У нижней части тбилисской улицы Галактиони (то есть - поэта Галактиона Табидзе, так как был ещё поэт Тициан Табидзе) неописуемо гламурный вид:
Среди всего этого балансирует девочка на шаре:
И совсем уж не влезает в кадр доходный дом Манташева - крупнейший во всём городе вплоть до советских времён, кроме, может, караван-сарая того же хозяина. В народе его называли Пароходом - правда, не столько за масштаб, сколько потому, что главным арендатором была судоходная компания "Кавказ и Меркурий":
Внутри можно было бы взглянуть на кованные лестницы с подсолнухами, но мы ограничились лишь двором, не по-тифлисски размашистым и просторным:
А значит - пойдём в верхней квартал, в перспективе которого висит на горе башня Шахский Трон - дальняя часть Нарикалы. Тут пейзаж совсем иной: кажется, застройщики вот-вот порвут девственную ткань Сололаки. Но никто пока не покушается на дома с боковым муралом - при всей невзрачности фасадов, они возможно самые интересные внутри.
Тот, что подальше, был известен как Кавказский дом - его построил в 1859 году армянский купец Егор Тамамшев. Караван-сарай его брата Гавриила, разрушенный Берией, стоял на теперешней площади Свободы (куда улица выводит нижним концом), а курировал постройку сам Михаил Воронцов, по инициативе которого внутри находился первый в Тифлисе театр.
Этот особняк же хозяин отдал в 1876 году как приданное Николаю Смирнову-Кавказскому - известному учёному и сыну Александры Россет, фрейлины при Марии Фёдоровне (вдове Павла I и матери двух императоров) и Александре Фёдоровне (дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и жене Николая I). На Кавказ он приехал всерьёз и надолго, а потому перевёз из Петербурга фамильные реликвии, включавшие крест и компас Петра I, треуголку и посмертную маску Пушкина и многое другое.
Позже дом полнился знаменитыми гостями, будь то Пётр Чайковский или уже нам знакомые Давид Сараджев и Тициан Табидзе, а потому совсем немудрено, что Михаил Георгиевич, благополучно переживший репрессии внук Николая Смирнова, уже в 1970-х годах представлял свою квартиру как Пушкинский мемориал и Дом Литературных Взаимосвязей. В 1985-м он завещал коллекцию Грузии, и теперь кажется чудом, что в смутные годы, когда центр Тбилиси был охвачен боями Гамсахурдии с Китовани, всё это миновал шальной снаряд или мародёры. На голом энтузиазме музей проработал 32 года, а официально открылся лишь в 2017 году. Теперь это - Русская сокровищница Тбилиси, столь впечатлившая меня, что подробно я показывал её раньше.
А вот стоящий чуть ближе дом табачных магнатов Сейлановых (1911) примечателен своей парадной, пожалуй самой потрясающей в городе.
Её такой сделал Бено Телингатер с Черкасщины, художник театральных декораций и представитель самого интерконтинентального народа, изобразив в 5 картинах части света:
На кадре выше справа знойные закаты и эбеновые люди Африки, а слева - дымящие фабрики, индейские костры, лихие ковбои Америки:
Величие Европы от палладианского зодчества до зловещих дредноутов... и пожалуй самое слабое в музее панно Азии, о которой художник явно знал лишь понаслышке.
И, конечно, Русь-Матушка во всём своём многообразии - с избами Севера, хатами Юга, горами Кавказа и холодной волной полярных морей:
Лестница уже не столь поразительна, но тоже хороша:
И всё это - после реставрации 2018 года:
Напротив - куда более зрелищный с фасада дом Кусикова.