"Гостиница Клея, Михайловская улица" - получил рекомендацию от капитана молодой Мариус Петипа, когда плыл на пароходе к незнакомым берегам столицы Российской империи в 1847 году. Тогда ему ещё только предстояло прославить русский балет.
Отель Клее-Кулона, как говорится, "знали все". Управляющим заведения был купец 3-й гильдии, француз, Жан Лукич Кулон. А владельцами - представители немецкой династии Клее. Поэтому отель называли то по имени Кулона, то Клее.
Ну а сегодня на том месте старейший из дореволюционных отелей, который по-прежнему является визитной карточкой города. Место, собравшее за долгую историю огромную коллекцию знаменитых имён своих постояльцев: от Иоганна Штрауса до английской королевы Елизаветы II. Нередко его выбирали для своих картин деятели киноискусства ("Осенний марафон", "Мания Жизели" и другие).
Появился он на волне необходимости обеспечить портовый город, "Окно в Европу», а для кого-то - в Россию, большим количеством гостевых номеров для приезжих. Необходимость росла по мере роста столицы.
Это было дело особой важности, держалось на контроле властей. Владельцам ежегодно надлежало возобновлять "позволение" принимать гостей.
Закрепился отель на углу Михайловской после возникновения самой улицы. А запланирована она была как часть большого ансамбля, парадный подъезд с Невского проспекта к будущему Михайловскому дворцу, выстроенному для младшего брата императора. Проектом занимался главный создатель архитектурных ансамблей Петербурга - Карл Иванович Росси. До этих работ Михайловская площадь (Площадь Искусств) по сути была пустырем, задворками плотной застройки, прилегающей к Невскому проспекту. Чтобы проложили Михайловскую улицу, многим зданиям суждено было исчезнуть.
Улица в своей простоте и сдержанности отвечала всем законам классицизма. Дома ее были выдержаны в едином стиле. Одна из первых она была освещена газом (в 1839 году установлены четыре чугунных столба с газовыми фонарями). Ресторан и отель, расположенные в здании на углу, пользовались популярностью. Сохранились, однако, и, так скажем, критические отзывы о заведении. Автором такового стал французский путешественник А. де Кюстин. В своих заметках он писал о гостинице, будто она напоминала " по внешности дворец", а внутри оказалась "позолоченной, обитой бархатом конюшней". Особенно драматично описывается встреча с гостиничными клопами. Но это было в духе автора: современники отмечали, что де Кюстин любил "сгустить краски". Подобное мнение об отеле не было расхожим.
Репутация заведения и доверие публики имели огромное значение для Клее. Средства и силы в дело вкладывались значительные - и дело имело неизменный успех.
В 1858 году в гостинице (тогда она называлась "Россия") не случайным образом, запланировано, останавливался французский писатель Теофиль Готье . Наиболее поразившим его оказались масштабы: " Гостиница "Россия" величиной с Лувр в Париже - её коридоры длиннее многих улиц, и, пока их не пройдёшь, можно порядком притомиться". В Петербурге он напишет фельетоны, которые вошли в книгу "Путешествие в Россию".
Иван Сергеевич Тургенев семь раз останавливался в гостинице на Михайловской улице - и его можно было назвать постоянным её клиентом.
Постепенно росло количество комнат. От гостиницы к станциям железной дороги и пароходным пристаням отправлялись дилижансы (кучеры занимали комнаты в подвальном этаже здания).
После осмотра здания в 1863 архитектор Р.Б. Бернгард заключил, что оно прочно, а значит, прослужит четверть века до новой проверки. В.Г. Клее получил ссуду от Петербургского городского кредитного общества и планировал вложить ее в ремонт лестницы, коридоров, номеров. Однако в 1871 Клее теряет своё дело в большом пожаре, нанесшем зданию финансовый ущерб, возместить который он не имел возможности.
Но ею обладали другие. Так, статский советник барон Александр Николаевич Фитингоф-Шель ( ученик А.С. Даргомыжского) купец первой гильдии Гуго Грот, почетный гражданин Александр Берг, надворный советник Павел Николаевич Усов ( создатель первого телеграфного агентства в стране) в 1872 году учредили акционерное общество "Европейской" гостиницы. В планах было объединить старое здание отеля с оставшимися по левой стороне улицы домами в единый фасад и превратить "Европейскую" в роскошный отель для состоятельных гостей. Дабы привлечь соответствующую публику, акционеры задумывали придать внешнему декору здания более пышный вид. Так родились знаменитые пилястры с атлантами. Они были призваны внести пластическое разнообразие при столь протяженном здании. Проектом занимался Людвиг Францевич Фонтана.
В 1873 году Ф.М. Достоевский писал: "... Вот архитектура современной, огромной гостиницы - это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми".
И действительно, не может не впечатлить этот фасад длиной в целую улицу.
В журнале "Зодчий" писали: " ...нельзя не отдать полной похвалы тому умению и знанию хозяйственного дела, с которым действовал архитектор, наталкиваясь непрерывно на различные препятствия..."
Тем не менее, поступала и критика, указывающая на то, что здание отеля выбилось из единого классического ансамбля улицы и Михайловской площади.
Пока шла перестройка, старая часть гостиницы продолжала принимать постояльцев.
Спустя несколько дней после открытия обновленной гостиницы 30 января 1875 года в газете "Голос" писали: "Обстановка отеля отличается замечательной роскошью отделки и приспособлениями. В первом этаже помещается кафе-ресторан с большой залой - с отдельными кабинетами с читальной комнатой с мягкими диванами и креслами - снабженными всевозможными журналами. Широкая, из белого мрамора, лестница ведёт ... в залу table d'hote, украшенную живописью на стенах и позолотою... Большая часть номеров имеет рояли, полы устланы коврами, стены разукрашены бронзою и хрусталем... В день открытия все салоны гостиницы были переполнены публикою, желавшею ознакомиться с её помещением".
Отель обладал собственными производствами: кондитерским, коптильным, фруктовых вод, пищевого льда, мебельной фабрикой. Имелись выездные экипажи, прачечная на верхнем этаже, парикмахерская, портновская и сапожные мастерские, винный погреб. Работали магазин и группа переводчиков, телеграф и почтовое отделение. Черным мрамором были отделаны подоконники в "кабинете для чтения". На заводе Сан-Галли была произведена система отопления. Подъёмная машина помогала публике в перемещении между этажами.
Михайловская улица стала одним из символов щегольского Петербурга. Она всегда была людной и оживленной. Именно на ней начинались самые популярные линии конно-железных дорог. При гостинице открывались лучшие лавки и магазины города.
В 1877 году земля и здания гостиницы были оценены в 2 015 054 рублей.
В 1884 среди прочих уважаемых людей в акционерах общества состоял архитектор Павел Юльевич Сюзор. А в 1888 году председателем правления общества был Людвиг Францевич Фонтана. В здании на Михайловской он и проживал, и даже был какое-то время директором гостиницы.
С 1901 года и до самого 1917 на должности директора гостиницы находился швейцарец, Йозеф Вольфлисберг. В свою работу и развитие гостиницы он по-настоящему вкладывал душу.
С растущими доходами расцветало внутреннее убранство отеля. Его украсили панно, керамика, витражи. В ресторане "Европа" появился витраж "Аполлон на колеснице", выполненный по рисункам Л.Н. Бенуа. Переделкой интерьеров номеров в 1908-1914 годах руководил архитектор Фёдор Лидваль ( его имя - один из символов эпохи). Производились серьезные инженерные усовершенствования.
На мансардном этаже, возведенном в 1909 году, открылись летний ресторан на воздухе и крытый летний ресторан с садом. Очень скоро пообедать в видовом ресторане "Крыша" стало обязательной частью путешествия в Петербург. Кухня была изысканной, а для особого удовольствия гостей приглашали выступать музыкантов и артистов.
24 июня 1912 года А.А. Блок писал своей матери: " Мы с Румановым завтракали на крыше Европейской гостиницы, он меня угощал; там занятно: дорожка, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем".
В кинофильме "Человек из ресторана", снятого по повести Ивана Шмелева и вышедшего в 1927 году, среди массовки вы можете увидеть Якова Алексеевича Сергеева, долгое время работавшего официантом в дореволюционной "Европе" .
Надо сказать, для работы отбирались самые лучшие и ответственные. Выходной назначался дважды в месяц, но это был не полный день. Полноценные выходные служащие получали только на главные праздники - в Пасху и Рождество. Отпуск бывал один раз в два года. Но от этого работа в отеле не переставала быть престижной, надежной и желанной. Сохранялась даже добрая традиция собирать в Рождество работников на "Крыше" у праздничной елки. Приглашали музыкантов, и, конечно, дирекция отеля не забывала о подарках. Обычно это были сатиновые рубашки, носовые платки, подтяжки.
После революции старые порядки сменились новыми. Но свою значимость для Петербурга отель, очевидно, сохранил и по сей день.
Размещение информации об объектах и историческая справка о них не являются рекламой. Материал опубликован исключительно в целях реализации социального проекта "Открытый город".
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи автора: