Посмотрел я вчера 21 декабря на канале Культура фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов» (1986) по поэме Пушкина. Конечно, я мог посмотреть этот фильм раньше, но специально смотреть его в интернете, не нашлось подходящего момента.
А по Культуре этот фильм показывали 21 декабря не просто так, а потому что ключевое событие в фильме происходит именно 21 декабря 1604 года: битва царских войск с польско-литовскими войсками и разными наёмниками под предводительством Лжедмитрия Первого. Сейчас не буду углубляться в историю, так как уже неоднократно писал об этом.
То что главную роль Бориса Годунова играл сам Сергей Бондарчук, а в роли его сына Фёдора Годунова соответственно Фёдор Бондарчук, также как в роли сестры Фёдора царевны Ксении соответственно Алёна Бондарчук, абсолютно не вредит фильму. Режиссёр не мог доверить эти роли никому кроме самого себя и своих детей, да никто бы наверно, лучше его собственных детей не сыграл бы родственные чувства.
Про творчество Сергея Бондарчука я уже писал в январе 2023, но скажу ещё раз. Сергей Бондарчук своими фильмами поднимал наш кинематограф на более высокий уровень. Его фильмы были очень масштабные и очень серьёзные, хотя в конце 80-тых такие фильмы были мало кому интересны, как и сейчас, и не все оценили старания режиссёра. Даже показывают их редко: раз в год. А фильм про мексиканскую революцию «Красные колокола» (1982 2 части) я вообще ни разу не видел, чтобы его показывали по телевизору, и всё хочу когда-нибудь посмотреть.
Учитывая, что в «Борисе Годунове», все разговаривают стихами, режиссёр не стал это выпячивать, как было в некоторых других советских фильмах, например, в фильмах Яна Фрида, которые я также посмотрел первый раз полностью в этом месяце: «Собака на сене» (1977 по пьесе Феликса Лопе-Де-Вега), «Летучая мышь» (1978 по оперетте Иоганна Штрауса), «Благочестивая Марта» (1980 по пьесе Тирсо-Ди-Молина), «Тартюф» (1991 по пьесе Мольера), хотя эти фильмы скорее легкомысленные комедии, чем что-то серьёзное, и сравнивать их с «Борисом Годуновым» не совсем корректно, но всё же общие черты у них есть, и выпячивание стихотворных диалогов и песен делает их очень жанрово-условными, но «Борис Годунов» в этом плане более универсальный, и как я уже сказал, более масштабный. Хотя в середине 1980-тых недостаток средств не позволял Бондарчуку развернутся на полную мощность, и он брал деньги в том числе, у других государств.
Об актёрской игре я ничего не говорю. Во всех вышеназванных фильмах актёры сыграли отлично. В новом сериале «Годунов» (2018-2019 2 сезона) актёры тоже сыграли хорошо, и несмотря на небольшой сериальный бюджет произведение получилось достойным. Всем любителям исторического кино рекомендую посмотреть обе версии.
Таких режиссёров, как Сергей Бондарчук сегодня практически нет. Фёдор понимает, что ему не дотянутся до отца, поэтому и не претендует, хотя, в целом, он достойный актёр и режиссёр. Но снимать такое масштабное кино, как Сергей, которое к тому же, может не понравится зрителю, и провалится в прокате, сейчас никто не рискнёт. В США осталось примерно 10 режиссёров, способных снять масштабное кино, не оглядываясь ни на чьё мнение, но они уже пожилые люди и скоро уйдут на покой.