В минувшем 2022 году я решил провести подсчёт-эксперимент. Если ранее с 2017 г. я записывал все сериалы, которые посмотрел за год, то в 2022 г. решил записать и все фильмы, которые посмотрел за год. Кто-то может посчитать этого причудами сумасшедшего, но время показало, что такой подход тренирует память: когда ты записываешь название фильма, год выхода и дату просмотра, то запоминаешь не только сам фильм, но и какие ещё события были в этот день. Конечно, это работает не со всеми днями, а только с теми, в которых произошло событие, выбивающееся из общего однообразного ряда дней. Это могут быть, как хорошие, так и печальные события. Кто-то скажет, что он и так запомнит определённые дни, без записывания. Так-то оно так, но только в большинстве случаев, мы помним точную дату определённого события лишь несколько дней после этого, а потом уже не можем припомнить, когда точно это случилось. Я уже молчу про спустя год или два. А так всегда можно открыть документ и припомнить то, что было почти забыто. Можно попытся вспомнить обстоятельства любого дня в году, но в большинстве дней память отказывает, вспоминаются только обстоятельства просмотра фильма и больше ничего.
Изначально я думал, что количество просмотренных фильмов в год будет плюс-минус 365, с учётом того, что в какие-то дни не смотрел ни одного, а в какие-то по 2-3 фильма. В итоге, результат превзошёл все ожидания: 31 декабря число просмотренных фильмов достигло 423. Я мог дойти до 425 или даже до 430, но не успел. Из 423 фильмов большинство конечно, американские, но было много советских и российских фильмов последних лет и из 90-тых. Например, мне неожиданно понравилась трилогия Евгения Матвеева «Любить по-русски» (1995-1996-1999) смесь социальной драмы и боевика с хорошими актёрскими работами, включая ещё нормального Никиту Джигурду, который пел песню собственного сочинения, давшую название фильмам. Судя по отзывам мнения людей об этих фильмах кардинально противоположные: кто-то их любит и кто-то ненавидит. Как по мне, пусть не всё в этих фильмах выглядит правдоподобно, зато душевно.
Из актуального: комедия Георгия Данелия «Паспорт» (1990) об эмигрирующих в Израиль и драма Эльдара Рязанова с элементами фантастики по собственной повести «Предсказание» (1993). По сюжету главный герой писатель (Олег Басилашвили) узнает от цыганки-гадалки, что жить ему осталось ровно сутки, а придя домой он встречает самого себя на 20 лет моложе (Андрей Соколов)...
К концу фильма молодой Андрей Соколов говорит, что «У этой страны нет будущего» и что он собирается уехать в Израиль. Фильм о том времени и настроениях, которые были тогда У Рязанова.
Что касается Георгия Данелии, то в минувшем году я посмотрел 7 его фильмов, включая «Паспорт», остальные 6 это: «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Слёзы капали» (1982), «Кин-дза-дза» (1986) и «Фортуна» (2000), из них больше всего мне понравились «Мимино» (тут сюжет описывать не надо, его и так все знают) и «Слёзы капали», этакая философская драма, где герой Евгения Леонова вдруг начинает говорить правду-матку в глаза, из-за чего все теперь его ненавидят, увольняют с работы и жена уходит. А вот «Кин-дза-дза», которой многие восхищаются меня не впечатлила совсем, никакой аллюзии на сегодняшнюю действительность в этом фильме я не заметил, и в целом визуальная составляющая не понравилась, непонятным остался и смысл фильма. Не просто так его во время выхода ругали, какая-то дурацкая фантастика. Также как и последний художественный фильм Данелии «Фортуна» выглядит как дурацкая комедия без смысла. При всем уважении к режиссеру.
В новом году пошёл новый отсчёт. Количество фильмов уже опережает количество прошедших дней нового года. Посмотрим что будет дальше...
В 2021 году я пробовал писать в статьях обо всех фильмах, посмотренных за неделю, но такая тактика успеха у читателей не получила, слишком разноплановые по темам были фильмы, хорошие и плохие, интересные и не очень. Поэтому в 2022 году я стал выбирать из всех фильмов самые примечательные на мой взгляд. Такую тактику я продолжу и в этом году, хотя в последние месяцы она также перестала пользоваться популярностью у читателей. Возможно, из-за больших перерывов между статьями, которые я делал, пока смотрел новый материал для статей. Вот и сейчас в первые дни нового года я думал о чём мне писать и отсматривал разные фильмы. Тем не менее, несмотря на всё это, количество подписчиков канала с каждым днём всё прибавляется и я благодарен вам за это. Это значит, что мои заметки всё-таки не бесполезны.
Что касается сериалов, то их в 2022 году набралось 34. Обо всех них я написал. Все статьи на эту тему есть в специальном разделе.
Не написал я только о том, что посмотрел экранизацию «Тихого Дона» (2015; 14 серий; режиссёр Сергей Урсуляк).
В целом, экранизация хорошая на 80% соответствует тексту, отличная музыка, но подбор актёров оставляет желать лучшего. С мужскими ролями более-менее хорошо, но вот с женскими - полное непопадание, в первую очередь по внешнему виду. Актрисы стараются, но эти роли не для них. Впрочем, мне и в старой экранизации (1957) Сергея Герасимова женские роли не понравились. Да, актрисы играют хорошо, но опять-таки пока читал книгу не такими их представлял. Но это лишь моё субъективное мнение.
Что касается в целом двух экранизаций, то по-своему хороши обе. Экранизация Урсуляка на 5 часов длиннее экранизации Герасимова и соответственно вмешает больше событий, но в то же время в ней полностью отсутствуют многие персонажи и сюжетные линии, тогда как в экранизации Герасимова они есть, но тоже не все. Урсуляк сократил политические перипетии книги, сфокусировавшись на любовной линии главного героя. Хотя можно было снять экранизацию серий на 30-40, ведь снимают же по столько серий мелодрамы и комедии, но с серьёзным произведением сложнее.
Есть ещё две экранизации: самая первая 1930 года, немая чёрно-белая, тогда и книга-то ещё не была закончена. По понятным причинам, смотреть эту экранизацию сегодня никто не будет; и экранизация Сергея Бондарчука, начатая им в 90-тые при поддержке итальянских продюсеров, но из-за финансовых проблем и организационных трудностей так и не законченная и вышедшая только в 2006 году, благодаря стараниям Фёдора Бондарчука. Его экранизация также сильно урезана, но это вина не режиссёра, а скорее обстоятельств. Надеюсь, в будущем, мы ещё увидим новую полную экранизацию эпопеи. В любом случае, три Сергея постарались передать атмосферу книги, хоть и не в полную силу.
Кстати, что касается Сергея Бондарчука: в прошлом году я посмотрел его 6-часовую экранизацию «Войны и мира» (1962-1967). Да уж, это сильно, но Сергею за почти 5 лет работы пришлось отказаться от большой сюжетной линии Николая Ростова, в силу сложности съёмок боевых сцен в то время. Да, и не все актёры в этой экранизации мне понравились. Слишком уж по-театральному они играют. Так что современные зарубежные экранизации этой книги имеют право на существование. А Бондарчук в 1970 г. выпустил фильм «Ватерлоо» по известным событиям, который можно считать продолжением «Войны и мира», но уже не получившем такого успеха.
И раз уж я заговорил об экранизациях, то не могу не сказать ещё об одной: после «Тихого Дона» в ноябре-декабре 2022 г. прочитал роман Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», вышедший в 1940 году. Роман, рассказывающий о гражданской войне в Испании в 1930-тые г. во многом является автобиографическим (хоть сам Хемингуэй говорил, что это не так, по тексту это явно заметно). Действие разворачивается в 1937 г. в течении 3-ёх дней мая. Американский доброволец-подрывник Роберт Джордан получает задание взорвать мост ровно в тот момент, когда республиканские войска начнут наступление на фашистские войска Франко. В книге показывается жестокость обоих сторон конфликта. Прямо говорится о помощи советских инструкторов и о том, что многие испанские офицеры обучались в СССР. Ясно прослеживается ненависть Хемингуэя к фашистам. Вообщем, вновь актуальная сегодня книга. Также в книге указывается, что отец Роберта Джордана был слабохарактерным и застрелился. Через 21 году Хемингуэй сам сделает это с собой, даже не закончив свои последние наработки. Видимо, мысль о самоубийстве посещала писателя долгие годы.
Об экранизации 1943 г. я слышал давно, но решил сначала прочитать книгу. И теперь могу сказать, что экранизация соответствует тексту на 90% Её я собирался посмотреть в декабре, но в итоге посмотрел только 10 января. Фильм цветной, но осветили его уже после выхода. Почти 3-рёх часовое кино интересно смотреть только когда прочитал книгу, так как здесь много диалогов и мало действий, поэтому людям не читавшим первоисточник фильм покажется скучным и затянутым. Исполнители главных ролей Гэри Купер (1901-1961) и Ингрид Бергман (1915-1982) значительно старше персонажей книги, но на суть это не влияет. В фильме сокращены лишь некоторые детали и добавлены другие детали, которых в книге нет. В роли одного из главных персонажей - старика Ансельмо - Владимир Соколов, русский эмигрант, родившейся в Москве.
В эпизодической роли снялся также Фёдор Шаляпин мл. (1905-1992) сын того самого Фёдора Шаляпина, который также, как и Соколов после революции уехал, и потом они решили покорить Голливуд, но главные роли им не доставались, в основном они играли второстепенные и эпизодические роли русских и других иностранцев.
Визуальные эффекты фильма, конечно, не идут ни в какое сравнение с сегодняшними, но финальная сцена перестрелки и взрыва моста - кульминационный момент всей истории, снята очень качественно даже по современным меркам.
Хоть фильм и не передаёт всего того, что есть в книге, но относится к тексту очень бережно, сегодня так бы не сняли, ведь в фильме нет ни одного чернокожёго, хотя в книге есть момент, когда Роберт Джордан вспоминает, что видел в детстве линчевание негра. (по тексту ясно, что Эрнест осуждал такое практику). А уж фашистов ругать сейчас в Америке не принято.
Здесь я пожалуй, остановлюсь, и продолжу рассказ о разных фильмах и сериалах в других статьях. Спасибо за внимание.