«Дверь на сцену» – драма 1937 года. Снял её Грегори Ла Кава, режиссёр, более всего известный по эксцентричной комедии «Мой слуга Годфри». Это экранизация пьесы знаменитого дважды пулитцерского лауреата Джорджа Кауфмана, повествующей о жизни актрис в театральном пансионе. Экранизация мало общего имела с оригинальным текстом, практически не окупилась в прокате, но зато имела огромный успех у критиков. Для Кэтрин Хёпберн эта лента стала, пожалуй, первой по-настоящему сильной работой в кинематогорафе. На тот момент у неё уже был «Оскар» за фильм «Ранняя слава», тоже, кстати, посвящённый актёрской самореализации, но назвать его действительно хорошим сложно.
Театральная тема довольно популярна среди фильмоделов, ибо через неё можно поднимать проблемы, присущие и кинематографу, не боясь задеть людей из своей профессии. В пример можно привести прекрасную, пронзительную и эмоциональную драму «Конец дня» 1939 года французского режиссёра Дювивье.
«Дверь на сцену» рассказывает о компании молодых актрис, живущих в дешёвом театральном пансионате. Вернее, они лишь мечтают стать актрисами: пока что им приходится соглашаться даже на участие в танцевальных номерах кабаре. Ведь денег у них нет, да и откуда им взяться. А за проживание платить приходится.
Героини пытаются замаскировать страх так никогда и не войти в дверь на сцену постоянным смехом, подколками, перепалками, они слоняются по свиданиям с кем попало и выдумывают себе врагов. Шансов у них мало. Они даже не знают, талантливы ли они, ведь у них не было случая проверить свои способности. Лишь старая наставница когда-то пользовалась популярностью. Но теперь же ей остаётся лишь вспоминать былое, перечитывая рецензии критиков на её исполнения.
И ещё – молодая и грустная девушка, у которой год назад получилось войти на сцену. Она играла, и играла хорошо. Но слава мимолётна, и ей, как и другим, приходится теперь обивать пороги продюсеров. Её роль блестяще исполнила Андреа Лидс, у которой, к сожалению, больше заметных ролей не было, и её карьера закончилась довольно быстро. Хорош тут и Адольф Менжу, исполняющий характерную роль беспринципного продюсера. И, конечно же, Кэтрин Хэпберн, которая прекрасна везде.
Театральный пансионат, печальное пристанище девушек, не смотря на видимость кипящей жизни, пронизан депрессией. В воздухе атмосфера нервного срыва, и кажется, сдерживаемое отчаянье вполне может перерасти в реальную трагедию. Картина как будто бы критикует Голливуд, всю эту студийную систему, продюсеров, которым и дела нет до таланта. Да и как его найти? Толпы актрис, десятки тысяч, проходят через кастинги. Многие из них, вероятно, действительно талантливы.
Они мечтают, грезят о ролях, живут ими – и никогда не получат возможности воплотить их на сцене. А без зрителя актёр погибает. Тем временем на сцене одни и те же люди, любимцы толпы, и лишь невероятная удача (или деньги) способны открыть новую звезду. Но за каждой новой звездой – трагедии, невидимые трагедии тех, у кого эту роль отобрали, чьё место занял другой. Об этом публика никогда не узнает. Об этом и рассказывает этот фильм.
Фильм сильный, пронзительный и обладает той самой атмосферой, за который мы любим Золотой век Голливуда. Смотрите, не пожалеете – даже если никогда не видели столь старых фильмов. Оно того стоит.
Моя оценка: 7.7/10
IMDb: 7.7/10
КиноПоиск: 7.2/10
RottenTomatoes: 96%