Был такой вопрос:
,, Напишите, пожалуйста, про школы буддизма в контексте их сочетания. Так сказать, какие основные черты у школ, энергетика. Насколько я смог понять, например, Кагью идёт под руку с Ньигма, но несколько расходится в объяснениях с Гелуг. Например, насколько разумно будет, посвятив некоторое время объяснениям основ буддизма от мастеров школы Кагью, параллельно изучать Ламрим Чже Цонкапы?
Мне кажется, если вначале пути читать и смотреть всех подряд, даже общепризнаных высоких Лам, но из традиций с разными объяснениями - получится каша в голове".
Ответ.
Как правило, для тех людей, которые не родились тибетцами, корейцами или кем-нибудь ещё внутри одной из буддийских традиций, знакомство с буддизмом начинается с того, что они читают абсолютно всё, книги всех буддийских традиций. И мы делали так же. Это приносит несомненную пользу. Ты читаешь книги Тхеравады, ты читаешь Сутры, ты читаешь мастеров Дзен, ты читаешь тантру. Ты примеряешь всё это на себя, всё пытаешься делать, изучать, набираешь как можно больше знания и очков на своем пути.
Но потом, в дальнейшем, если ты хочешь действительно практиковать на результат, а не для того, чтобы избавиться от стресса, успокоиться или просто от скуки, то в таком случае тебе необходимо выбрать какую-то одну Линию передачи Учения, которая будет соответствовать именно тебе.
Потому что настоящее продвижение возможно только благодаря силе традиции.
Есть такое высказывание Падмасамбхавы: ,,сначала ты - как пчела, которая летает везде и собирает мёд со всех цветков подряд. Потом ты - как раненый олень, который уходит далеко в лес, и сидит там до тех пор, пока не наберётся сил.
А уже потом ты - как безумец, который идет, куда хочет и делает всё, что пожелает ".
Это значит, что сначала ты просто набираешься знания отовсюду, из различных источников, а когда уже вступаешь на Путь практики, то тебе следует сосредоточиться на чем-то одном.
В тибетском буддизме есть четыре школы. Из них две школы считаются школами практики, а две школы считаются школами изучения. Ярко выраженная школа изучения - это школа традиции Гелуг. В ней плод природы ума находится в виде конечного результата, очень далекого, почти не досягаемого горизонта.
Для того, чтобы прийти к нему, нужно изучить огромное количество текстов, принять участие во множестве дебатов, накопить огромное количество заслуги. И вы читаете и изучаете много лет, и только когда-нибудь вы дорастете до того, чтобы получить практику медитации.
Конечно, это не совсем так, но у нас были знакомые калмыки и буряты, которые учились в Гелугпинских монастырях в Индии. Мы спросили одного из них: ,,Ты сам практику делаешь, медитируешь?"
Он говорит: ,,Нет". ,, А почему? Ты же хочешь."
- ,, Другие смеяться будут... "
То есть если у человека есть склонность непосредственно к медитации, то традиция Гелуг вряд ли ему подходит. Ламрим Цонкапы, например, ориентирован на человека, который склонен больше анализировать, изучать.
Традиция Гелуг сосредоточена на том, чтобы сохранять в целости и сохранности бесценные Учения традиции Махаяны, Шуньяваду, Учения о сострадании Лоджонг.
Гелуг заточена на аналитическую медитацию и если, скажем так, это не ваше, то эта традиция вряд ли вам подойдет.
Нам, например, эта традиция не подошла бы совершенно точно. Мы оба сразу уселись надолго медитировать, как только узнали слово ,,медитация ". И если бы буддизм заключался в традиции Гелуг, то я ( Вова) не был бы буддистом вообще.
Традиции практики Кагью и Ниньгма, как правильно замечено в комментарии, действительно, во многом одинаковые традиции. Доржонг Ринпоче всегда говорил, что ,,Кагью и Ниньгма, в сущности, одно и то же". В этих учениях учение о природе ума, природе сознания, заложено в самом начале. Даже Ламрим, который изучают в традиции Кагью, Ламрим Гампопы, начинается с объяснения природы сознания, с объяснения самого плода.
То есть в традиции Кагью и Ниньгма сам плод - состояние ригпа, состояние Махамудры, состояние Дзогчен - присутствует с самого начала, хотя бы в концептуальном виде.
И практика медитации в этих традициях тоже начинается с самого начала.
Доржонг Ринпоче всегда говорил, что ,,вы должны медитировать и учиться одновременно".
Конечно, в этих традициях тоже есть Шедра и школа для монахов, но для практиков этих традиций первой важнейшей вещью является практика медитации. Поэтому, если вы склонны именно к практике, то ваши традиции - Кагью и Ниньгма.
В линиях Кагью и Ниньгма не изучают Ламрим Цонкапы. Начинающие монахи изучают Ламрим Гампопы, обязательно читают книгу Патрула Ринпоче «Слова моего совершенного учителя».
( Хочется здесь добавить, что Ламрим Цонкапы оставил неизгладимое впечатление силой своего благословения).
Разница между Кагью и Гелуг также в том, что в традиции Гелуг главным Прибежищем считается Дхарма, то есть Учение. В то время, как в традиции Кагью главным Прибежищем считается Будда, в смысле Будда природы. То есть основным Прибежищем является сама Будда природа и сама медитация на этой Будда природе.
Если у вас есть реальная склонность к практике буддизма Ваджраяны, то это говорит о том, что у вас есть определенная кармическая связь с определенным типом практики, с определенной Линией практики. Поэтому человеку, который склонен к практике в Линии Кагью или Ниньгма, будет тесно и неудобно в Линии Гелуг.
Каждая Линия энергетически формирует определенный тип сознания для решения именно тех задач, которые поставлены в той или иной Линии. В традиции Гелуг ум становится четко концентрированным, способным решать аналитические задачи.
В то же время Кагью и Ниньгма пытаются раскрыть ум так, чтобы он с самого начала смог пропускать через себя энергию Основы.
Наша традиция Друкпа кагью объединяет линии Ниньгма и Кагью. Можно сказать, что сейчас почти все ведущие
Ламы традиций Ниньгма и Кагью перемешивают учения и термины двух этих Линий. Например, Доржонг Ринпоче был полным держателем одновременно Линий Ниньгма и Кагью. Когда я практиковал практики традиции Ниньгма, то пришёл к Доржонгу Ринпоче с вопросом, не стоит ли мне практиковать то, что относится к его Линии, Кагью. На что он ответил : ,,Не беспокойся, в линии Ниньгма я тоже нахожусь".
Но несмотря на то, что эти Ламы являются держателями как традиции Кагью, так и традиции Ниньгма, как правило, такими держателями они становятся после того, как прошли определенную часть Пути. А в начале Пути у каждого есть какая-то своя собственная несущая традиция.
В традициях некоторых терма, например, в традиции Чогьюр Лингпа, вообще очень ревностно смотрят за тем, чтобы практику не смешивали абсолютно ни с чем. И традиция Карма Кагью тоже, как правило, не смешивает практику Кагью с практикой Ниньгма.
В то же время, в традициях, например, Дрикунг Кагью и Друкпа Кагью, практики Дзогчен и Махамудры смешиваются.
Традиции несут определенный фокус сознания, определенную несущую энергетику в сознании, определенный акцент. Например, одна традиция делает больше акцента на состоянии союза блаженства и пустоты, в то же время другая традиция делает акцент на союзе пространства и пустоты.
Поэтому, даже несмотря на то, что объектом медитации Махамудры и Дзогчен является одно и то же, а именно природа ума, в то же самое время фокус сознания может быть немножко разным. Но это уже тонкости,
которые нужны реально практикующему. Существует разное взаимоотношение с мыслями, разное взаимоотношение с непосредственным пространством.
Но главный принцип у этих традиций одинаковый.
В традиции Гелуг употреблять слова ,,Дзогчен" и ,,Махамудра" считается даже несколько неприличным. Один раз мы сидели в ресторане в Дехрадуне и
с нами сидели два матерых, старших монаха из традиции Гелуг. По ходу дела они поинтересовались, чем мы занимаемся. Мы сказали, что медитируем таким вот образом, произнеся слова, начинающиеся с букв Д. и М.
На лицах монахов сразу появилось скептическое выражение, хотя они вежливо промолчали. В конце, уходя, один из них сказал: ,,Ну, начинайте потихонечку читать тексты" и изобразил монаха, который читает тексты, водя пальцем по строчкам. В его словах была надежда, что мы в конце концов ,,встанем на правильный путь".
То есть для них абсолютный смысл практики заключается в изучении текстов. С их точки зрения именно изучение текстов в конце концов позволяет уму прорваться к пустоте.
В традиции Гелуг существует твердое убеждение, что реализовать пустоту без изучения Мадхьямики невозможно.
Когда ,,великий гуру" Джампа Тинлей приехал первый раз в Россию, мы были на первой встрече с ним в Питере. Он не был ещё так ,,велик" и не знал, что может говорить абсолютно всё, что хочет, и ему поверят абсолютно во всём. Я задал ему вопрос: ,,Как мне начать практиковать Махамудру?".
В ответ он засмеялся: ,,Хо-хо-хо, о-о-о, Махамудра.!..Для этого нужен очень-очень высокий учитель и вы должны быть очень-очень серьёзным учеником, и тогда, когда-нибудь, может быть, вы получите эти инструкции. Я вот до сих пор ещё до этого не дорос".
И переводчица сказала мне: ,,вот Его Достопримечательство, даже ОН ещё до этого не дорос! Не то, что вы."
В то же время наши учителя, Чёджел Ринпоче, Доржонг Ринпоче очень любили, когда им задавали вопросы именно о природе ума. А Чёджел Ринпоче жаловался: ,,Когда мы едем на Тайвань, - а мы должны это делать, потому что там много учеников и они делают большие пожертвования монастырю. Но когда им говоришь о природе ума, то они скучают и вопросов никаких не задают. А задают вопросы исключительно на тему того, как делать ту или иную Пуджу для увеличения богатства, здоровья, и так далее".
Можно добавить, что в традиции Гелуг вообще не говорится о такой вещи, как ,,введение в природу ума" и ,,внезапное вхождение в природу ума". Считается, что сначала нужно последовательно пройти все стадии изучения, затем все стадии тантрических построений. Выстроить иллюзорное тело, и только потом реализация природы ума станет возможной. Даже Йоги Наропы, которые традиция Гелуг позаимствовала у традиции Кагью, были приспособлены Цонкапой в соответствии с принципами традиции Гелуг.
Далай-лама, когда давал учения о практике Дзогчен, сказал, что ,,она вообще невозможна без предварительного подробного изучения семи трактактов Логченпы". Таков подход Гелуг.
В то же время в традиции Махамудры и Дзогчен изучение, прохождение тантрических стадий совсем не обязательно. Многие Мастера были вообще неграмотными. Например, великий тогден Аджам, который реализовал Нирманакайя тело света, не очень хорошо читал тексты.
В традициях Ниньгма и Кагью даже подготовительные практики называются
,,подготовительные практики Махамудры' и ,,подготовительные практики Дзогчен".
Например, Нёндро в нашей традиции называется:
,,Совершенный Путь, океан глубокого значения, ясное объяснение стадий медитации Махамудры ".
Может возникнуть ощущение, что в этой статье Линии практики преподносятся, как более высокие по отношению к Линиям изучения. Это не так. Будда совершенен и для каждого типа сознания даровал самый совершенный и подходящий именно ему метод очищения и трансформации ума. Усадить сразу медитировать человека, настроенного анализировать, может сослужить для него плохую службу, вызвав отталкивание к Дхарме вообще. И наоборот.
Каким бы путём вы не пошли, яркость света вашего сознания будет возрастать вровень вашему усердию и преданности Учению. Монахи Гелуг сияют очень сильно, выглядя при этом сосредоточенными.
Монахи Кагью и Ниньгма выглядят более расслабленными, но излучают света не меньше.
Сущность всех четырёх традиций это чистое золото. Но выбирая шапку, вы должны выбрать её так, чтобы она соответствовала размеру и форме вашей головы. Если она будет сидеть на макушке, вам будет неудобно. В то же время, если она будет нависать вам на глаза, то тоже будет неудобно. Надо, чтобы шапка была вам впору.
Каждая из четырёх традиций Тибетского буддизма это уже давно и четко установленная программа. Эта программа состоит из особой энергетики, особых учений, особой практики и особого ритма. Она пропускает сознание,которое вступило в эту программу, через определенные этапы и приносит определённый результат, который она сама знает. Она знает, как привести сознание к определённому результату. Эти программы во многом очень похожи, но во многом они также различаются. Поэтому если самому по своей воле начать вмешиваться в программу, то
это может вызывать сбой в программе и не давать ей сделать свою работу.