Найти в Дзене

Лётная Жизнь на фото - Аэродром Смирных 1979-80 -14.Осенний аэродром

На аэродроме осень – Осень напоминает о себе всё больше. Желтеют и опадают с деревьев листья, только хвойных деревьев осень не касается, они не остаются всё такими же зелёными. Хвойных деревьев вокруг намного больше, чем лиственных, поэтому на аэродроме общая картина как-то не особо меняется. Всё также на аэродроме за деревьями скрыты капониры и ЖБУ, и весь аэродром продолжает оставаться зелёным. По лётной Программе закончили мы «подготовку к боевым действиям днём» и подошло время выполнить зачётный полёт на перехват с посадкой на другом аэродроме. Другой аэродром, это аэродром Сокол возле Южно-Сахалинска. Там базируется полк СУ-15ТМ нашей дивизии. Готовились серьёзно к этому зачётному полёту, изучили аэродром Сокол, сдали даже зачёт, а прошёл этот зачётный полёт довольно буднично. Взлёт по одному с временным интервалом. Выполнил обычный перехват в ЗПС на средней высоте над заливом Терпения. Это по пути на аэродром Сокол. После перехвата полёт по маршруту и посадка на Соколе.

На аэродроме осень

– Осень напоминает о себе всё больше. Желтеют и опадают с деревьев листья, только хвойных деревьев осень не касается, они не остаются всё такими же зелёными. Хвойных деревьев вокруг намного больше, чем лиственных, поэтому на аэродроме общая картина как-то не особо меняется. Всё также на аэродроме за деревьями скрыты капониры и ЖБУ, и весь аэродром продолжает оставаться зелёным. По лётной Программе закончили мы «подготовку к боевым действиям днём» и подошло время выполнить зачётный полёт на перехват с посадкой на другом аэродроме. Другой аэродром, это аэродром Сокол возле Южно-Сахалинска. Там базируется полк СУ-15ТМ нашей дивизии. Готовились серьёзно к этому зачётному полёту, изучили аэродром Сокол, сдали даже зачёт, а прошёл этот зачётный полёт довольно буднично. Взлёт по одному с временным интервалом. Выполнил обычный перехват в ЗПС на средней высоте над заливом Терпения. Это по пути на аэродром Сокол. После перехвата полёт по маршруту и посадка на Соколе. С воздуха хорошо просматривается весь юг Сахалина, его узкое местами «тело». От Смирных до Сокола около трёхсот километров. Стандартный аэродром со стандартная ВПП, никаких проблем. На аэродроме идут полёты Су-15. Мы им не особо и помешали. Пробыли мы здесь совсем немного. Только заправились керосином и улетели домой. Толком даже с местными лётчиками не пообщались. Но наших однокашников там не было.

-2

Подготовка самолёта к Боевому Дежурству

– На улице золотая осень, в полку размеренная жизнь, - полёты, Боевое Дежурство. Ко всем служебным заботам у личного состава полка ещё одна забота, это рыбалка. Идёт кета и горбуша, её сезон, он относительно короткий. Надо успеть заготовить рыбы и икры. Не все офицеры и прапорщики занимаются этим, конечно, но очень многие. Постоянно на аэродроме и в классе слышны разговоры на эту тему. Мы, молодые лейтенанты, ещё не несём Боевое Дежурство, поэтому у нас и времени свободного побольше и забот поменьше. Не считая служебных нарядов и походов ответственными в казарму к солдатам. Есть в нашей эскадрилье несколько «матерых» лётчиков-операторов капитанов, заядлых любителей рыбалки. Так те, по-моему, даже похудели. Они в полку нарасхват, - операторов не хватает, нужны на полёты и на Боевое Дежурство. А нашим рыбакам ещё и на рыбалку надо вырываться. Вот они и крутятся, как белка в колесе. После окончания училища прошло два года, нам, лейтенантам, присвоили звание старших лейтенантов. Это событие. Нас аж семь человек, организовались и отметили это событие в нашей холостяцкой квартире.

-3

Один из неутомимых техников-спецов ст. л-т Кац

– Техсостав в нашей эскадрилье в основном молодого возраста, в большинстве своём старшие лейтенанты. И техники самолётов, и техники в группах по специальностям. Несмотря на молодость, в основном специалисты грамотные и добросовестные. Занимаются практически каждый день подготовкой самолётов то к полётам, то к Боевому дежурству. В любое время суток устраняют возникшие отказы на самолёте. А зимой это бывает совсем непросто. Особенно, когда связано с Боевым Дежурством. И мороз может придавить, и метель запуржить. И в любых условиях наши техники проводят самолёты в боевую готовность, не считаясь ни с условиями, ни со временем. Погода на Сахалине вообще непредсказуемая, при простых, вроде, метеоусловиях может налететь ураганный ветер с ливнем. Чуть ли не деревья с корнем рвёт. А рядом на Курилах погода ещё хлеще. Вот в октябре 1979 года на аэродром Буревестник, где базируется полк МиГ-17 нашей дивизии, налетел тайфун. Переворачивал самолёты, взлётную полосу-«железку» в рулон заворачивал. Базирующееся там звено боевых вертолётов Ми-24, тайфун оставил без лопастей, когда разгромил ангар, куда сложили, снятые с вертолётов для лучшей сохранности от тайфуна, это несчастливые лопасти. Короче, и полк, и вертолётное звено, и аэродром в целом были полностью и надолго выведены из строя.

-4

Начальник Группы РЭО ст. л-т Боря Селях

– Взаимоотношения лётного и технического состава были очень даже нормальные. Кстати, не только лётный состав эскадрильи был «молодёжным», технический состав тоже в значительной степени составляли молодые лейтенанты и старшие лейтенанты, недавние выпускники авиационно-технических училищ. Значительную часть служебного времени мы с техсоставом проводили не совместно, - лётный состав в классе на подготовке, а техсостав на стоянке у самолётов. Но зато очень плотно общались в дни предварительной подготовки на стоянке и, конечно, на полётах. Были и такие, что дружили семьями. Часто это начиналось с общения жён. Ну, а мы, лейтенанты лётчики общались с такими же лейтенантами техниками и во внеслужебное время. Пересекались в рыболовных делах или в Доме Офицеров на танцах. Был у меня товарищ из техников-спецов Боря Селях с нашей эскадрильи. Жил он в Северном посёлке, и я частенько бывал у него в гостях. Посещали вместе баню, была там у техников хорошая своя баня с парилкой. И была это баня даже знаменитой в «узких кругах». Бывали мы там иногда и почти всем составом нашей холостяцкой квартиры. Долго помнились потом такие лётно-технические «встречи».

-5

Лётчик Петя Соловьёв, АВВАКУЛ-75

– Я и ещё шестеро моих однокашников, выпускники Ставропольского ВВАУЛШ-77 и Армавирского АВВАКУЛ-76, были в «молодёжной» третьей эскадрилье у майора Бондарчука, а во второй эскадрилье было тоже человек семь однокашников, но выпускников АВВАКУЛ-75. Поскольку они были старше нас, их эскадрилья уже не была молодёжной. Да и какая молодёжь, если мой командир звена был их однокашником. Эти выпускники Армавира семьдесят пятого года также, как и мы попали после выпуска в Спасск Дальний, прошли там «первоначальную» подготовку на Як-28П, а потом пришли в Смирных. А точнее, это мы прошли по их пути. Такой вот в принципе был молодёжный состав нашего 528 иап. И вообще в те годы проходило так называемое «омоложение» в истребительной авиации ПВО. Из лётных училищ стали приходить лётчики выпускники с высшим образованием. Где-то «наверху» командование решило «омоложать» командный состав, и мы уже были и свидетелями, и участниками этого процесса. Так старшие лейтенанты становились командирами авиационных звеньев, а капитаны становились командирами эскадрилий.

23.12.2024 – Севастополь.