Найти в Дзене
Синефил Тарковского

«Хоттабыч» (2006) - идеальный артефакт времени

Чего только не рождал российский кинопром нулевых. Ушлые продюсеры будто специально старались откапывать самые идиотские идеи, лепить из них самые идиотские фильмы за копейки, привлекая никому не известных режиссёров, и пускать в кинотеатры с надеждой, что кто-то на это да сходит. Обычно из-под пера творцов выходило что-то неудобоваримое, и прямо с экрана кинотеатров (не факт, что оно туда попадало) изделия кинематографические отправлялись на свалку истории. Но иногда получалось настолько плохо, что даже хорошо. «Хоттабыч» aka «}{0ТТ@БЬ)Ч» – как раз из таких. Видимо, как-то раз продюсерам компании СТВ попалась на глаза книга Сергея Обломова «Медный кувшин старика Хоттабыча» 2000 года, имевшая некую популярность. В ней классическая история Лагина о джинне была переписана в соответствии с «современными реалиями» – в том же русле, в каком Эдуард Успенский написал «Новую жизнь в Простоквашино». Джинн остался джинном, а вот мир вокруг поменялся. И главный герой теперь не простой советский п

Чего только не рождал российский кинопром нулевых. Ушлые продюсеры будто специально старались откапывать самые идиотские идеи, лепить из них самые идиотские фильмы за копейки, привлекая никому не известных режиссёров, и пускать в кинотеатры с надеждой, что кто-то на это да сходит. Обычно из-под пера творцов выходило что-то неудобоваримое, и прямо с экрана кинотеатров (не факт, что оно туда попадало) изделия кинематографические отправлялись на свалку истории. Но иногда получалось настолько плохо, что даже хорошо. «Хоттабыч» aka «}{0ТТ@БЬ)Ч» – как раз из таких.

Видимо, как-то раз продюсерам компании СТВ попалась на глаза книга Сергея Обломова «Медный кувшин старика Хоттабыча» 2000 года, имевшая некую популярность. В ней классическая история Лагина о джинне была переписана в соответствии с «современными реалиями» – в том же русле, в каком Эдуард Успенский написал «Новую жизнь в Простоквашино». Джинн остался джинном, а вот мир вокруг поменялся. И главный герой теперь не простой советский пионер, а молодой прогрессивный хакер с проблемами в личной жизни. Откуда-то был откопан режиссёр Пётр Точилин, не самый бесталанный, кстати – он окончил МГУКИ (ныне МГИК) и даже в стародавние времена ездил на Берлинский кинофестиваль с короткометражками. Ничего известного он, впрочем, так и не снял, и, видимо, от безысходности был готов работать за копейки даже на таком проекте. Ради пиара на второстепенные роли были подогнана парочка уважаемых старичков, карьера которых тоже на тот момент была не в лучшем виде: Владимира Толоконникова (Шариков из «Собачьего сердца») и Марк Гейхман («Хрусталёв, машину!). На остальные роли набрали вообще не пойми кого: главного героя играет литовец Мариюс Ямпольскис (никто не знает, кто это), а его романтический интерес – некая Лива Круминя, попавшая на проект, видимо, благодаря фотосессиям определённой направленности и нигде после этого фильма не снимавшаяся. Круминя, кстати, действительно сильно оживляет этот фильм.

Сюжет удивляет своей бредовостью. Главный герой, мамкин хакер, каким-то образом взламывает главную страницу сайта «Майкрософта» и публикует там задницу, нарисованную им в Пэинте. За ним выезжает симпатичная американка из ФБР (та самая Круминя), наши родные российские менты и парочка гопников, желающих обогатиться на хакере. Параллельно с этим наш герой взламывает британский аукцион Hammond и заказывает там себе древний кувшин. В нём-то и оказывается джин. За джинном охотится какой-то анти-джинн, за главным героем охотятся менты, гопники и заграничная красавица, а сам герой только и мечтает, что познакомиться с какой-нибудь девушкой. Неразбериха. Где-то после двух третей хронометража сюжет заканчивается, и вместо него начинается какая-то совсем уж вакханалия с расшифровкой генетического кода и аж целой машинимой (!).

Юмор тут в основном какой-то такой
Юмор тут в основном какой-то такой

Разумеется, бредовый сюжет – не то, ради чего стоит смотреть этот фильм. «Хоттабыч» – прежде всего идеальный артефакт эпохи. В него напихана куча актуальных тогда мемов, олбанский язык, чат-боты, шутки про Линукс, Майкрософт, Виндоус и Билла Гейтса лично, и прочие элементы интернет-культуры нулевых. Всё это сделано со знанием дела, ибо, в отличие от автора исходного романа, режиссёр Пётр Точилин, которому было тогда 32 года, в зарождающейся интернет-культуре шарил и даже сам занимался дизайном сайтов. В кадре постоянно мелькают дорогие сердцу каждого, кто рос в то время, образы – интернет-кафе с «Контрой», сайты вроде удафф.ком и Тупичка Гоблина, Windows XP с наколхоженным оформлением и так далее. Кстати, о Тупичке – Гоблин здесь появляется на озвучке «немецкого» анти-джина. Всё это настолько нелепо, но столь наивно и с любовью оформлено, что никаких негативных эмоций не вызывает. На творящийся на экране идиотизм сейчас злиться попросту невозможно. В самом 2006 году фильм воспринимался иначе и был поруган в том числе и интернет-знаменитостями вроде Экслера, но сейчас всё это вызывает лишь приятную ностальгию. Время свободного интернета, время возможностей и светлого будущего. Много на экране и видов лужковской Москвы: пробки, рекламные плакаты повсюду, жёлтое такси. Ностальгия. Можно вспомнить, как оно было.

-4

Юмор в картине – отдельная история. В основном он завязан именно на интернет-культуре, и благодаря этому он интересен хотя бы с антропологической исторической точки зрения. «Пошлого» юмора, так любимого авторами комедий для народа того времени, здесь вовсе нет, а некоторые шутки даже сейчас способны вызвать улыбку. Взять, например эпизод с онлайн-камерой в Могилёве-Подольском (эх, нулевые) и отсылкой к «Ненависти». Просто, но работает.

Уже в нулевых кинематографисты бодро осваивали формат скрин-лайф
Уже в нулевых кинематографисты бодро осваивали формат скрин-лайф

Благодаря наивной абсурдности происходящего даже мораль фильма отдаёт теплотой. Джин сокрушается, что не существует никакой страны, где у людей (и джиннов) не было бы никаких обязательств не перед кем. Вечно всем что-то надо, вечно все что-то хотят. Жизнь – череда исполнений чужих желаний. Стоит джинн, смотрит на транспортную систему Москвы, и понимает – скучно. Всё работает, всё отлажено, все куда-то бегут, но как же скучно. Москва как огромный механизм из миллионов винтиков, и единственный достойный путь для человека-винтика – искать личное счастье. Бутылка пива, разрисованная «Победа» да красивая девушка. Что ещё было нужно в нулевые?

Время было другим, и система была другой. И «Хоттабыч» прекрасно передаёт свободный дух эпохи, в которой всё было возможно, но ничего по-настоящему не было нужно. Воспринимать этот фильм серьёзно не получится, но это и не требуется. «Хоттабыч» – это даже не фильм, а полтора часа законсервированных нулевых. И сейчас он воспринимается ровно как джин трёхтысячелетней давности, выпущенный из бутылки на экран. Только вот никакие желания он исполнить не способен. Время не вернуть. Можно лишь смотреть.