон вместо Херсонеса, Никополь и т.п.).

Севастополь в Российской империи
Севастополь в Российской империи

Они тем более циничны, что вырвав потомков эллинского и византийского населения Крыма из мест, где их предки жили тысячелетиями, царское правительство запретило им возвращаться даже после формального включения полуострова в состав Российской империи, состоявшемся всего лишь через 5 лет после их депортации в 1783 г.

Последующие греки, поселявшиеся в Крыму с конца XVIII в., не имеют с ними никакой генетической или культурно-языковой преемственности. Это новопоселенцы островов Эгейского архипелага, включая известный ныне Пиндос, Балканы и Грузию.

В Крыму нередко встречаются заброшенные так называемые «греческие» кладбища, но это примерно так же, как в других местах мусульманские кладбища, называемые «татарскими». Точно как цыганский ансамбль в Париже или еврейский ресторан на Брайтон бич, маркируемые «русскими».

Кстати, это относится и к крымским армянам. Исторические крымские армяне на самом деле это армяно-кыпчаки – скорее осколок половцев на службе у грузинских и армянских правителей, прихожане Армянской апостольской церкви, небольшая община которых переселилась под Кафу в XVII в. из Ширака (области в Закавказье) и дожила в Крыму до массовой депортации российским правительством в XVIII в.

Они разговаривали и писали на кыпчакском языке. Их вывели из Крыма в район нынешнего Ростова-на-Дону, одним из основателей которого они и были (Новый Нахичевань или нынешний Пролетарский район Ростова-на-Дону). Из Крыма некоторые из них переезжали также в нынешнюю Западную Украину, где в 1618 г. некто Иван Муратович выпустил первую в тюркском мире печатную книгу «Альгыш Битиги» (молитвенник).

Нынешние общины греков и армян, проживающие в Крыму, в том числе и потомки депортированных в 1944 г., не имеют никакого отношения к древнему населению Крыма.

Подводя печальные итоги, скажем:

• разгромили Херсонес и отрезали феодоритов от моря в 1434 г. генуэзцы, а не скифы, гунны, половцы, татары;

• лишили их своей государственности в 1475 г. османы;

• лишили их родины и принудительно вывезли на чужбину в 1778 г. российские власти.

Означает ли это, что Крым остался без своего коренного населения или по-другому, без своих коренных народов?

(Продолжение следует)