Найти в Дзене
Открытый Город

"Это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие..." (Ф.М. Достоевский)

"Гостиница Клея, Михайловская улица" -    получил рекомендацию от капитана молодой Мариус Петипа, когда плыл на пароходе к незнакомым берегам столицы Российской империи в 1847 году. Тогда ему ещё только предстояло прославить русский балет.

Отель Клее-Кулона, как говорится, "знали все". Управляющим заведения был купец 3-й гильдии, француз, Жан Лукич Кулон. А владельцами - представители немецкой династии Клее. Поэтому отель называли то по имени Кулона, то Клее.

-2

Ну а сегодня на том месте старейший из дореволюционных отелей, который по-прежнему является  визитной карточкой города. Место, собравшее  за долгую историю огромную коллекцию знаменитых имён своих постояльцев: от Иоганна Штрауса до английской королевы Елизаветы II.  Нередко его выбирали для своих картин деятели киноискусства  ("Осенний марафон", "Мания Жизели" и другие).

Появился он на волне необходимости обеспечить  портовый город, "Окно в Европу», а для кого-то - в Россию, большим количеством гостевых номеров для приезжих. Необходимость росла по мере роста столицы.

Это было дело особой важности, держалось на контроле властей. Владельцам ежегодно надлежало возобновлять "позволение" принимать гостей.

-3

Закрепился отель на углу Михайловской после возникновения самой улицы. А запланирована она была как часть большого  ансамбля,  парадный подъезд с Невского проспекта к будущему Михайловскому дворцу, выстроенному для младшего брата императора. Проектом занимался главный создатель архитектурных ансамблей Петербурга - Карл Иванович Росси. До этих работ Михайловская площадь (Площадь Искусств)  по сути была пустырем, задворками плотной застройки, прилегающей к Невскому проспекту. Чтобы проложили Михайловскую улицу, многим зданиям суждено было исчезнуть.

-4

Улица в своей простоте и сдержанности отвечала всем законам классицизма. Дома ее были выдержаны в едином стиле. Одна из первых она была освещена газом (в 1839 году установлены четыре чугунных столба с газовыми фонарями). Ресторан и отель, расположенные в здании на углу, пользовались популярностью. Сохранились, однако, и, так скажем, критические отзывы о заведении. Автором такового стал французский путешественник А. де Кюстин. В своих заметках он писал о гостинице, будто она напоминала   " по внешности дворец", а внутри оказалась "позолоченной, обитой бархатом конюшней". Особенно драматично описывается встреча с гостиничными клопами. Но это было в духе автора: современники отмечали, что де Кюстин любил "сгустить краски". Подобное мнение об отеле не было расхожим.

Репутация заведения и доверие публики имели огромное значение для Клее. Средства и силы в дело вкладывались значительные - и дело имело неизменный успех.

-5

В 1858 году в гостинице (тогда она называлась "Россия") не случайным образом, запланировано, останавливался французский писатель Теофиль Готье . Наиболее поразившим его оказались масштабы: " Гостиница "Россия" величиной с Лувр в Париже - её коридоры длиннее многих улиц, и, пока их не пройдёшь, можно порядком притомиться". В Петербурге он напишет фельетоны, которые вошли в книгу "Путешествие в Россию".

Иван Сергеевич Тургенев семь раз останавливался в гостинице на Михайловской улице - и его можно было назвать постоянным её клиентом.

Постепенно росло количество комнат. От гостиницы к станциям железной дороги и пароходным пристаням отправлялись дилижансы (кучеры занимали комнаты в подвальном этаже здания).

-6

После осмотра здания в 1863 архитектор Р.Б. Бернгард заключил, что оно прочно, а значит, прослужит четверть века до новой проверки. В.Г. Клее получил ссуду от Петербургского городского кредитного общества и планировал вложить ее в ремонт лестницы, коридоров, номеров. Однако в 1871 Клее теряет своё дело в большом пожаре, нанесшем зданию финансовый ущерб, возместить который он не имел возможности.

-7

Но ею обладали другие. Так, статский советник барон Александр Николаевич Фитингоф-Шель ( ученик А.С. Даргомыжского) купец первой гильдии Гуго Грот, почетный гражданин Александр Берг, надворный советник Павел Николаевич Усов ( создатель первого телеграфного агентства в стране) в 1872 году учредили акционерное общество "Европейской" гостиницы. В планах было объединить старое здание отеля с оставшимися по левой стороне улицы домами в единый фасад и превратить "Европейскую" в роскошный отель для состоятельных гостей. Дабы привлечь соответствующую публику, акционеры задумывали придать внешнему декору здания более пышный вид. Так родились знаменитые пилястры с атлантами. Они были призваны внести пластическое разнообразие при столь протяженном здании.  Проектом занимался Людвиг Францевич Фонтана.

-8

В 1873 году Ф.М. Достоевский писал: "... Вот архитектура современной, огромной гостиницы - это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми".

И действительно, не может не впечатлить этот фасад длиной в целую улицу.

-9

В журнале "Зодчий" писали: " ...нельзя не отдать полной похвалы тому умению и знанию хозяйственного дела, с которым действовал архитектор, наталкиваясь  непрерывно на различные препятствия..."

Тем не менее, поступала и критика, указывающая на то, что здание отеля выбилось из единого классического ансамбля улицы и Михайловской площади.

Пока шла перестройка, старая часть гостиницы продолжала принимать постояльцев.

-10

Спустя несколько дней после открытия обновленной гостиницы 30 января 1875 года в газете "Голос" писали: "Обстановка отеля отличается замечательной роскошью отделки и приспособлениями. В первом этаже помещается кафе-ресторан с большой залой - с отдельными кабинетами с читальной комнатой с мягкими диванами и креслами - снабженными всевозможными журналами. Широкая, из белого мрамора, лестница ведёт ... в залу table d'hote, украшенную живописью на стенах и позолотою... Большая часть номеров имеет рояли, полы устланы коврами, стены разукрашены бронзою и хрусталем... В день открытия все салоны гостиницы были переполнены публикою, желавшею ознакомиться с её помещением".

-11

Отель обладал собственными производствами: кондитерским, коптильным, фруктовых вод, пищевого льда, мебельной фабрикой. Имелись  выездные экипажи, прачечная на верхнем этаже, парикмахерская, портновская и сапожные мастерские, винный погреб. Работали магазин и группа переводчиков, телеграф и почтовое отделение. Черным мрамором были отделаны подоконники в "кабинете для чтения". На заводе Сан-Галли была произведена система отопления. Подъёмная машина помогала публике в перемещении между этажами.

Кабинет для чтения
Кабинет для чтения

Михайловская улица стала одним из символов щегольского Петербурга. Она всегда была людной и оживленной. Именно на ней начинались самые популярные линии конно-железных дорог. При гостинице открывались лучшие лавки и магазины города.

В 1877 году земля и здания гостиницы были оценены в  2 015 054 рублей.

-13

В 1884 среди прочих уважаемых людей в акционерах общества состоял архитектор Павел Юльевич Сюзор. А в 1888 году председателем правления общества был Людвиг Францевич Фонтана. В здании на Михайловской он и проживал, и даже был какое-то время директором гостиницы.

С 1901 года и до самого 1917 на должности директора гостиницы находился швейцарец, Йозеф Вольфлисберг. В свою работу и развитие гостиницы он по-настоящему вкладывал душу.

С растущими доходами расцветало внутреннее убранство отеля. Его украсили панно, керамика, витражи. В ресторане "Европа" появился витраж "Аполлон на колеснице", выполненный по рисункам Л.Н. Бенуа. Переделкой интерьеров номеров в 1908-1914 годах руководил архитектор Фёдор Лидваль ( его имя - один из символов эпохи). Производились серьезные инженерные усовершенствования.

-14

На мансардном этаже, возведенном в 1909 году, открылись летний ресторан на воздухе и крытый летний ресторан с садом. Очень скоро пообедать в видовом ресторане "Крыша" стало обязательной частью путешествия в Петербург. Кухня была изысканной, а для особого удовольствия гостей приглашали выступать музыкантов и артистов.

-15

24 июня 1912 года А.А. Блок писал своей матери: " Мы с Румановым завтракали на крыше Европейской гостиницы, он меня угощал; там занятно: дорожка, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем".

-16

В кинофильме "Человек из ресторана", снятого по повести Ивана Шмелева и вышедшего в 1927 году, среди массовки вы можете увидеть Якова Алексеевича Сергеева, долгое время  работавшего официантом в дореволюционной "Европе" .

-17

Надо сказать, для работы отбирались самые лучшие и ответственные. Выходной  назначался дважды в месяц, но это был не полный день. Полноценные выходные служащие получали только на главные праздники - в Пасху и Рождество. Отпуск бывал один раз в два года. Но от этого работа в отеле не переставала быть престижной, надежной и желанной. Сохранялась даже добрая традиция собирать в Рождество работников на "Крыше" у праздничной елки. Приглашали музыкантов, и, конечно, дирекция отеля не забывала о подарках. Обычно это были сатиновые рубашки, носовые платки, подтяжки.

После революции старые порядки сменились новыми. Но свою значимость для Петербурга  отель, очевидно, сохранил и по сей день.

-18

Размещение информации об объектах и историческая справка о них не являются рекламой. Материал опубликован исключительно в целях реализации социального проекта "Открытый город".

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.

Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!

Другие статьи автора: