Найти в Дзене
pensivekato

А.Ф. Лосев. Античный космос и современная наука.

Итак, Четверица - «корень жизни». Но есть ещё и десятерица. Она — самая жизнь конкретной вселенной. Прослеживая развёртывание четверицу в десятерицу можно увидеть, как первоматерия как бы сгущается в центре; оплодотворённая Эфиром (Нусом), она превращается в мировое яйцо. В пифагорейском «Священном слове» сказано: «могучее Время родило в Эфире блестящее яйцо», мировой шар, в котором зарождаются различные космические божества. В этом мифе можно выделить одну универсальную антитезу пифагорейства. Она ближе всего прообразует пифагорейско-платоническую антитезу материи и идеи. Это — антитеза Фанеса и Ночи, от союза которых рождается Свет. Теперь вспоминаем детали космогонии: от Первоединой Четверицы отличается от второй Нус, «сын Эфира», то первое мировое Божество, которое действует в мировом шаре; он-то и есть Φάνης, или, по другим наименованиям, Πᾶν, Μῆτις, Все, Прозорливость, Разумение, Ἒϱως, Любовь. Эта творческая деятельность реального мира и рождает из себя Огонь, от теплоты котор
Фанес.
Фанес.

Усвоение работы философа с помощью конспекта. Лекция 10. Диалектические конструкции.

Итак, Четверица - «корень жизни». Но есть ещё и десятерица. Она — самая жизнь конкретной вселенной. Прослеживая развёртывание четверицу в десятерицу можно увидеть, как первоматерия как бы сгущается в центре; оплодотворённая Эфиром (Нусом), она превращается в мировое яйцо. В пифагорейском «Священном слове» сказано: «могучее Время родило в Эфире блестящее яйцо», мировой шар, в котором зарождаются различные космические божества.

В этом мифе можно выделить одну универсальную антитезу пифагорейства. Она ближе всего прообразует пифагорейско-платоническую антитезу материи и идеи. Это — антитеза Фанеса и Ночи, от союза которых рождается Свет.

Теперь вспоминаем детали космогонии: от Первоединой Четверицы отличается от второй Нус, «сын Эфира», то первое мировое Божество, которое действует в мировом шаре; он-то и есть Φάνης, или, по другим наименованиям, Πᾶν, Μῆτις, Все, Прозорливость, Разумение, Ἒϱως, Любовь. Эта творческая деятельность реального мира и рождает из себя Огонь, от теплоты которого шаровидная первоматерия раскалывается на небо и землю, в результате чего появляется темное Пространство между небом и землею, или, по выражению «Священного слова», Фанес родил Ночь. Новместе с этим, «отец женился на внутри-мировой Ночи, своей дочери», т.е. Реальный свет внутри мирового шара.

Далее, Фанес при помощи Теплоты и Света устраивает Небо, Землю, Море, Сонце и Луну. В учении о том, что Фанес рождает Ночь, ясно сквозит позднейшее учение о том, что Нус требует для себя материю, а что Фанес женился на Ночи, - это учение о том, что всякая реальная вещь состоит из взимопроникающихся эйдоса (идеи) и меона.

Сравнивая с этой «второй династией» космических богов «первую династию», т.н. Священную Четверицу, нельзя не заметить, что уже одно то, что в Десятерице повторяются те же диалектические схемы, что и в Четверице, указывает на какую-то особливость Четверицы и зависимость от неё Десятерицы: пробуждающееся диалектическое сознание уже чувствует необходимость выделить самую диалектику в одну сторону, а применение её — в другую.

На этом я думаю закончить лекцию. А следующие лекции посвятить примечаниям к основному тексту.