Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Как ленинградские модельеры представляли праздничное платье в 1963 году?

Начало 60-х время удивительное. И дело не в ожидании пресловутого "коммунизма" - тут надо вспомнить, что это время взлета культуры. И взлёта в космос, чувства всемогущества человеческого разума - и поэтому общий дух эпохи полон каких-то невероятных надежд, веры в человечество, уверенности в завтрашнем дне. А мы посмотрим нарядные платья 1963 года из тканей шерстяных, шёлковых и капроновых... Модно быть активным, спортивным, образованным. Нормально читать книги и спорить - это время дискуссий по самым разным вопросам. Слово "диспут" звучит и по радио, и в стенах клубов, и на комсомольских собраниях. Какое это имеет отношение к моде? Самое прямое! Стиль моды ведь отражает жизнь, настроения, представления о норме, мечты, возможное и желаемое... Хороший вкус предполагает:"ничего чересчур, ничего сверх меры" - и 60-е годы вдохновенно следуют минимализму... Впрочем, это впечатление обманчиво. Полуприлегающий крой требует хорошего знания анатомии и точной руки, зоркого глаза закройщика и

Начало 60-х время удивительное. И дело не в ожидании пресловутого "коммунизма" - тут надо вспомнить, что это время взлета культуры. И взлёта в космос, чувства всемогущества человеческого разума - и поэтому общий дух эпохи полон каких-то невероятных надежд, веры в человечество, уверенности в завтрашнем дне.

А мы посмотрим нарядные платья 1963 года из тканей шерстяных, шёлковых и капроновых...

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Модно быть активным, спортивным, образованным. Нормально читать книги и спорить - это время дискуссий по самым разным вопросам. Слово "диспут" звучит и по радио, и в стенах клубов, и на комсомольских собраниях.

Какое это имеет отношение к моде? Самое прямое! Стиль моды ведь отражает жизнь, настроения, представления о норме, мечты, возможное и желаемое...

Хороший вкус предполагает:"ничего чересчур, ничего сверх меры" - и 60-е годы вдохновенно следуют минимализму... Впрочем, это впечатление обманчиво.

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Полуприлегающий крой требует хорошего знания анатомии и точной руки, зоркого глаза закройщика и модельера-конструктора: облегание формируется за счет вытачек и рельефов, которые могут придать фигуре лёгкость и элегантность , замаскировав некоторые возможные несовершенства.

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Длина самая элегантная - прикрывающая колено. Декольте решительно не в моде: даже вечернее платье имеет, в лучшем случае, скромный вырез-лодочку. Заметим, что прически из пышных (своих или завитых на бигуди волос) популярны короткие, открывающие стройную шею и чуть-чуть ушки с маленькими аккуратными серёжками.

Платья на рисунках выше были уместны для выхода в театр (желтое на первой картинке, пожалуй, в театр летний или на джазовое, эстрадное представление). А вот следующие рисунки - мода вечерняя, для особого случая. Кроме чёрного саржевого остальные платья - из всё ещё модного капрона:

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Вот тут мы и увидим декольте - но смотрите, с каким вкусом это сделано: ни грана вульгарности, назойливой сексуальности!

Черное платье - вечернее, из шерстяного крепа на саржевой подкладке (чёрные выходные платья рекомендуются в те годы для премьер в театрах, посещения высококлассных ресторанов, юбилеев и прочих мероприятий с солидной публикой). Кажется, 60-е - последнее десятилетие, когда модельеры предлагают особые бальные платья. В 70-е в модных журналах бальное платье уже сопровождается, как правило, подписью "платье для выпускного бала". Космическая эра, век физики и химии - капрон крайне популярен, из него шьют платья, часто - на атласном чехле.

На рисунке ниже все три платья - из капрона, синее и красное - из капрона жатого

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Шёлк - материал дорогой, требующий квалифицированной работы, но как благородно он может смотреться! (Обратите внимание, как художник передаёт блеск и переливчатость натурального шёлка!)

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Интересно, что модный акцент 1963 года делается или на плечо, или на бедро - и это всегда асимметрия: драпировки, банты, пряжки, защипы... И снова скромный вырез - "под горлышко".

Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.
Моды. Ленинград. 1963г. Художник-оформитель Л.Я. Клаус. Коллекция автора.

Платье в 60-е важно - это время настойчивого продвижения этикета в массы, причем этикета не усложняющего жизнь чрезмерностью условностей, но вдохновленного идеей удобства и уважения к себе и окружающим. И платье в идеале - не самоцель, а рама для активной, здоровой, энергичной женщины, вовлеченной в производство, не ограниченной в своём кругозоре.

Мило, не правда ли?

P.S. Очень люблю журналы мод 50-х - 60-х за эстетику рисунка, но найти что-то о художниках практически невозможно. Кто это - художник-оформитель Клаус Л.Я.? В интернете упоминания не нашла. Порывшись в доступной научной литературе - тоже. Вдруг кто-то наведет на мысль, где и как искать?